В Общественной палате РФ прошла дискуссия в рамках экспертной сессии «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика». Несмотря на то что разговор в основном шел про учебники гуманитарного цикла, были затронуты проблемы и целого ряда других предметов. И, разумеется, очень большое внимание выступающие уделили роли учебника в контексте цифрового образования.
– Мы очень увлечены цифровизацией, – сказала директор Института стратегии развития образования Светлана Иванова. – Нам постоянно внушают, что Запад уже давно развивается в этом направлении. Однако, насколько известно, там уже поняли: учащиеся должны иметь возможность пользоваться как электронными, так и бумажными учебниками, и крайности здесь довольно опасны.- Часто говорят, мол, учебник больше не нужен, потому что всю необходимую информацию можно найти в Интернете, а значит, надо просто научить детей тому, как пользоваться ресурсами Глобальной паутины, как искать то, что им нужно, – отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов. – На самом же деле учебник нужен, потому что в нем должно быть верное, систематизированное изложение предметного материала. Он должен являться той основой, тем мерилом, по которому уже можно будет сверять все остальное. В быстро меняющемся мире надо формировать у детей критическое мышление. Но, к сожалению, большинство современных учебников с этой задачей не справляются, там предложены довольно банальные задания, где есть лишь один ответ. Точно так же они не учат детей креативному мышлению, не способствуют развитию коммуникативных навыков. Поэтому учебник нового поколения должен быть принципиально иным, но ни в коем случае не самодостаточным, поскольку одна из важнейших функций – побуждать детей искать дополнительную информацию в других источниках.- Создание учебников – это совместный труд ученых-предметников, психологов, редакторов, методистов, – высказала свое мнение заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Юлия Захир. – Если нам вместе удается добиться сочетания доступности, простоты и в то же время глубины научного содержания, фундаментальная наука становится неотъемлемой спутницей учительской практики.- К учебнику порой предъявляют слишком строгие, а иногда просто невыполнимые требования, – посетовала исполнительный директор издательства «Русское слово – учебник» Марина Лобзина. – Якобы он должен содержать максимум информации, но одновременно быть небольшим по объему, быть написанным легким и доступным, но при этом научно грамотным языком. Мне кажется, он должен отвечать главному требованию – содержать только ту информацию, которая абсолютно достоверна и ни у кого не вызывает вопросов. Это и поможет детям сформировать единую картину мира, общаться на одном языке. В противном случае у каждого из нас будут свои собственные история, биология, география и так далее в зависимости от того, по какому учебнику нас учили.- Российская история – часть мировой истории, – напомнил научный директор Военно-исторического общества Михаил Мягков. – И именно в этом контексте ее и надо преподавать. Но в свою очередь нужно всегда помнить, что история России складывается из истории всех народов, населяющих ее, из истории отдельных личностей и сообществ. Поэтому история должна не разделять, а, наоборот, объединять людей, воспитывать гражданственность у учащихся. Критическое мышление – это очень хорошо, но это вовсе не должно означать, что мы в каждом человеке непременно должны воспитывать желание увидеть в нашем прошлом только плохое, стремление отрицать любые факты и ставить под сомнение любую информацию, написанную в учебнике. Нужен позитивный взгляд на мир!Самое большое количество мнений, замечаний и пожеланий в адрес современного учебника было высказано на прошедших в рамках мероприятия круглых столах. Приводим наиболее интересные высказывания:«Современные дети не воспринимают большие объемы текстовой информации. Это значит, что в учебнике не должно быть параграфов на несколько страниц и массивных фрагментов. Говорят, что эту ситуацию поможет решить гипертекст. Но, как показывает практика, дети и с гипертекстом не умеют работать! И вообще для работы с электронным текстом нужны особые навыки, потому что нередко ученики кликают по ссылкам, отвлекаются и в итоге вообще уходят от темы. Следовательно, перед тем как начать работать с электронным учебником, надо дать детям четкие инструкции, что и как им нужно делать, для оптимизации процесса обучения».«Учебник в идеале должен быть таким, чтобы человек мог получить всю необходимую информацию, даже просто прочитав его самостоятельно. Но способны ли наши дети работать с учебником без учителя? Ведь учебная самостоятельность – это совсем не то же самое, что бытовая самостоятельность. Каждого ребенка нужно учить самому ставить цель и добиваться ее, самому организовывать свой распорядок, распределять нагрузку. Это гораздо важнее, чем требовать прилежного выполнения всего того, что скажет учитель».«В основе обучения школьника всегда лежит выполнение действий по образцу. Только после того как он научится этому, можно требовать от него какого-то творчества. Поэтому на определенном этапе содержание учебника и его задания должны восприниматься детьми как некий стандарт, не подлежащий критике. И ни в коем случае нельзя требовать от учеников младшего возраста искать в учебнике какие-либо ошибки, недоработки, огрехи, это бесконечно далеко от того, что называется критическим мышлением! Дети должны получить некий эталонный образец, освоить его и принять. А все остальное потом, когда выполнение этого образца войдет в привычку».