search
main
0

В поисках выхода

И все же зачем он нужен школе, этот интернет? Такие вопросы мне часто задают и коллеги, и родители. Бывает смешно, но я понимаю, что люди спрашивают по незнанию и от беспокойства за детей. “Мой сын иной раз сидит дома за компьютером часов до двух ночи, смотрит по интернету не знаю что, перевозбуждается, потом себя безобразно ведет!” – жалуется состоятельная мамаша. Иного образца она не знает, и ей кажется, что интернет в школе – то же, что дома.

В школе любой процесс проходит под присмотром учителя. Педагог должен ясно представлять себе, чего он хочет добиться от учеников, которые вместе с тетрадкой и ручкой используют компьютер. Я веду иностранный язык. За пять лет выделила пять основных направлений. Конечно, сначала выполняю основное условие, а именно – проверяю, все ли ученики умеют работать с компьютером, при необходимости обучаю их сама.
Первое. Проходим какую-либо тему. Я нахожу дополнительный или же совсем новый материал через интернет, выписываю адреса, решаю, на каком этапе работы мы с классом можем провести урок в интернет-классе, объясняю им цели и задачи, раздаю карточки с адресами. В течение урока школьники соединяются с нужным сайтом, делают заметки, решают, стоит ли рекомендовать всему классу ознакомиться с данными страницами (работа не только для себя, но и для класса – это дополнительный источник мотивации). Обобщение, обсуждение, рекомендации – тема следующего урока уже в обычном кабинете.
Второе. Ученики занимаются темой самостоятельно, например, готовят доклад или сообщение. Выделяю урок, когда все готовы к работе с новыми источниками информации. При этом заранее пройдена техническая сторона дела, а именно – умение использовать поисковые системы. Схема урока та же, что и в первом случае: ученики соединяются с сайтом, делают заметки, позднее готовят свое выступление. Возможна и самостоятельная работа ученика в интернет-кабинете. Проблема контроля у нас в школе была решена сразу. Учитель подписывает заявку, где ясно указаны предмет и количество времени, необходимого для выполнения задания. В кабинете всегда дежурит техник или учитель информатики, он следит, чтобы ребенок занимался делом и не сидел за компьютером дольше, чем позволяют санитарные нормы.
Третье. Использование интернета для работы над международным проектом. Сегодня благодаря различным международным организациям школы более ста стран мира совместно работают над проектами. Организация подобного вида работы крайне проста (когда обучишься). Я подписываюсь на интернет-новости, которые дважды в месяц рассылаются педагогам мира через IEARN <www.iearn.org>. Выбираю то, что может быть интересно нашим школьникам, посылаю электронной почтой письмо координатору. Два года назад я сама стала региональным координатором проекта “Законы жизни” <http://www.sch130.nsc.ru/~eva/lol/>, год назад – глобальным координатором проекта “Местная история” <http://www.edu.nsu.ru/local/>. Сайт проекта “Местная история”, в который включились многие страны, создан при поддержке Новосибирского ОблЦИТа.
Здесь нужно пояснение. Если есть желание общаться с коллегами из разных стран, можно отыскать проект на любую тему, любой предмет, на любом языке. Для меня одним из основных вопросов был следующий: как этот вид работы впишется в школьный план? То есть я стала выбирать те проекты, которые легко вписывались в уже существующие виды работы, чтобы не перегружать учеников и учителей. Например, сочинения на тему “Законы жизни – жизненные ценности” легко вписались в традиционно проводимый у нас в районе ежегодный конкурс сочинений на английском языке. В других районах он не проводится регулярно, но сам проект вызвал интерес, и постепенно в нашу работу включились около десяти школ города и области. Не имеющие оборудования школы присылают детские труды мне электронной почтой или передают на дискетах, я отсылаю их на международный сайт, передаю отзывы, если они есть. Результат совместной деятельности – публикации, книга детских работ. Проект продолжается, принять участие в нем может каждый.
Четвертое. Переписка по электронной почте. Начав работать в интернет-классе, я добилась того, чтобы каждый школьник получил свой “почтовый ящик”. Затем через новости нашла зарубежных коллег, организовали переписку. Ученики пятых-шестых классов с энтузиазмом выполняли задание из учебника “Напиши письмо другу за рубежом”, сочиняя послание реальным сверстникам.
