Однако праздники в нашей современной действительности – редкие исключения из правил. А правила – это все больше будни, будни… Будничное телевидение. У него есть свои героини, которым посвящено немало всевозможных программ и передач. Разнообразен в этом отношении телеэфир канала “Культура”. “Осенние листья” – так называется цикл передач, посвященных известнейшим людям науки и искусства, сумевшим прославить свои имена талантами, добрыми и важными делами. Большинство встреч в “Осенних листьях” – с женщинами. Недавно тележурналист Екатерина Андроникова пригласила в студию канала “Культура” народную артистку СССР, одну из старейших актрис Московского Художественного театра Софью Станиславовну Пилявскую. Она пришла В МХТ в 1932 году, чуть позже знаменитых мхатовских “стариков” – представителей второго поколения, многие из которых были приняты в театр в 1924 году. И до сих пор С.Пилявская занята в репертуаре МХАТ имени А.П.Чехова. Играет в нескольких спектаклях – старуху Хлестову в “Горе от ума”, няню в “Трех сестрах”, Войницкую в “Дяде Ване”.
Передачу об актрисе сделали удачно. Собственно говоря, сама Софья Станиславовна ее сделала. Судя по всему, предполагался диалог. Но Екатерина Андроникова молчала, как рыба, в течение всего эфирного времени. Говорила С.Пилявская. Нет, она не “забивала” журналиста своим многословием. Просто ей было что сказать нам, зрителям. И в то же время актриса как бы предвосхищала вопросы, которые она могла услышать от журналиста. Это была драматическая исповедь, был монолог об одиночестве в театре. Кому-то это может показаться странным: о каком одиночестве идет речь, когда вокруг столько людей – актеров, режиссеров, их помощников и ассистентов, статистов и зрителей, наконец?
Но тех, кто был близок ей по духу, ее друзей, партнеров по сцене уж нет… А новенькие в театре? А молодежь? Наверное, молодых раздражает ее щепетильность, доходящая до мелочей, – качество, присущее всем мастерам уходящего в воспоминания театра. Раздражают изысканные манеры и интеллигентность в повседневном быту, в общении с товарищами по сцене, высокая требовательность к себе самой и к окружающим… Внутренняя культура и воспитанность – это сегодня для многих, а не только для нового поколения театральных деятелей – весьма раздражающие факторы. Зачем церемониться, ровесникам называть друг друга на “вы”? Ах, пережитки все это!.. Софья же Станиславовна не склонна упрощать свое отношение к театру. Даже сейчас, когда от недозволенного ничего почти уже не осталось…
С.Пилявская призналась, что с ужасом ожидала приближения 100-летнего юбилея Художественного театра. Боялась дожить до этого “страшного” дня. Не объяснила, почему? Но тем, кто не понаслышке знает о трагедии, постигшей Художественный театр, ее слова понятны без объяснений. И Богу было угодно, чтобы она присутствовала на юбилее. Я помню ее потерянной на сцене среди гостей этого пьяного торжества или – безобразия, какая разница! О ней здесь едва вспомнили – Олег Ефремов, художественный руководитель МХАТ имени А.П.Чехова, подошел к столику, за который она была посажена, и невнятно произнес какие-то дежурные комплименты. И все! Как будто не своя…
Прекрасно, что телеканал “Культура” дал возможность Софье Станиславовне высказаться. Нет, она ни на кого не в обиде, ни на кого не сердится. Высказалась – как счастлива была в дружбе с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, как дорожила этой дружбой и до сей поры дорожит ею. Это – незабываемая, несказанная радость.
Валерий Ермолов
Комментарии