search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

В поисках подлинности. Педагогическая лаборатория БДТ. Опыты современного образования

Проект «Педагогическая лаборатория» – часть социально-образовательной программы Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова под названием «Эпоха просвещения». В составе этой программы, кроме него, проект «Иду в БДТ», включающий в себя выставки, лекции и дискуссии вокруг премьер основной сцены театра, цикл лекций ведущих петербургских искусствоведов и антропологов, организованный исследовательским центром «Прагмема», путешествия за кулисы Большого драматического театра, позволяющие больше узнать о его истории, мастер-классы театральных профессионалов.

Цель программы – дать зрителю больше возможностей для вхождения в контекст современного театра, сделать театр не только местом показа спектаклей, но и просветительским центром, своеобразной «точкой силы», сформировать тем самым театрального зрителя нового поколения. Такой подход оставляет театр общедоступным, а БДТ этим всегда славился и гордился, к тому же это позволяет театру вместе со зрителями двигаться в направлении поиска и эксперимента, рассматривать драматическое искусство как способ исследования мира и познания себя.История «Педагогической лаборатории» началась в 2013 году, когда художественным руководителем БДТ стал Андрей Могучий, а социально-просветительское направление работы театра возглавил режиссер и педагог Борис Павлович. Для театра было очевидно, что один из самых эффективных путей воспитания нового зрителя – контакт со школьными педагогами, ведь они работают с детьми, нынешними и будущими театральными зрителями.Театральная педагогика сегодня – перспективное направление развития практики, дающее учителю конкретные инструменты для работы по новым образовательным стандартам: ведь театральные методики позволяют осознанно развивать в учениках самые различные виды компетенций – от личностных до коммуникативных.Не секрет также, что учителям необходимо иметь в своем портфолио определенное количество часов курсов повышения квалификации – без этого не пройти очередную аттестацию. И учителям иногда приходится выбирать меньшее из зол, поскольку не всегда курсы отвечают их реальным потребностям. В БДТ подумали, что могли бы предложить такую программу, которая реально будет интересна и нужна педагогам. И вот в 2016 году Педагогическая лаборатория БДТ в сотрудничестве с Информационно-методическим центром Центрального района Санкт-Петербурга и при информационной поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга открыла набор на официальную программу повышения квалификации «Основы театральной педагогики в школе» для 50 петербургских учителей.Для участия в программе принимались все желающие педагоги: это могли быть учителя любых предметов, и не только они, но и педагоги дополнительного образования, ведущие с детьми кружки и студии. Причем участие в программе для всех абсолютно бесплатное, это принципиальная позиция театра. Места на программу разобрали в считанные дни, пришлось даже вводить квоту – не больше 2 человек от одной школы, в самих школах шла борьба за то, кто сможет пойти на курс в БДТ. Кроме того, для участия в программе записались молодые магистранты Педуниверситета имени Герцена. И, вопреки стереотипу о «женском лице» современного школьного образования, пятая часть слушателей курсов – мужчины.С ноября по май учащиеся «Педагогической лаборатории» занимаются в Большом драматическом театре по 4 модулям: «Как смотреть спектакль (анализ театрального языка)», «Режиссура урока и актерский тренинг», «Документальный театр и документальная пьеса в школе» и «История театра на уроках в школе». Педагоги, ведущие занятия в лаборатории, принадлежат к молодому поколению театральных деятелей Петербурга: режиссеры Борис Павлович и Ада Мухина, драматург Наташа Боренко, театровед Оксана Кушляева и ваш покорный слуга. Слушатели курсов смотрят и анализируют спектакли, пишут пьесы, разрабатывают сценарии уроков и пробуют реализовать свои идеи на практике.Каковы первые впечатления от работы педлаборатории этого года? Встретившись впервые в БДТ, в том самом зале и за тем самым столом, за которым начинаются в театре «застольные репетиции» и происходят первые читки пьес, учителя Петербурга вместе с преподавателем модуля «Как смотреть спектакль» Борисом Павловичем искали ответы на вопросы, что же такое театр, в чем уникальные характеристики этого вида искусства и что, собственно, означает «смотреть спектакль». Потом пробовали анализировать последнюю премьеру Большого драматического – спектакль Андрея Могучего «Гроза», представляющий собой опыт соединения традиционного и современного театральных языков. А после разбирали понятие «интерпретация» на примере разных постановок шекспировского «Гамлета» в театре XX и XXI веков. В общем, педагоги спорят, задумываются, удивляются, открывают новое, советуются, и самое главное, что все это они передадут дальше, своим ученикам.В планах театра сделать «Педагогическую лабораторию» постоянно действующим проектом повышения квалификации учителей города, причем не ограничиваться одними и теми же модулями, каждый год обновляя содержание программы так, чтобы учителя могли возвращаться в лабораторию за новым опытом. Уже сейчас БДТ получает предложения о сотрудничестве в реализации подобных программ из театров других регионов России и надеется быть пионером, чей опыт пригодится российскому образованию в дальнейшем.Как сказал в недавнем интервью Андрей Могучий: «Везде и всегда главным для меня был поиск подлинности – и в традиции, и в новаторстве. Я их не стал бы разделять, ведь любая традиция всегда начиналась с новаторства. Есть вещи устаревшие, есть неустаревшие, и если они живые, если они пульсируют и создают энергию в зале, я буду их сторонником». Эти слова можно отнести не только к театру, но и к современному образованию.Завершится работа «Педагогической лаборатории» большим публичным событием, где будут представлены проекты, которые участникам лаборатории удалось воплотить со своими учениками в течение этого года, и те инициативы, которые они планируют реализовать в будущем. Театр не ограничится тем, что выдаст учителям удостоверения о повышении квалификации, он заинтересован в том, чтобы в дальнейшем поддерживать контакт с выпускниками лаборатории и помогать им в воплощении их замыслов.P.S. Об итогах работы педлаборатории БДТ мы обязательно расскажем в конце учебного года.

Александр ДЕМАХИН, учитель года России-2012, руководитель социально-просветительского отдела БДТ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте