Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Лаборатория интеллекта

В постоянном поиске

Формирование познавательной активности
УГ - Москва, №46 от 12 ноября 2019. Читать номер
Автор:
Процесс формирования познавательной активности обучающихся начальной школы является одним из наиболее значимых направлений современной действительности в области образования.

Программный учебный материал насыщен художественными произведениями, задачами и практическими работами, которые далеки от проблемных ситуаций современной действительности, окружающей ребенка. Чтобы обучающийся не испытывал трудности при работе с незнакомым материалом, умел погружаться в проблемную ситуацию и находить несколько путей ее решения, отработана система формирования познавательной активности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Сейчас московское образование обладает многогранными возможностями для учителя, так как организуется взаимообучение на разных площадках, которое дает возможность выбора интересующей тематики. А дальше все зависит от заинтересованности учителя в преобразовании полученной информации и включении приемов в образовательную деятельность. Началом работы по формированию познавательной активности обучающихся стала разработка междисциплинарной рабочей программы, где содержание разных предметов объединяется в одну метапредметную линию по тематическим неделям (дням).
Образовательный процесс становится постоянным предметно-методическим поиском: осуществляется подбор материала на всю неделю (подготавливается печатный материал, составляется интерактивная составляющая урока (разделы интерактивного учебника на платформе Office 365 в программном продукте Sway), затем подбираются активные техники и приемы для достижения поставленных целей в процессе выполнения метапредметных заданий на основе ресурсов города. Ученик в процессе решения познавательных задач дополняет картину урока. Канва урока динамична и нередко выводит на проблему последующего дня.
В процессе работы с обучающимися по программе ускоренного обучения определились основные для моего класса структурные компоненты современного метапредметного урока: обязательное присутствие текстового материала разных стилей для сравнительной характеристики с точки зрения поставленных метапредметных задач. Визуализация и активные формы вычленения необходимой информации помогают обучающимся решить данные задачи. Урок становится настолько подвижным, что познавательная деятельность может переходить из одной области знаний в другую, помогая охватить большой массив информации и трансформировать его в метапредметные умения.
Познавательная активность у обучающихся формируется на разных этапах урока. На этапе определения взаимосвязанных понятий и постановки целей обучающиеся выделяют для себя ключевые метапредметные задачи урока для оценки конечных результатов при их выполнении.
Особенно динамичными в плане мыслительной деятельности являются уроки сочинительства. На первом этапе работы происходит первичное восприятие художественного образа (с использованием различных источников информации). Ввиду ограниченного словарного запаса, позволяющего заниматься описательной и аналитической письменной речью, приходится прибегать к приему ввода объекта в черно-белом изображении. Обучающиеся на основе памяти и своих представлений начинают описывать свойства и действия объектов. При повторном анализе цветного образа вычленяются нужные характеристики и соединяются с цитатами из художественных произведений.
Далее происходит кропотливая работа заполнения мыслями и рассуждениями канвы текста своего сочинения. Нахождение и выделение орфограмм позволяет более грамотно оформить собственную письменную речь.
Эта деятельность позволяет участвовать и в творческих конкурсах, где наряду с сочинительством присутствует мультипликационная деятельность.
Особую роль в формировании познавательной активности играют уроки окружающего мира. Они позволяют изучить познаваемый объект с множества сторон (информационной, визуальной, тактильной). Неотъемлемой частью уроков является обязательная работа с картой (хотя мы ее используем постоянно). Структура урока окружающего мира немного трансформируется, но кардинально не меняется, так как очень органично связана с другими предметами.
Расширить границы познавательной деятельности в рамках изучаемой тематической группы помогают виртуальные лаборатории, 3D-атласы, электронные микроскопы и интерактивная тетрадь, создаваемая совместно с детьми и родителями в программном продукте SWAY.
Обучающиеся сами выделяют объекты исследования в рамках темы, выстраивают алгоритм изучения и делают соответствующие выводы. Логическим продолжением является индивидуальная и групповая проектная и исследовательская деятельность по модели «учитель – ученик – родитель» в интерактивной тетради.
Мультипликационная деятельность позволяет создавать учебный контент, который в дальнейшем преобразуется в исследовательскую или проектную работу. Дети находятся в постоянном поиске: каждый из них имеет определенную область интересов, знанием которой он хотел бы поразить своих одноклассников. Разнообразие красочного и ярко представленного дополнительного материала по изучаемой тематической группе помогает одноклассникам расширить свой кругозор, лэпбуки, информационные стенды, газета, телепередачи являются отличной визуализацией понятий.
Огромную роль в продолжении процесса формирования познавательной активности обучающихся играют родители. Я уже упоминала о важности трехстороннего взаимодействия «учитель – ученик – родитель». Родители не только участники и продолжатели образовательного процесса в рамках подготовки творческого домашнего задания, но и активные участники совместных мероприятий – уроков (в рамках «Суббот московского родителя»), учебных квестов. Дети видят заинтересованность родителей в освоении новых техник и приемов познания, помогают им. Сейчас для каждого родителя не является сюрпризом аналитическая и проектная деятельность на «Родительских гостиных» при решении поставленных задач или проблемных ситуаций. Родительские встречи происходят в соответствии с алгоритмом проведения урока с теми же техниками и приемами, что позволяют погрузить родителей в образовательный процесс и в активной форме ознакомить с ним.
Эта динамичная система работы позволяет достигать высоких учебных результатов. Наряду с этим она очень информативная и познавательно активная. Дети с нетерпением ждут следующего дня и постоянно предполагают, что же их ждет, но они уверены в одном: с учебной задачей, поставленной учителем, справятся.

Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ,
учитель начальных классов школы №2089


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt