О том, как изменилась подготовка педагогических кадров, что принципиально нового появилось в педагогическом образовании, мы беседуем с Владиславом ВИНОГРАДОВЫМ – кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой педагогики Елабужского института Казанского федерального университета, координатором проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.
– Республика Татарстан с точки зрения инновационности и развития школьного образования является одним из ведущих регионов РФ – КФУ по праву считается лидером по многим направлениям подготовки специалистов, а Елабужский институт, один из старейших педагогических вузов страны, на протяжении нескольких последних лет смело внедряет новые формы и методы подготовки учителей. В чем, Владислав Львович, существенно изменились подходы?- Переход к информационному обществу определил принципиальное изменение требований к подготовке педагогов. Школьные учителя, как и преподаватели вуза, уже не являются носителями эксклюзивных знаний. Информация перестала быть проблемой. Изменение роли учителя потребовало кардинального пересмотра подходов к подготовке педагогов в системе высшего образования. Решение этой проблемы, в частности, является важнейшей задачей САЕ «Учитель XXI века» Казанского федерального университета.Елабужский институт реализует классическую модель подготовки учителя на основе обновления содержания и технологий педагогического образования. Студент, поступая на педагогическое направление, изначально проходит подготовку как будущий учитель, вне зависимости от того, какие модули, дисциплины, разделы он осваивает – будь то философия, математика или физическая культура.С 2014 года мы реализуем Федеральную целевую программу, направленную на реформу системы подготовки учителей. Наша сфера ответственности связана с подготовкой учителя-бакалавра, то есть наиболее массовой учительской профессии. Участники проекта сформировали общую позицию по решению целого комплекса профессиональных вопросов. Прежде всего это понимание необходимости перехода от избытка теории к компетентностному и деятельностному подходам как основе реализации процессов, связанных с подготовкой будущих учителей. Иными словами, если студент осваивает теорию и технологии обучения, то он должен в результате не только продемонстрировать знание того, какие технологии существуют и чем они характеризуются, но главное – уметь применить их в практической деятельности. То есть при разработке рабочих программ мы должны ответить на вопрос: для чего в эту программу внедрен тот или иной образовательный модуль? Что конкретно сможет делать будущий учитель после завершения обучения по этому модулю? Если выпускник вуза обладает совокупностью знаний о самых передовых технологиях, но не может использовать их в школе, мы признаем педагогическое образование неэффективным. Учитель прежде всего является профессионалом-практиком, ремесленником в лучшем смысле этого слова, и во вторую очередь – творцом. Ремесленник должен владеть наиболее эффективными образовательными технологиями, чтобы обеспечить гарантированный результат образования. Если мы определяем цель подготовки учителя-предметника как его способность выполнять профессиональные функции, мы не можем не поменять содержание образования. Еще раз повторю, что теоретические знания перестали быть абсолютным результатом. Они необходимы, но не абсолютны.- Поэтому вы существенно увеличили долю практики в образовательном процессе?- Формировать профессиональные компетенции невозможно без практики. Нельзя же подготовить квалифицированного врача, не допуская его к больным. Все же уточню: речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики, хотя ее доля значительно увеличена. Практика в данном случае понимается в самом широком ее смысле – от практики в квазиусловиях (в данном случае используется среда вуза) до полномасштабной практики на базе школы. Теоретическая подготовка осуществляется в контексте тех практических проблем, с которыми сталкиваются учителя. Это одно из основных значимых отличий современного педагогического образования от того, что было раньше. Мы формируем у будущего учителя способность постоянно осваивать новые методики, активно исследовать процессы, в которых он участвует, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Учитель должен быть открыт к обучению, постоянному пополнению методических и предметных знаний. Все это невозможно без компетенции в области исследовательской деятельности, которая связана с поиском новых путей получения более эффективного результата образовательной деятельности, с поиском новых подходов к «проблемным» ученикам, новых методов работы с конкретным классом. На мой взгляд, вузы, готовящие учителей, должны максимально ориентироваться на проведение комплекса исследований в действующей системе образования. Причем исследований, направленных на разработку конкретных рекомендаций образовательным организациям по повышению эффективности их функционирования в определенной области. Высшая школа должна не только взять на себя ответственность за внедрение новых образовательных технологий в школьное образование, но и отслеживать их результативность.- В течение последних 6 лет Республика Татарстан стала площадкой для отработки эффективных зарубежных технологий и практик школьного образования. Регион зарекомендовал себя как пилотный в области внедрения сингапурской модели образования, активно сотрудничает с Казахстаном, который тоже предлагает интересную модель образования. Резонно спросить: неужели российское образование, российская наука не в состоянии самостоятельно разрабатывать эффективные образовательные технологии для школы?- Я отвечу. Мы по праву гордимся мощнейшей теоретической базой, которую накопили в области образования. Имена Эльконина, Давыдова, Махмутова и многих других наших соотечественников известны далеко за пределами РФ, их труды являются основой образовательных практик во многих странах. Это здорово! Но России нужно научиться эффективно использовать их в родной системе образования, а не экспортировать «продукт их переработки» из других стран, как это случилось с Сингапуром. В идеале педагогические вузы должны постоянно предлагать школам конкретные разработки, обеспечивающие высокое качество образования, проводить исследования эффективности предложенных технологий и совершенствовать их в дальнейшем. Это то, чем сейчас занимается наш институт.- Расскажите об этом подробнее.- В рамках Федеральной целевой программы развития образования мы сотрудничаем со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли. В течение нескольких лет проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия. Сформированы макеты фондов оценочных средств, разработан и успешно реализуется комплекс прикладных исследований (например, реакция ученика в течение урока, в том числе на замечания и поощрения), который будущие учителя осваивают в образовательных модулях. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработаны и внедрены в образовательный процесс новые модули, в том числе включающие подготовку к воспитательной работе в школе, основанные на компетентностном подходе к подготовке учителя. В структуру образовательных модулей интегрированы практика и элементы исследовательской деятельности (НИРС – научно-исследовательские работы студентов).Все это позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки учителя, которая максимально отвечает требованиям времени, а в некоторых случаях и опережает их.- Можно ли, Владислав Львович, уже говорить о том, что эта модель сложилась и эффективно работает, конкретно – в Елабужском институте КФУ?- Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп с большей уверенностью заявляют, что охотно и смело пойдут в школу, а это важный результат.Стоит отметить, что мы не только готовим выпускников – учителей XXI века, но и тесно работаем с педагогами, которые сегодня ведут уроки в школе. Так, брендом в педагогическом сообществе стал Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге. Это уникальная площадка по обмену компетенциями и инновациями, модераторами которой станут лучшие педагоги и ведущие преподаватели вузов России, США, Германии, Турции, Израиля, Белоруссии. Мы приглашаем принять участие в фестивале, который пройдет в Елабужском институте КФУ с 7 по 9 августа, всех учителей, открытых новому и желающих расти в профессии.
Комментарии