В школе он очень любил литературу, но выбрал естественно-графический факультет. Он обладает великолепным голосом и является солистом народной вокально-оперной студии городского Дворца культуры имени Д.Н.Медведева. Но это ничуть не помешало ему защитить кандидатскую по биологии. Он преподает химию, но параллельно принимает самое активное участие в создании Красной книги Брянской области. И это далеко не все, на что способен Юрий Александрович КЛЮЕВ, директор брянского городского лицея №1 имени А.С.Пушкина, почетный работник образования.
О лицее
«Девизом нашего лицея стали строки: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Мы за гармонию всех предметов, поэтому уделяем химии, географии, русскому языку и прочим дисциплинам не меньшее внимание, чем профильным. И всегда с самого начала огромное внимание уделяли развитию межпредметных связей. Сейчас, в эпоху ЕГЭ, это достаточно сложно, поскольку госэкзамен делает ставку на монопредметы, отсюда и задания у него соответствующие. Но если когда-нибудь на высшем уровне будет решено ввести что-то вроде универсального и полипредметного ЕГЭ, для сдачи которого потребуются знания сразу из целого ряда областей, то мы первыми готовы начать реализовать эту идею у себя. Потому что лично мне она очень нравится».
Об учителях
«Учитель – тот, кто любит детей и вдохновляет их на творчество и саморазвитие. Но, чтобы вдохновлять, он и сам должен быть разносторонне развитой творческой личностью, а главное – у него должны быть желание работать с детьми и как минимум предрасположенность к этому. Поэтому, я уверен, не надо пускать в педвузы тех, кто изначально не хочет работать педагогом, и тех, кому эта работа совершенно явно противопоказана. Надо уже со школы выявлять людей, имеющих к этому предрасположенность. У нас были дни самоуправления, и когда я пришел в класс и увидел, что дети меня слушают с интересом, то сразу же понял: эта профессия будет моей! До того было желание стать врачом, поступить в театральный. Но педагогика победила. Учеником я часто представлял себя в роли преподавателя и думал, что какие-то темы могу преподнести и раскрыть иначе, интереснее и понятнее. Но в целом мои учителя меня настолько очаровывали, что я понимал: мне до них расти и расти. При этом не было ощущения неполноценности, я понимал, что мы просто разные, у нас разные подходы, потенциал.
Существует масса примеров того, как люди, не имеющие педагогического образования, приходят в школу и прекрасно себя там реализуют. У меня самого всего три года назад были колебания, не уйти ли целиком в искусство. Я долгое время занимаюсь вокалом, в прошлом году стал лауреатом I степени VIII Всероссийского конкурса вокалистов имени А.Д.Вяльцевой «Гори, звезда приветная!», посвященного 200-летию А.К.Толстого. Поэтому нередко, когда слушаю выступления победителей вокального конкурса «Голос», прихожу к выводу, смог бы спеть ничуть не хуже. В то же время когда я был на концерте народного артиста РФ Сергея Захарова, то уже после первых же звуков его голоса понял: мне и всей жизни не хватит, чтобы научиться так петь. И если уж быть певцом, то только таким. А я таким никогда не смогу. Поэтому я лучше буду стремиться стать лучшим в том деле, которым занимаюсь, – в преподавании химии.
Я при этом я трезво осознаю, что являюсь не химиком, а именно учителем химии. А химиком, наверное, вряд ли мог бы стать. Но это вовсе не повод для печали. Не каждый ученый, даже выдающийся, умеет хорошо преподавать. И не каждый из тех, кто прекрасно преподает, знает свой предмет на уровне ученого. Тех и других вокруг предостаточно».
О конкурсе
«Конкурсный учитель отличается от обычного тем, что он перешел определенный Рубикон, сделал выбор. Не каждый решается на такое. Я, например, пять раз отказывался от участия в конкурсе. Первый раз мне сделали такое предложение вскоре после того, как я начал работать в школе. Но тогда я не видел для себя в этом ни смысла, ни цели. А на шестой раз, имея за спиной 11 лет стажа, согласился. «Учитель года» – конкурс, для которого надо созреть. Это дело, с одной стороны, молодых, с другой – уже достаточно опытных людей. Мне кажется, на него надо идти не ранее, чем после пяти лет преподавательской деятельности. К этому времени человек полностью пересматривает все, что он делал раньше. Например, после вуза я был убежден, что все знаю и все делаю правильно. А потом понял, что многое делаю не так.
