В сотрудничестве с Департаментом образования Москвы столичные вузы реализуют мероприятия и проекты, направленные на повышение доступности и качества образования, создание условий для культурного роста, социальной и образовательной успешности москвичей и особенно молодежи. Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина активно участвует в этой деятельности. «По решению Департамента образования города Москвы с 2014 года институт является координатором всех мероприятий по продвижению русского языка и образования на русском языке, проводимых вузами в рамках субсидии из бюджета города, предоставленной департаментом», – рассказывает ректор вуза М.Н.Русецкая.
13 декабря Институт Пушкина принимал пятиклассников, финалистов конкурса диктантов в рамках проекта «Литературное многоборье», который реализуется совместно с Городским методическим центром. Первый этап конкурса, школьный, проходил в октябре и был посвящен творчеству М.Ю.Лермонтова. На окружной этап было прислано 95 работ, из которых авторитетным жюри отобрано 38 самых достойных.«Конкурс – это в первую очередь проверка грамотности и речевых навыков: дети должны без ошибок написать текст диктанта и построить собственное высказывание на заданную тему. Вторая, и может быть главная, цель его проведения – привлечь внимание школьников к личности великого поэта, 200-летний юбилей которого отмечался в те дни, – рассказывает А.Г.Жукова, заместитель декана филологического факультета Института Пушкина. – Мы постарались ознакомить детей с многогранностью талантов Михаила Юрьевича, ведь он был не только поэтом и писателем, но и художником, и музыкантом. По результатам проверки работ можно отметить, что есть очень грамотные и творческие ребята – они и были приглашены к участию в финале». Доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации О.И.Горбич, которая проводила финальный этап, начала его с поздравлений: «Поздравляю вас, ведь вы уже победили в своих школах и округах! Целая аудитория победителей – такое нечасто встречается!» Сам конкурс на этот раз основан на материале сказочной повести Л.Лагина «Старик Хоттабыч». Закончив диктовку, преподаватель дает творческое задание: придумать название статьи, которая сообщает о необычной находке пионера, и ответить на вопрос: а что бы ты попросил у джинна, если бы появилась такая возможность? Пока дети пишут, родители обмениваются мнениями. «Хорошо, если бы институт открыл специальные курсы для школьников, посвященные русскому языку, умению правильно и красиво говорить и писать», – говорит одна из мам. С.В.Скрипниченко работает заместителем художественного руководителя в театре и по опыту знает, как не хватает молодежи навыков правильной и красивой русской речи: «Мне кажется, такой курс был бы очень востребован». Время, отведенное на проведение диктанта, заканчивается. Работы сданы. О чем же мечтают московские пятиклассники? «Чтобы все люди жили мирно и счастливо»; «оказаться внутри книжного мира и посмотреть на оживших любимых героев»; «иметь телескоп, чтобы наблюдать звездное небо»; «поступить в хорошую театральную студию»; «чтобы в нашей школе появилась фабрика деревянных игрушек, как в Климовске». Желания простые и понятные. Попадаются и такие: «пусть моя мама бросит курить» или «чтобы мои родители не ругались». А вот ответ философский: «Я бы не стала ничего просить, пусть все идет своим чередом. Мир не должен зависеть от одного человека».В завершение конкурса детям вручили сувениры от Института Пушкина и сертификаты участника городского этапа (это достижение будет учтено в портфолио ребенка), учителям, которые подготовили ребят, – благодарственные письма. Награждение победителей состоится в апреле-мае, когда будут проводиться праздничные мероприятия, посвященные окончанию всех конкурсов Городского методического центра. А их немало. Проект «Литературное многоборье» включает еще два конкурса. Для учащихся четвертых классов с ограниченными возможностями здоровья проведена олимпиада «Знаем русский язык». «Такая олимпиада состоялась в Москве впервые, она предоставляет детям с трудностями в обучении возможность участия в олимпиадном движении, – рассказывает Е.В.Колтакова, проректор по учебной работе Института Пушкина. – В ней приняли участие около 500 детей с ограниченными возможностями здоровья из 60 образовательных организаций. 26 ноября прошел городской этап конкурса, победителями которого стали 11 ребят, призерами – еще 58 человек. Торжественное награждение победителей и призеров олимпиады состоялось 22 декабря. А среди учеников 6-х и 7-х классов проводится конкурс сочинений, который предусматривает написание эссе, посвященного вопросам истории кириллических букв, азбук и кириллической письменности в целом». Для детей и педагоговЕще один масштабный комплексный проект – «Литературный венок» – предназначен и для детей, и для педагогов и предусматривает два крупных мероприятия: конкурс чтецов «Живое литературное слово» и конкурс школьного театрального творчества «Театральный олимп». «Цель конкурса «Живое литературное слово» – повышение интереса к чтению и культуре публичного выступления, ведь навыки выразительной речи повышают конкурентоспособность молодых людей, независимо от их будущей профессиональной деятельности, – говорит ректор Института Пушкина М.Н.