«Учебник – книга полиадресная. Она должна быть интересна и понятна как учителям и ученикам, так и родителям, директорам, экспертам. При этом не должно быть так, чтобы разные люди понимали и трактовали его по-разному. Но учебник – это еще и полижанровая и поликодовая книга! Почему-то мы этот момент упорно игнорируем. В нем есть документы, биографии, цитаты, описания, отрывки из литературных произведений, стихи, схемы, диаграммы, каждый из этих элементов требует особого подхода в изучении, а главное – своих собственных заданий».«Международные исследования PISA показали, что нашим детям труднее всего даются поликодовые задания, для решения которых необходимо использовать данные, полученные из разных источников, выраженные в цифрах, буквах, символах, графиках, таблицах и так далее. Следовательно, чтобы ликвидировать этот пробел, нужно и современные учебники создавать в расчете именно на развитие таких способностей».«Нередко дети понимают смысл произведения, но не в состоянии услышать музыку, которая в нем присутствует, не умеют читать карты, которые там присутствуют, не способны понять и сравнить цифры, которые приводит автор. Поэтому каждый учебник должен иметь и сопровождение в виде всевозможных аудио- и видеофрагментов, различные атласы, сборники, словом, все, что призвано помочь раскрыть произведение».«Не стоит отказываться от традиций! Раньше к каждому учебнику была разработана специальная система средств обучения с методическими комментариями. Поэтому-то на тех учебниках, которые были выпущены еще во времена СССР, до сих пор можно учиться. А сейчас почему-то решили, что электронные технологии способны заменить все, включая методику преподавания. На самом деле это не так. Учебник должен снова стать в центре всех средств обучения, стать навигатором всего того, что включает в себя УМК, то есть помочь детям правильно пользоваться всей этой периферией».«Не надо путать электронную форму учебника с собственно электронным (или цифровым) учебником. ЭФУ представляет собой всего лишь оцифрованное содержание обычного бумажного учебника и, как показывает практика, не пользуется успехом у подавляющего большинства учителей. Но не стоит забывать, что это большинство – люди в возрасте и, как правило, далеко не всегда в ладах с ИКТ, они не умеют и не хотят пользоваться новыми технологиями, будучи убежденными, что бумажный учебник по определению лучше любого другого».«А кто вообще решил, что цифровизация образования – добро по определению? Кто-нибудь серьезно исследовал, как цифровая среда влияет на усвоение материала детьми, как работа с электронными устройствами влияет на их здоровье, в первую очередь на зрение? Ведь не секрет, что экран бликует и это отвлекает внимание, что картинка на нем часто меняется и это также влияет на качество запоминания».«Почему-то у нас все с ног на голову. Сначала надо было создать концепцию электронного обучения, а потом уже под эту концепцию создавать цифровые учебники. А мы сначала кинулись все оцифровывать, потом стали пытаться по этим оцифровкам работать и теперь думаем, а что же дальше».«Учебник, как правильно сказали, должен быть интересен детям. Но возьмем, к примеру, русский язык. Практически все авторы цитируемых в учебнике текстов люди, скажем так, довольно «возрастные»: Паустовский, Носов, Есенин, Бунин… А где же новые авторы, которые были бы знакомы современным детям? Я уже не говорю о том, что в старых текстах используются слова и обороты, которые нынешним ученикам просто не понятны. Например, у Маршака: «Чтобы ходики ходили, а будильники будили…» Но кто из детей знает, что такое ходики?»«Говорят, современные дети очень мало читают. Но ведь как раз школьный учебник, причем вовсе не обязательно по русскому и литературе, как раз может стать колоссальным ресурсом приобщения детей к литературе! И если мы говорим о цифровом учебнике, то он позволяет не просто дать какую-то информацию по теме, но и привести там отрывок к месту из того или иного произведения, а по гиперссылке перевести ученика к полному тексту этой книги. Главное, чтобы отрывок цеплял, возбуждал интерес, желание пройти по ссылке».«С электронным учебником можно вступить в интерактивное общение, диалог. Но почему же учителя не стремятся воспользоваться этой возможностью? Как ни посмотришь, на уроках у них сплошь статичные презентации, в которых только красивые картинки и текст. С другой стороны, уместно задать вопрос: а разве в педвузах студентов учат тому, как работать с электронными учебниками, как создавать интерактивные презентации, как грамотно использовать гиперссылки? К сожалению, нет».«При экспертизе электронных учебников следует расширить возможности образовательного сообщества высказывать свои замечания по форме и содержанию. Но возникают большие сомнения, надо ли привлекать к этому общественные организации, не связанные с образованием. Зачем, скажите, понадобилось выслушивать мнение какой-то там казачьей организации, которой что-то сильно не понравилось в учебнике истории? Этим должны заниматься профессионалы! В первую очередь представители РАН и РАО».…Как выяснилось в итоге, все участники мероприятия сошлись в одном: каким бы хорошим или даже идеальным ни был учебник, очень многое зависит именно от учителя, от его умения и желания использовать этот ресурс в своей работе. Но, конечно же, если хорошему педагогу дать хороший учебник, эффект будет максимальным.
Комментарии