search
main
0

В поисках золотого сечения

Впервые я переступила порог школы №3 1 сентября 1973 года маленькой девочкой с большими белыми бантами. Могла ли я тогда подумать, что через много лет вернусь сюда учителем математики? Что здесь будет учиться моя дочь? Но ощущение детства осталось, и оно не проходит: именно в этих стенах происходит самое важное – постижение величия и красоты мира.

Итак, начало XXI века, современная школа в центре миллионного города. Традиционное распределение функций: учитель – субъект, ученик – объект – давно кануло в Лету. Мы вместе учим и учимся. И как-то незаметно в условия этой «задачи» робко заглянули, а потом и по-хозяйски обжились новые параметры: сначала в шаловливых ручках первоклассников появились калькуляторы (а ну ее, таблицу умножения!), затем рядом с учебниками и задачниками – решебники всех мастей, и наконец «венец творения» –компьютер со своей Всемирной паутиной… Кто они, эти пришельцы: помощники или соперники?

Аристотель, размышляя о духовных потребностях человека, его стремлении к познанию и красоте, математику и искусство ставил рядом: именно «царица наук» выявляет порядок, симметрию и определенность, которые он считал важнейшими видами прекрасного.

Лев Толстой (а он в педагогике толк знал!) определял целью изучения математики «не обучение исчислению, как таковому, а обучение приемам человеческой мысли при исчислении».

Через формулы, теоремы, «бесчисленные множества» задач уметь мыслить: видеть главное и второстепенное, находить оптимальное решение, осваивать методы и приемы анализа.

А жизнь то и дело подбрасывает отнюдь не типовые задачки, необходимо подготовить воспитанников и к ним…

Конечно, математика в специализированном классе – это экстрим, дающий ученикам, да и учителю, яркие, незабываемые ощущения. Что нам «Формула-1»? Ты попробуй решить задачку олимпиадную или из прошлого что-нибудь, вроде теоремы Ферма.

Как разбудить в ученике творческое начало? Эвристические задачки – это, конечно, здорово, но помимо «быстрых мозгов», интеллект, по моему глубокому убеждению, включает в себя и духовную составляющую.

«Поверил я алгеброй гармонию», – страдал пушкинский Сальери, потому что заформализованная музыка умерла. Но есть математический закон, который ведет к пониманию и даже ощущению красоты, – закон золотого сечения. Истинные произведения искусства, будь то высокая поэзия, живопись, архитектура, подчиняются этому закону золотого сечения, хотя в математической записи это обычная формула.

Поиск золотого сечения – так хочется назвать свою учительскую жизнь. Мое золотое сечение – это выпускники, для которых математика стала делом жизни: они преподают в школах, институтах, двое уже кандидаты наук. Может, «просчитать» этих замечательных ребят на золотое сечение, только не знаю, какие параметры взять…

Наталья УСКОВА, учитель математики гимназии № 3 им. А.М.Горького Уфы, финалист конкурса «Учитель года Башкирии-2005»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте