search
main
0

В поисках смысла. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в зоне творчества

Продолжение. Начало в №5-8.

«Мне кажется, что даже настоящая любовь со временем исчезает: на ее место встает что-то другое, возможно, более важное, такое, как дружба, привязанность, ответственность за дорогого человека».«Даже мои родители, которые сейчас официально разведены, до сих пор звонят друг другу, а мама даже приезжала к отцу в больницу, кода ему было плохо. Они поддерживают друг друга, и мне кажется, до сих пор любят друг друга. А что разводит таких людей? Не знаю. Наверное, просто человеческая глупость».Особо остановлюсь на одном сюжете.«Все проходит со временем, если есть желание. Недавно пережила развод родителей. Сначала было очень тяжело, спустя некоторое время я привыкла к тому, что его нет. Тоска по нему ушла. Я понимаю, что все проходит, стоит только захотеть».Я хорошо понимал, что все это не так. Думал о том, что мне сказать, когда буду разбирать сочинения. Но долго думать мне не пришлось. Ответ я вскоре нашел в другом сочинении из того же класса.«Когда мне был год, отец с матерью разошлись. Все это время я росла без отца. Не могу сказать, что была вовсе лишена мужского внимания в детстве: у меня есть двоюродный брат, которого я очень люблю, но как следствие ко всем сверстникам мужского пола я отношусь как к братьям (тем более что мой брат всего на два года старше), а взрослым мужчинам я не доверяю».И я понимаю, что и одной, и другой будет трудно выходить замуж. И той и другой нужно будет переступить через сомнение: а если и он? Не проходит даже то, что считается прошедшим.Боже мой! До чего же они все разные, непохожие, интересные, до чего же они пишут каждый по-своему! И куда же это все девается, когда они приходят на экзамен или даже на мониторинг – репетицию экзамена?Но здесь мы подошли к самому трудному.С одной стороны: «Как и всем, я думаю, мне не очень хочется страдать». «Не надо зацикливаться на отрицательных эмоциях. Недаром существует такая поговорка: «Кто старое помянет – тому глаз вон». «А все, что окружает нас плохого, мы должны с достоинством пережить и постараться забыть».«Первая любовь всегда угасает, потому что она, как обычно, на первых порах пылкости проходит, а с ней – любовь. Я считаю, если человек хочет избавиться от груза в своей душе, он должен избавиться от горького прошлого и жить сегодняшним днем».«А как поступать с неприятными воспоминаниями? Надо собрать всю волю в кулак и стараться отвлечься. Мне лично это помогает, становится легче жить».И кто скажет, что это не так?Но с другой стороны:«Человек, думающий только о себе, конечно, думает, что все на свете проходит. А человек, который думает не только о себе, но и об окружающих его людях, никогда не скажет, что все проходит».«Надпись «Ничего не проходит» добавляет ответственности за свои поступки».«Конечно, мы пытаемся вспомнить только хорошее, а плохое оставить в прошлом. Но подумайте, как же человек может думать только о сладких мгновениях жизни? По-моему, любая ошибка или мелочь в нашей жизни оставляет неизгладимый след. Как бы мы ни хотели оставить все наши плохие моменты в прошлом, все равно они дают о себе знать».«Воспоминания – это опыт, это чувство, это эмоции, которые не дают нам повторить ошибки прошлого. Многие ситуации в жизни оставляют отпечаток в душе человека. За счет всего этого и формируется личность».«Все можно забыть, перестать думать об этом, но так ли это все необходимо?»«Если бы мир был идеален, если бы все в действительности проходило, тогда можно было бы не бояться встреч с бывшими друзьями, девушками, никто бы не страдал, а главное, не мучился, а это значит, что никто бы не задумывался о том, как чувствуют себя другие. Всем было бы наплевать на всех, ведь все проходит».«И все-таки хорошо, что мы живем в мире, где ничего не проходит. Вот представим, что «все проходит». А значит, убийство не убийство, а то погорюют, и все пройдет. Ограбил банк – какая разница, «все проходит», у банка еще много денег, справится. Воцарится хаос, а в нем уже ничего не важно».«Люди, которые постоянно думают о своих ошибках, винят себя, их мучает совесть. Вот у таких людей ничего не проходит».Читаю еще раз стихотворение Пушкина «Воспоминание»:Воспоминание безмолвно предо мнойСвой длинный развивает свиток;И с отвращением читая жизнь мою,Я трепещу и проклинаю,И горько жалуюсь, и горько слезы лью,Но строк печальных не смываю.