Пятое. Создание собственных сайтов. Для моих коллег из развитых стран создание сайта по завершении проекта – не проблема. Нам нужны специалисты, мощности, которых в большинстве школ пока нет. Здесь большую помощь оказывает опять-таки ОблЦИТ. Например, мы выполнили проект “Здоровье имеет значение”, помогающий детям увидеть связь между такими предметами, как английский, история, физика, химия, биология, математика… Кроме того, все участники получили сертификаты из Великобритании. А созданный в ОблЦИТе сайт уже вызвал интерес других школ <http://www.edu.nsu.ru/health/>.
Суммируя вышесказанное, хочется отметить следующее: когда учитель точно знает, что делает, то вопрос “зачем” сложностей не вызывает. Интернет – средство обучения. Предоставляемые им возможности огромны, нужно лишь уметь их использовать.
Федеральных средств на подключение всех школ к интернету пока не предвидится, ни один регион таких денег не имеет. Мне кажется, что нельзя подходить к делу механически, мол, если поставили всем сельским школам компьютеры, то и интернет надо немедленно обеспечить. На заседании координационного совета по интернет-образованию губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский задал ключевой вопрос: покажите, чем отличается жизнь педагога и школьника, использующих интернет, от жизни таковых без него. Докажите, что получивший доступ к Всемирной сети знаний ученик не станет бесконтрольно и бездумно тыкать пальцем в кнопки. Для того чтобы этого не происходило, и нужно сначала обучить педагога. Учитель должен уметь использовать интернет на уроке, понимать, для чего он это делает, и уметь объяснить школьникам новые задачи.
Я поинтересовалась, как это делается в мире, запросила статистику ООН по образованию, разослала коллегам опросники. Например, в Великобритании 100% школ имеют выход в интернет, в США – примерно 90%. В Пакистане – всего несколько школ. В Австралии ведется большая работа среди родителей, “поощряется покупка домашнего компьютера и подключение к Сети из дома”. Япония, видимо, вскоре обгонит все страны по всем показателям. По России точной статистики нет. Ну а как обеспечиваются эти 90 или 100%?
Схема примерно одинаковая. Школы составляют планы, указывают, как и для чего собираются использовать интернет, сколько часов в неделю или в месяц им требуется. Заявки подаются в органы образования, где они рассматриваются, и решается, кому сколько выделить денег. Ведется строгая отчетность. Если школа и родительские комитеты считают, что им дали мало, они имеют право купить дополнительные часы. Но за государственные деньги будет осуществляться государственная программа образования. Если детям хочется лазить по сайтам, скачивать картинки, участвовать в фан-клубах, можно делать это и из школы, если дома нет компьютера, но за такую внешкольную, внеурочную деятельность платят родители. Такой подход представляется разумным. Если в школе нет уроков, скажем, экологии, то просто так, “за здорово живешь”, никто не станет дарить ей наборы учебников и энциклопедий по предмету. Если нет подтверждения того, что интернет используется в учебных целях, то государство не должно оплачивать услуги связи.
Если в районе уже есть школа, где ведется большая работа, есть смысл ее поддерживать, делать центром обучения. Приведу пример. Осенью 2001 года был проведен Всемирный урок английского языка. Более 250 тысяч человек из 60 стран смогли за день подключиться к сайту http://www.english-to-go.com. Каждый участник получил электронный сертификат. В октябре 2002-го такой урок состоится вновь. Как методист по иностранным языкам своего района я расскажу учителям о новшестве и постараюсь помочь принять в нем участие всем желающим. Помещу сообщение в новостях, которые регулярно публикуются на сайте НООС http://www.edu.nsu.ru. Новички могут следовать примеру более опытных коллег. Как и всякое новое дело, интернет в школе пока находится в процессе становления. Требуются не только деньги – нужно менять мышление.

Нина КОПТЮГ,
кандидат филологических наук, доцент
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте