search
main
0

В поисках Лермонтова

Русская классика на голливудский манер

В российский прокат вышел фильм режиссера Михаила Шевчука «МаскЕрад» – современная интерпретация знаменитой драмы в стихах Михаила Лермонтова. Действие перенесено в наши дни и разворачивается в интерьерах людей, чей достаток намного выше среднего. Одним словом, среди очень и очень состоятельных.

Идет ли на пользу картине визуально-смысловой винегрет?
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Сама же идея и практика переносить классическое произведение на современную почву далеко не новы. Уж сколько таких интерпретаций было – не счесть, правда, не все выходили удачными. Картина Михаила Шевчука продолжает традицию перенесения известного сюжета в наши дни. Рассмотрим, что получилось, а что нет, тем более что фильм снимали долгих четыре года. Вмешалась и пандемия, и процесс, связанный с подбором актеров (многие менялись в период работы над картиной).

Безусловным выигрышем картины стала работа Даниила Спиваковского (Казарин). Актер, чьи талант и харизма позволяют играть личностей жестких, жестоких, это и шулера, и интриганы, и подлецы первой марки, великолепно справился с ролью. Кроме этого, он стал единственным актером среди всей команды, способным понимать и читать текст Михаила Юрьевича Лермонтова (по-актерски «вжиться в роль»), чего об остальных, увы, не скажешь. Вторым несомненным достоинством картины можно считать пейзажи и красоты Крыма. К слову, Крым, моя родина, в рекламе, конечно, не нуждается, но смотреть на виды Оленевки, мыса Тарханкут, интерьеры Воронцовского дворца, где играют в карты наши герои (мечут и понтируют, однако), всегда приятно. На этом достоинства фильма, увы, заканчиваются и начинаются сплошные вопросы, недоумения.

Не лишенное внушительных сумм современное российское общество предпочитает играть в карты и веселиться на маскараде. Как известно, у богатых свои причуды, но зачем помещать представителей деловой элиты в зал с чучелами животных? Для иронии и сарказма не хватает острого ума, для шутки – умения. Не смешно совершенно, скорее все это вызывает не то чтобы отвращение, но вопросы и мысли о плагиате с голливудского кино образца 1990‑х. Знаменитое скетч-шоу «Одна за всех», выходившее с 2009 по 2017 год на телевидении, а также его героиня – рублевская блондинка Энджи (Анджела Ивановна) – в исполнении Анны Ардовой поставлены и сыграны куда лучше, интереснее, смешнее (аж до слез), чем вся эта свора богатеев и их пустая болтовня на «светских раутах», где слов Лермонтова и не разобрать. Бубнеж и проговор, да и только.

Карточная игра, что во времена Михаила Лермонтова, что в наши, предполагает у игроков наличие недюжинного ума, сообразительности, чего не скажешь о современных игроках в фильме. Не видно той страсти, сколько ее ни ищи. Лермонтовский Арбенин был куда сложнее и загадочнее, чем тот, которого в картине исполняет актер Алексей Фаддеев. У него все подчинено какому-то звериному, хтоническому инстинкту. В его характере больше животного инстинкта, граничащего с маниакальностью и вампиризмом, чем с завораживающей, надменной и притягательной инфернальностью лермонтовского.

Не отстают от мужских ролей и женские. Что Нина (Анастасия Шевчук), что баронесса Штраль (Валерия Шкирандо) просто проговаривают (именно проговаривают) стих Михаила Лермонтова (впрочем, как и все остальные актеры, за исключением вышеназванного Даниила Спиваковского), отчего смысл происходящего можно понять, только если ты читал первоисточник. Читать любой текст пономарем – еще далеко не талант, впрочем, с талантом здесь большой напряг. Я уже не говорю о вокальных «способностях» Нины – увы, пение не стихия Анастасии Шевчук, тем более для такого поэтического произведения, как «И скучно и грустно».

В «МаскЕраде» Михаила Шевчука все ушло в антураж, внушительный декор и «сладкую жизнь» напоказ богатых мира сего. Дорогие виллы с бассейнами на фоне Черного моря, блестки платьев, особнячище с камином, далеко не дешевый алкоголь на стеклянных подставках – но нет здесь силы поэзии и страстей Михаила Юрьевича Лермонтова. Все пресно, скучно, затянуто. Мы видим очень и очень затратную (люксовую) жизнь российских нуворишей, их красивый образ жизни, но мы не видим той интеллектуальной лермонтовской страсти, которую бы хотелось увидеть в игре актеров, а она, эта игра, должна быть, ибо в противном случае не стоит браться за сложное. Деньги, карты, вино – тот цемент, что связывает прочно и навсегда аристократизм века XIX и наших современных богачей – вот, пожалуй, вывод, который можно сделать после просмотра картины. Куда уж им, сегодняшним, до угрызений и уколов ревности – все ушло в «звериное» в человеке, а настоящие Арбенин и Звездич (его в картине играет Анар Халилов) были куда интереснее современных пресных актеров.

Временами картина напоминает музыкальный клип, временами – фильм ужасов, иногда – плохой сериал в тех сценах, где появляются женские образы, а то и вестерн, особенно если вспомнить образ Неизвестного (Илья Ильин), а был момент – и жалкую пародию на «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика. Смешение стилей, жанров, направлений налицо. Вторичность на вторичности, подражание на подражании, штамп на штампе, самостоятельных, индивидуальных ходов никаких, пошлости хоть отбавляй. Русская классика на плохой голливудский манер – до сегодняшнего дня – бич современного российского кино: экшен, визуальные эффекты, красивая картинка, а смысл великого произведения затерялся где-то там, на обочине пути-дороги на Ялту. Вот только пошел ли весь этот визуально-смысловой винегрет на пользу картине – большой вопрос (а для кого-то и ответ).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте