Цель урока в 5 классе на тему «Обобщение изученного о глаголе» – закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол». Задачи: повторить грамматические признаки глагола и изученные орфограммы; развивать умения учащихся выполнять морфологический разбор, обозначать условия выбора изученных орфограмм, совершенствовать навыки правописания; повысить интерес ребят к изучению данной темы и к предмету в целом.
По программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, по учебнику «Русский язык: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений» /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
Презентация к уроку доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/4615868001/%D0%A7%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B.%D0%9D.%20%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%2C%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.rar.html
Примечание: Игровое поле располагается на 2-м слайде. Учителю лучше начать работу именно со второго слайда, потому что ребятам самим предстоит определять тему урока. Начинаем игру, нажав на надпись «старт», расположенную в левом нижнем углу. Для перехода к каждому следующему заданию нажимаем на стрелку. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2-й слайд. Предыдущая стрелка исчезает, появляется рисованная линия и следующая стрелка. Когда все задания (их 13) будут выполнены, появится сундук с «драгоценностями» (отметка 5) и надпись в правом нижнем углу «домой».
Методические рекомендации для учителя
I. Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята, вы, конечно, читали книги, смотрели мультфильмы и художественные фильмы, видели немало компьютерных игр, главные герои которых ищут клад. Нередко в поисках сокровищ им приходится отправиться на какой-то, как правило, необитаемый остров. Сегодня я предлагаю вам всем вместе найти самые настоящие сокровища на самом настоящем необитаемом острове. А чтобы у нас всё получилось, вы должны быть смелыми, внимательными, активными, дружными. Ну что же, начнём игру.
Слайд 2. Начинаем игру, нажав на надпись «старт», расположенную в левом нижнем углу. Для перехода к каждому следующему заданию нажимаем на стрелку.
II. Введение темы урока.
Учитель: Разгадаем ребус.
Ответ: «Глагол».
Учитель: Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Учитель уточняет предположения ребят.
Слайд 3. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
III. Повторение теоретического материала.
1. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. (Существительное)
2. Раздел науки о языке, изучающий слова как части речи. (Морфология)
3. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
4. Часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Прилагательное)
5. Форма глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи. (Время)
По вертикали:
1. Часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и обозначает действие предмета. (Глагол)
2. Категория глагола, бывает совершенным и несовершенным. (Вид)
3. Изъявительное, повелительное, условное… (Наклонение)
Слайд 4. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
2. Беседа по вопросам с использованием интерактивной таблицы.
1. Дайте определение глаголу.
2. Как называется начальная форма глагола?
3. Назовите постоянные признаки глагола.
4. Чем отличаются глаголы несовершенного и совершенного вида? Приведите примеры.
5. Как определить спряжение глаголов?
6. Перечислите непостоянные признаки глагола.
7. Расскажите о наклонении глагола.
8. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
9. В какой форме глаголы изменяются по лицам, числам, родам?
Слайд 5. Переход нажатием стрелки. Вопросы на слайде меняются по щелчку мышки. На слайде расположены прямоугольники с гиперссылками, которые ведут к 6 слайду («Морфологические признаки глагола»), 7 слайду («Спряжение глагола») и 8 слайду («Алгоритм определения спряжения глагола»).
IV. Физминутка (кроме физической разминки, движение слов по экрану снимает напряжение глаз).
Учитель: Если я назову глагол совершенного вида, нужно поднять руки и потянуться вверх; если несовершенного – присесть, вытянув руки вперёд.
Говорить, думать, написать, раскрасить, решить, посмотреть, отвечать, приседать, слушать, выполнить.
Слайд 9. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
V. Тренировочные упражнения.
1. «Третий лишний»
Хотел бы, прочитал бы, напишу. (Напишу – изъявительное наклонение).
Идёшь, бежит, спит. (Идёшь – 2 лицо).
Кричать, верить, рисовать. (Рисовать – 1 спряжение).
Слайд 10. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
2. Объяснительный диктант.
Запишите слова, обозначая условие выбора орфограммы в окончании глагола (глаголы в 1 л. мн.ч.).
Пиш..м, дума..м, смотр..м, се..м, вер..м, отвеча..м, рису..м, задерж..м, пол..м, доверя..м.
Проверка. Пишем, думаем, смотрим, сеем, верим, отвечаем, рисуем, задержим, полем, доверяем.
Слайд 11. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
3. Выборочное списывание.
Выпишите предложения, где:
1-й вариант – в глаголах пишется –тся,
2-й вариант – в глаголах пишется –ться.
1. За всё берёт(?)ся, да не всё удаёт(?)ся.
2. В одном кармане смеркает(?)ся, а в другом – заря занимает(?)ся.