Еще раз обращаюсь к стихотворению Некрасова «Рыцарь на час», о котором мы уже говорили на уроках:Вспоминается пройденный путь,Совесть песню свою запевает…Я пою тебе песнь покаяния,Чтобы кроткие очи твоиСмыли жаркой слезой покаянияВсе позорные пятна мои!Мы обращаемся к легенде о манкуртах из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Потом им еще предстоит написать небольшую работу о стихотворении Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»Мне остается добавить, что, конечно, совестливому человеку жить трудно. А тому, для кого все проходит и ничто ни в прошлом, ни в настоящем не заставляет переживать, а уж тем более судить себя, естественно, куда легче. И мне еще предстоит прочесть в ответе одного из одиннадцатиклассников, которым я предложил сравнить два варианта стихотворения Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…», что в одном варианте говорится о муках совести, а другой написал «нормальный человек».Естественно, было бы гораздо проще, готовясь к экзамену, надиктовать или наговорить, что нужно писать про совесть, если она попадется, и какие примеры привести, что нередко и делают. А в Интернете легко найти банк примеров, коих там сотни, на все моральные, духовные, нравственные проблемы, которые могут возникнуть в процессе написания задания 25 ЕГЭ по русскому языку. «Сдадим ЕГЭ на сто баллов!» Здесь главное слово СДАДИМ.Итак, три направления подготовки к экзамену. Первое – научить понимать другого. Второе – научить сказать, написать о своем отношении к сказанному другим. И конечно, сами экзаменационные задания.И если первое и второе упражнения придумываю я сам, то здесь только то, что было на экзаменах или на мониторингах, а в одно время их было до четырех в год. И после каждого я проводил тщательный анализ части С. Получалось за урок в лучшем случае два варианта. Естественно, речь здесь шла о построении, переходах от части к части, характере комментариев к предложенному тексту. Но главное – обсуждение предложенной проблемы и того, как она была воспринята по существу.И обязательно в течение года я хотя бы раза три давал те задания, в которых предлагались тексты, претендующие на истину, но истиной не являющиеся. Да что говорить об учениках, когда я не раз слышал от учителей, что не нужно говорить ученикам, что они могут на экзамене спорить, возражать, даже что-то уточнять. Ведь перед проверяющими лежит шпаргалка, в которой сказано, что главное в этом тексте, и с этой шпаргалкой они сверяют ученическую работу. И я понимаю ту выпускницу, которая спросила меня на уроке: «А разве не обязательно на экзамене всегда говорить ДА?» Но давайте обратимся к конкретному примеру.Весной 2011 года мои ученики одного десятого класса писали контрольную работу по заданию С, текст которой до того был на мониторинге в 11-м классе. Это было размышление М.Пришвина «о том, что такое талант». Я приведу центральный эпизод этого текста, предложенного ученикам. Все остальные эпизоды в том же духе.«Я знал в былые времена одного башмачника, по имени Цыганок, в Марьиной Роще. Крыша его дома разваливалась (ему бы цену на работу поднять) – заложил прореху куском фанеры. Штаны на коленях поизносились – ничего, прикрыл фартуком. Но мастерство, мастерство какое! О мастерстве этого Цыганка легенды сложились. Среди москвичей ходили рассказы, будто приезжала к нему в Марьину Рощу из Парижа настоящая француженка, чтобы мастер сделал ей две пары башмаков. Окунет француженка одну пару в грязь, чтобы вид получился для таможни ношеный, и налогов платить не нужно было. Завернет другую пару в газету, свою же, парижскую, и по приезде очищает грязь, продает и окупает все издержки от поездки из Парижа в Москву». Это и есть, по Пришвину, подлинный талант – «призвание, а не просто способ заработать».Все, что написал Пришвин, честно. Давным-давно, когда я только начинал работать в школе, я был с ребятами во время похода в доме Пришвина в Дунине. Дом этот поражал своей необыкновенной поэтичностью и вместе с тем был предельно скромен, прост, даже непритязателен. Может быть, это потому бросалось в глаза, что по дороге в Дунино мы должны были пройти через поселок с роскошными (по тем временам) коттеджами академиков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте