Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет. Здесь каждый выбирает свой путь. И задача образования заключается в том, чтобы предоставить каждому учащемуся широкие возможности для такого выбора, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.
Разобщенность учебных предметов в сегодняшней школе, оторванность одной сферы знания от другой, приводящие к фрагментарности знаний учащихся, ставят на повестку дня вопрос о широком внедрении интеграции как единственно верного подхода к изучению школьных наук. Но совершенно очевидно, что прежде всего необходимо найти основу, которая позволит синтезировать знания разных наук и одновременно сохранить естественную специфику школьных курсов.
По нашему глубокому убеждению, одним из возможных вариантов решения этой проблемы является антропологизация процесса обучения, понимаемая прежде всего, как выделение “собственно человеческого” в любых явлениях рассматриваемой действительности, соотнесение их с человеком, его потребностями и интересами, наделение смыслом, подведение под оценку. Такой подход можно определить как философско-антропологический.
Антропологический подход, объединяющий школьное обществознание и естествознание, имеет следующие аспекты:
1) любое знание, добытое человеком, – результат познания человечества;
2) любое знание служит человеку, воссоздавая картину мира;
3) любое знание “человечно” по сути: естественно-научное знание объясняет мир природы в его отношении к человеку, гуманитарное объясняет человека в его отношении к миру;
4) естественно-научное знание тоже гуманитарно, поскольку оно помогает человеку отвечать на “вечные” вопросы: о жизни и смерти, о человеческом в человеке и т.д.
Традиционно интеграция в современной школе – это объединение учебного материала в блоки, комплексы, сочетание разных учебных предметов, разных областей культуры, нестандартное соединение различных аспектов одного и того же предмета. Однако объединение нескольких предметов в одном цикле не дает нужного эффекта, ибо каждая наука диктует свою логику изучения.
Гораздо более эффективно создание проблемно-тематических спецкурсов, синтезирующих знания естественных, общественных и гуманитарных наук. Это позволяет, с одной стороны, представить мир как единое целое, а с другой – глубже и конкретнее постичь качественные закономерности различных структур. (Например, интегративный курс “История науки и культуры”, предложенный З.Гельманом).
В реальной школе отсутствие таких спецкурсов может полноценно компенсировать система интегрированных уроков, созданная учителями-предметниками в начале учебного года на основе “стыковки” стандартов, программ и тематического планирования. Один из вариантов такого соединения – интеграция естественно-научного и гуманитарного циклов, прежде всего обществоведческих дисциплин и биологии. Основу новой системы школьного обществоведческого образования составляют курсы “Введение в обществознание” (8-9 кл.) и “Человек и общество” (10-11 кл.) Л.Н.Боголюбова. Они носят интегративный характер, и многие темы этих курсов являются идеальной стартовой площадкой для философских и естественно-научных размышлений на интегрированных уроках.
Например. (См. таблицу)
Но что такое интегрированный урок? Чем он отличается от традиционного урока с использованием межпредметных связей?
Есть две точки зрения:
1. Интеграция должна осуществлятья по “содержательному” принципу.
2. В основе интегративного урока должен быть способ действия, а не какой-то конкретный материал.
На мой взгляд, оба эти подхода не противоречат друг другу, если исходить из того, что в основе интеграции лежит необходимость решения тех проблем, которые не могут быть решены в рамках отдельного курса. Тогда на уроке гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из различных областей науки, а школьники наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, то есть занимаются исследовательской деятельностью.
Американский философ Р.Эмерсон писал: “Отличие взрослых исследований от детских в том и состоит, что взрослые изучают предмет, а дети строят самих себя”. Поэтому предлагаемые для решения проблемы не должны навязываться извне, а формироваться на основе личного опыта, ценностей, пристрастий, потребностей ученика. Ведь еще древние говорили: “Истина всегда дороже, если вы ее “открыли”, пришли к ней “сами”.
Примером такого урока может служить семинарское занятие по теме “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.
1-й вариант – семинар-“круглый стол” с приглашением “специалистов” – правоведов, обществоведов, биологов, в роли которых выступают сами учащиеся. Гости раскрывают проблему девиантного поведения с разных позиций. Так, обществоведы рассматривают последствия алкоголизма и наркомании для самого человека, для общества, для семьи; биологи рассказывают о влиянии алкоголизма и наркотиков на развитие организма и здоровья человека; правоведы характеризуют криминогенную обстановку и т.д.
2-й вариант – семинар-исследование, исходной проблемой которого может стать взаимосвязь физического и нравственного здоровья.
3-й вариант – семинар с элементами дискуссии (для классов с продвинутым обучением), где учащимся для обсуждения может быть предложена проблема “Алкоголизм и наркомания: поиск смысла жизни или уход от реальной жизни?”.
Таким образом, основой интегративного метода должен стать человек, общечеловеческая, гуманистическая проблематика. В итоге знания становятся живыми, очеловеченными, близкими и интересными каждому человеку. Он уже не просто субъект учебной деятельности, он включается в состав этого “живого знания”, узнает себя в нем. Оно не выступает в качестве чуждой для него реальности или силы. В результате происходит то, о чем мечтал С.Соловейчик: “Познание становится этическим”.
Любовь ПРОКОФЬЕВА,
учитель года Мурманской области-2001, учитель истории, обществознания и МХК, СШ N 19, г.Заполярный
Мурманская область
Комментарии