На конкурсе очень часто нужно уметь отказаться от всего того, к чему ты готовился. Тем более что предусмотреть все невозможно. Приходишь в класс, а дети грустные. Или, наоборот, «заведенные». И все идет насмарку, надо оперативно перестраиваться. А это уже требует определенного мастерства. С возрастом сделать это все сложнее, несмотря на опыт. Становится проще навести порядок, зато труднее отказаться от запланированного.
На конкурсном уроке надо показать не только всего себя, но и всех своих учеников, кто на что горазд. Поэтому в Санкт-Петербурге самым тяжелым испытанием для меня был классный час на тему «Как должен выглядеть современный учебник». Над этим вопросом уже давно ломают головы академики, а тут за 20 минут надо организовать девятиклассников, чтобы они выдали что-то оригинальное. Но огромное спасибо детям, я даже не знаю, что бы делал без их заинтересованности, активности. Они очень хорошо отработали в группах, творчески рассмотрели разные варианты. При этом, повторяю, я чувствовал себя очень некомфортно в этой теме. В отличие от урока, методического семинара и мастер-класса я был на втором плане, выглядел как бы тенью своих учеников. И вот тут мне очень помогло знание литературы. В конце урока я вдруг вспомнил песню, которую исполнял Георг Карлович Отс, она начиналась со слов: «Все доброе выстоит в мире». Там были строки:
Пылают костры на планете.
Мой век не считает смертей.
Но вечно останутся дети
И книги для этих детей.
Я сказал ученикам, что это точно соответствует теме нашего урока и что они только что сотворили доброе дело. Это стало довольно изящным завершением занятия».
Об альтернативе
«К сожалению, у конкурса немало противников. Я считаю, принимать в нем участие должны не все, а кто этого хочет и кто к этому предрасположен. Согласитесь, не каждому дано быть публичным человеком и, не смущаясь, выступать под объективами камер. Но никого не нужно заставлять делать то, что противно его природе. Однако, увы, большинство тех, кто выражает претензии именно к конкурсу, в нем ни разу не участвовали.
Хотя лично я больше люблю фестивальные форматы, где нет побежденных и проигравших. Думаю, что этот формат можно реализовать и на конкурсе. В принципе он уже и так частично реализован на установочном семинаре. Там мы тоже работаем в группах, учимся, учим, но при этом не обременены соперничеством. А «борьба за существование» сильно портит наших детей, которые после победы на олимпиадах начинают как-то свысока смотреть на тех, кто либо не участвовал, либо не победил. Отсюда и зазнайство, и комплексы неполноценности. Конечно, полностью самодостаточная личность никогда не будет хвастать, гордиться, постоянно напоминать всем, какой он крутой. Настоящий профессионал никогда не будет говорить всем о том, какой он профессионал. Но лучше все-таки не провоцировать людей на недостойное поведение».
О педагогике
«Педагогика – это искусство. Причем в гораздо большей степени, чем наука. Но что из этого следует? Я люблю Франко Корелли, вам нравится Лучано Паваротти, а кому-то по сердцу Мэрилин Мэнсон. И разве можно говорить, что один из нас лучше других?
Многие учителя считают конкурсантов выскочками. Ну и что? Многие певцы считали выскочкой Муслима Магомаева. Но он от этого не перестал быть великим. Многим просто не дано было петь так, как он. А кого-то это сильно раздражало. Он мог петь и оперные арии, и рок-н-роллы, и серенаду Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты». Кстати, на подобных примерах можно приобщать детей к классической музыке, показывая, на что способен талантливый человек.
Учитель (по сути, а не по диплому!) от всех остальных отличается тем, что он способен использовать любую ситуацию и любой материал, грамотно включив их в процесс воспитания и обучения, развернув на пользу себе и детям. И окружающий мир он видит именно в таком ключе. Вспомните, в пьесе А.П.Чехова «Чайка» беллетрист Тригорин рассказывает Нине Заречной о своей «литературной кладовой», где хранятся наряду с другими заготовками и сравнения: «Вижу вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе, что плыло облако, похожее на рояль». В данном случае мы поступаем аналогично. Тот или иной факт вызывает те или иные ассоциации, которые следуют одна за другой, а в результате полезную информацию мы запоминаем на чисто эмоциональном уровне.
Это особенно важно, когда у нас всего один час химии в неделю. Без творческого подхода не обойтись. Например, я предлагаю ученикам-гуманитариям найти описание химических процессов в тексте Блока или Гете. А тем, кто любит биологию, предлагаю проанализировать стихотворение Алексея Толстого «На тяге», где есть слова:
Сквозит на зареве темнеющих небес
И мелким предо мной рисуется узором
В весенние листы едва одетый лес,
На луг болотистый спускаясь косогором.
Сколько раз в тексте упоминались растительные сообщества? Можно начать урок с описания вещества цитатой Анны Ахматовой из стихотворения «Молюсь оконному лучу…»:
На рукомойнике моем зазеленела медь.
Но так играет луч на нем, что весело глядеть.
О каком веществе идет речь? Ребята говорят, что это медная патина. А где мы можем встретить ее еще? И от литературы мы постепенно переходим к теме урока.
Или же вот – берешь роман «Отцы и дети» Тургенева и спрашиваешь, чего не хватило Базарову в тот момент, когда он порезал палец, вскрывая труп больного тифом человека. Ребята вспоминают, что это адский камень – ляпис, азотнокислое серебро. И только после этого мы начинаем работать с этим реагентом. Таких моментов можно найти очень много. Например, вспомнить, почему Григория Распутина не смогли отравить цианистым калием. Оказывается, потому что яд был подсыпан в сладкое пирожное, а сахар связывает цианиды. Исторические зарисовки из жизни великих людей очень помогают. Мало кто запомнит годы жизни Александра Бутлерова, но зато они никогда не забудут, что он был физически очень сильным человеком и если, придя к друзьям в гости, не заставал их дома, то сгибал железную кочергу буквой «б» и вешал ее вместо визитной карточки на дверь».
О парадоксах
«На конкурсе у меня был урок на тему «Гидролиз». Поскольку это было в Санкт-Петербурге, я сразу же вспомнил своего дедушку, который пережил блокаду. Для него кусочек ржаного хлеба тогда казался слаще любого пирожного. Поэтому я начал урок именно с вопроса, может ли хлеб быть сладким. Рассуждая, мы перешли от гидролиза крахмала к гидролизу солей. И тут возникла проблема: в учебниках пишут, что при разрыве одной макроэргической связи АТФ выделяется 30,6 кДж/моль. Тогда я сломал лучинку и спросил: «Как, по-вашему, энергия при этом выделяется или затрачивается?» Все сказали, что затрачивается. Но почему везде написано, что она, наоборот, выделяется? Ага! Такие подходы помогают формировать навыки критического мышления. И хорошо, что дети сами пришли к правильному выводу. Правильнее было бы сказать, что при гидролизе АТФ выделяется такое-то количество энергии, при этом более энергоемкие связи находятся именно в продуктах реакции, а не в самой АТФ. Поэтому надо скорректировать запись в учебнике».
О коллегах
«Я считаю, что своими успехами на федеральном этапе я обязан тем, кто мне помогал и поддерживал. Волею судьбы в роли сопровождающего со мной поехала моя коллега, учитель биологии Юлия Вячеславовна Филичева, которой я доверяю, как себе. Она строгая, но доброжелательная, нам не приходится притираться характерами, между нами нет никаких обид из-за справедливой критики. Когда во время конкурса я не посещал ни одной экскурсии, это было только потому, что мы с ней все свободное время работали над моими выступлениями, чтобы они выглядели достойно, без осечек. Я понимал всю ответственность конкурса и не хотел распыляться. И мы по 20 раз отрабатывали разные варианты того или иного момента конкурсного урока, оттачивая их и предусматривая разные варианты развития событий. Повторяю: мне исключительно повезло, что со мной поехала именно она. Я победитель, призер, лауреат именно потому, что мне посчастливилось столкнуться с разными людьми, и слава богу, больше было умных людей, которые мне помогали и меня поддерживали.