Русецкая. – В задачи конкурса «Театральный олимп» входят поддержка одаренных школьников и коллективов, повышение мотивации педагогов – руководителей творческих объединений образовательных организаций. Эти мероприятия, инициированные Институтом Пушкина совместно с Городским методическим центром, Театральным институтом им. Б.Н. Щукина и поддержанные Департаментом образования города Москвы, вызывают активную заинтересованность детей и педагогов». В рамках проекта «Урок в музее» совместно с Государственным литературным музеем создан цикл мультимедийных интерактивных уроков о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, А.Н.Толстого, Б.Л.Пастернака, А.П.Чехова, К.И.Чуковского, М.М.Пришвина, В.Я.Брюсова, поэтов Серебряного века. Видеоуроки, методические материалы, рабочие тетради для школьников, по мнению Е.В.Колтаковой, будут полезны педагогам в их деятельности по формированию у школьников системы ценностей, моральных принципов и моделей эстетического восприятия на примере произведений русской литературы, культуры и искусства. Этой осенью совместно с Городским методическим центром проведен мониторинг библиотечных фондов, в котором приняли участие 953 образовательные организации города Москвы. Результаты мониторинга позволили сделать выводы о состоянии школьных библиотек, что в дальнейшем может учитываться при формировании фондов, а также будет способствовать повышению эффективности обеспечения учебного и воспитательного процесса, развитию сетевой библиотечной среды.В рамках взаимодействия Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина и московских школ создано школьно-вузовское учебно-методическое объединение «Университетский округ». В результате совместной работы составлены методические рекомендации для педагогов московских школ по адаптации образовательных программ для различных категорий обучающихся, предложены современные образовательные ресурсы, проведен ряд семинаров. «Университетский округ», созданный на базе Института Пушкина, может стать фундаментом для нового уровня российского филологического образования, способствовать продвижению и распространению русского языка и образования на русском языке в России и за рубежом, уверена проректор по учебной работе Е.В.Колтакова. Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина выполняет функции координатора проекта по созданию массовых открытых онлайн-курсов по тематике центров технологической поддержки образования при МАИ, МГТУ им. Баумана, МГСУ, МФТИ, МЭИ и других ведущих вузах столицы. Технологическую реализацию проекта обеспечивает платформа открытой системы электронного образования «Универсариум». Уже разработаны 15 курсов – «От авиамодели к самолету», «Леонардо да Винчи в 3D», «Основы программирования роботов», «Управление умным домом», «Создай свой журнал» (курс Института Пушкина) и другие – планируется, что в дальнейшем их будет около 80. Курсы размещены на портале «Образование на русском»: pushkininstitute.ru. Московские школьники могут изучить их в дистанционном режиме, а затем прийти на площадку ЦТПО в вузе на очные занятия. С другой стороны, размещение качественного бесплатного контента на портале, одна из целей которого – продвижение российского образования, будет стимулировать интерес к России и русскому языку молодых людей из разных стран. При самом Институте Пушкина создан Центр технологической поддержки образования «Цифровой печатный двор», где уже проведено обучение школьников технологии создания печатной книги. На форуме городской сети ЦТПО «Инженерный старт» институт дебютировал с оригинальным проектом детско-юношеского информационного агентства. Перечисляя проекты, которые проводятся при поддержке Департамента образования города Москвы, нельзя обойти вниманием традиционные «Университетские субботы» – просветительские мероприятия, которые с 2013 года организуют ведущие московские вузы, в том числе Институт Пушкина. «Секреты успешного сочинения», «Памятники немецкой культуры в Москве», «Славянский венок», «Я и мое имя» – экскурсии, лекции и мастер-классы, которые проводят ведущие преподаватели и научные сотрудники института, пользуются большой популярностью, их посетили уже свыше 1500 московских школьников, их родителей, студентов. «Большое спасибо вашему институту за незабываемое мероприятие, – делится впечатлениями о литературно-музыкальной композиции «Выхожу один я на дорогу» Айна Чарыева, учащаяся щелковского лицея №7. – Отдельная благодарность студентам, которые читали стихотворения, женскому хору и театральной постановке!»Грамотное владение русским языком, знание литературы, бережное отношение к своей истории – одна из важнейших составляющих культуры. «2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы, – говорит ректор Института Пушкина М.Н.Русецкая. – Я бы хотела поздравить филологов, преподавателей русского языка и литературы, писателей, журналистов, студентов, школьников и просто читателей – всех нас – с этим замечательным событием! Желаю всем, кто знает и любит русскую и мировую литературу, всем, кто связан со Словом по роду своей деятельности или по велению души, испытать в наступающем году много прекрасных чувств, положительных эмоций и творческих подъемов, которые приносят книги и чтение». Ирина Ильина, пресс-служба Института Пушкина
Комментарии