3. Волков боят(?)ся – в лес не ходить.
4. На миру и работа спорит(?)ся.
5. Нужно хорошо подготовит(?)ся к контрольной работе.
6. Чтобы не болеть, нужно закалят(?)ся.
1 вариант: 1, 2, 4 предложения.
2 вариант: 3, 5, 6 предложения.
Слайд 12. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
4. Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора орфограмм.
Бл ..стеть, бл ..стать, выж ..гание, наст ..лать,
расст ..лить, зам..рать, отт ..рать, соч ..тание.
Блестеть, блистать, выжигание, настилать,
расстелить, замирать, оттирать.
Слайд 13. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
5. «Третий лишний».
Говориш.., ключ.., печ.. (Ключ – без мягкого знака).
Знаеш.., сторож.., врач.. (Знаешь – с мягким знаком).
Стрич.., не плач.., мыш.. (Мышь – существительное).
Слайд 14. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
VI. Физминутка (кроме физической разминки, движение слов по экрану снимает напряжение глаз).
Учитель: Если я назову глагол настоящего времени, нужно поднять руки и потянуться вверх; если прошедшего времени – присесть, вытянув руки вперёд.
Открывал, загораю, бежим, пришли, спросили, взяли, выжигает, опирается, постелил.
Слайд 15. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
VII. Мини-тест
1. Укажите верную характеристику глагола из предложения: «Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины» (В.М. Песков)
1. соверш.вид, изъяв. накл., пр.вр., ед.ч.
2. соверш.вид, повел.накл., пр.вр., мн.ч.
3. соверш.вид, изъяв. накл. пр.вр., мн.ч. (+)
4. несоверш. вид, изъяв. накл., пр.вр., мн.ч.
2. Когда в глаголах после шипящих пишется мягкий знак?
1. только в неопределённой форме глагола
2. только во 2 лице ед.ч.
3. только в глаголах повелительного наклонения
4. во всех перечисленных формах (+).
3. Укажите строчку, где все глаголы совершенного вида.
1. думать, написать, выдержать
2. ответить, прочитать, выполнить (+)
3. рассказать, размахивать, разбежаться
4. прыгнул, отворил, закрывает.
4. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропусков пишется буква «е»:
1. дума..шь, откро..шь, выбира..т (+)
2. пол..т, кле..т, сочиня..т
3. напиш..м, отпечата..м, выдерж..м
4. гон..т, ве..т, чита..т.
5. В какой строке НЕ со всеми глаголами пишется отдельно?
1. (не)понял, (не)навидит, (не)думает
2. (не)пришёл, (не)ответил, (не)помог (+)
3. (не)домогает, (не)играет, (не)верит
4. (не)доумевает, (не)спит, (не)звонит.
Слайды 16-21. Переход нажатием стрелки. Ответ выбирается из предложенных. Правильность ответа оценивает компьютер. Количество правильных/неправильных ответов считает сам ученик (слайд 22).
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Дома составьте тест по изученной теме (5-7 заданий) или выполните упражнение 715 (на выбор учащихся).
Слайд 23. Переход нажатием стрелки. После пояснения домашнего задания возвращаемся на 2 слайд.
IX. Рефлексия
Учитель: Продолжите предложения:
Было интересно…
Открытием стало…
Наконец-то понял, что…
Осталось непонятным…
Хочется…
Слайд 24. Переход нажатием стрелки. После беседы возвращаемся на 2 слайд.
X. Заключительное слово учителя.
Учитель: Отличные знания – это самые настоящие сокровища, которые открывают вам безграничные возможности и больше всего ценятся в цивилизованном мире. Помните это, ребята.
Слайд № 2. Открывается сундук, из которого появляется отметка «5».
Людмила Чурсина, учитель русского языка и литературы Чановской средней школы №2 Новосибирской области, участница XIII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Интернет-ресурсы:
• http://www.gameboss.ru/gfx/shots/5-image_19.jpg – изображение игрового поля
• http://chedelat.ru/images/yootheme/second/20080922_5a16449739dbf35da2849nvc4a82w0we.jpg – фон слайдов
• http://louisey.files.wordpress.com/2009/05/bean_goose.jpg?w=300&h=272 – гусь
• http://belprom-image.s3.amazonaws.com/21955_w200_h200_foooyeflx.jpg – свёкла
• http://www.newsland.ru/public/upload/news/big_1195314035_20071117-183910_lumiere_laveder_full.jpg – луна
• http://htcdevgallery.free.fr/albums/Fond/Nature/normal_Nature%20%28992%29.jpg – горы
Фото Алексея Ветчинкина.
Комментарии