Учитель года в определенном смысле – это человек, которому везет. Никто не застрахован от внезапного плохого самочувствия, каждый может вдруг растеряться, попасть не в тот класс, не на тех детей и так далее. Мне повезло, хотя я и так старался выкладываться на 200%. И было бы грешно о чем-то жалеть, кого-то винить и кому-то завидовать. На самом деле это плохо, когда у другого что-то получилось хуже, чем у тебя, а ты ловишь себя на мысли, что подсознательно радуешься этому, ведь таким образом ты опережаешь коллегу по очкам и баллам. И не надо говорить, что таких мыслей ни у кого не возникает, на самом деле это все в нашей природе, особенно когда речь заходит о соревнованиях. Лукавит тот, кто говорит, что приехал на конкурс просто так, совершенно не надеясь на победу. Каждый из нас тайно или явно думал, что имеет шанс стать лучшим из лучших».
О несправедливости
«Возможно, кому-то не понравятся мои слова, но на постсоветском пространстве слова «успех» и «учитель» не сочетаются друг с другом. Почему в Год учителя мы с экрана телевизора слышали и видели столько гадостей про школу и педагогов? Почему нам постоянно рассказывали не о тех, кто заслуживает славы и почёта, а обо всяких маньяках из их числа учителей? Не спорю, есть в нашей профессии и те, кто ее позорят, и замалчивать этот факт тоже не стоит, но я абсолютно уверен: на один негативный пример надо было бы привести в десять раз больше позитивных, создавая фильмы и репортажи про замечательных учителей, которых у нас огромное количество. Надо было весь год рассказывать о людях, которые полностью отдают себя работе с детьми, помогая им встать на правильный путь, спасая от самоубийства и тюрьмы, давая знания, вселяя уверенность в собственных силах. А нас целый год убеждали, в том числе и с помощью фильма «Школа», что система образования наводнена всякими странными личностями, что там никто никого не уважает, кругом обман, насилие».
О планах на будущее
«Наш первый директор Антонина Семеновна Курасова основала лицей в 1990 году. И становление этого учреждения пришлось на очень непростое для всей страны время, когда все вокруг рушилось, закрывались заводы и фабрики, людям месяцами не платили зарплату. А ей удалось не только сохранить лицей, но и сделать его известным на всю страну. Почему? Потому что у нее были цель, мотивация, она сумела создать сплоченный коллектив и мобилизовать его на решение поставленных задач и показать потрясающие результаты. В результате у нас только среди выпускников лицея более 100 кандидатов наук и 13 докторов наук.
У меня тоже есть мечта, которой можно посвятить свою жизнь. Я хочу внутри лицея сделать мини-«Сириус», аналогичный тому, что действует в Сочи. У нас достаточно сил и средств, чтобы проводить собственные смены с привлечением не только наших брянских одаренных детей, но и ребят из других регионов. Мы бы стали социальным лифтом для них. К сожалению, далеко не везде в школах физику преподают профессионалы, часто ее замещают другие предметники. А у нас это вполне реально сделать как во внеурочное, так и в каникулярное время.
Главная идея «Сириуса» – наладить интересное и плодотворное общение между людьми, добившимися высот в науке, спорте, искусстве. А ведь это, повторюсь, прямо соответствует тому, чем мы занимаемся вот уже более четверти века. Поэтому, уверен, у нас все получится! Ведь все интересное на стыке наук. Стараниями Антонины Семеновны в лицее еще в начале 90-х были открыты первые медицинские, а затем и первые инженерные классы в России. Потом эту идею, правда, пришлось отложить до лучших времен. А теперь она опять более чем актуальна! Сегодня столица рапортует о создании таких классов у себя. А ведь было бы неплохо изучить наш опыт, который был наработан десятилетия назад».
О личном
«Я человек, у которого есть цель. А моя цель не должность и не карьера. Да, я стал кандидатом биологических наук, однако у меня нет никакого желания становиться доктором биологических наук или кандидатом химических. У нас в стране есть Союз лицеев центральных областей России. А я мечтаю создать единую сеть лицеев всей страны с выходом на зарубежные образовательные организации. Мне хочется работать вместе с разными учреждениями Европы и Азии, писать совместные статьи, реализовать совместные проекты на пользу всем. Главное – четко понимать, чего ты хочешь, и верить в то, что ты этого достигнешь. В свое время я хотел, чтобы мои ученики стали победителями и призерами олимпиад разных уровней, и мне удалось воплотить свою мечту в жизнь в кратчайшие сроки. И теперь, когда мне доверили великую миссию возглавить школу, в которой работал с первого дня, я думаю не о карьере, а о том, чтобы сделать родной лицей самым известным и авторитетным в стране».
Комментарии