search
main
0

В поисках «философского камня». Неправильных формул не бывает. Бывают разные

​Сегодня в каждом районе Тюменской области активно работают ассоциации и клубы молодых педагогов. При участии профсоюза принимаются дополнительные меры по социальной поддержке и привлечению в школы начинающих специалистов. Представители районных учительских сообществ юга Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа недавно побывали на традиционном зимнем семинаре, который провели Совет молодых педагогов Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Департамент образования и науки Тюменской области. Задача перед ребятами ставилась непростая: за четыре дня вывести формулу успеха и узнать главные секреты педагогического мастерства – именно так определили организаторы основную тему этой встречи. Искать свой «философский камень» собравшимся, впрочем, предстояло не в одиночку. Их помощниками стали заслуженные учителя – настоящие звезды сибирской педагогики, успешные ведущие тренингов и просто известные и талантливые люди, общение с которыми увлекательно и ценно уже само по себе.

Надо ли говорить о том, насколько важна для любого специалиста, делающего первые шаги в избранном направлении, заинтересованность в его успехе руководителей отрасли, региона? Открытие семинара состоялось в зале Департамента образования и науки Тюменской области в присутствии его директора Алексея Владимировича Райдера. С первых минут встречи и до окончания всех запланированных мероприятий молодые педагоги ощущали поддержку лидера межрегиональной организации профессионального союза Валентины Тимофеевны Худяковой. И даже началась программа не с официальных слов и цифр, а с доверительной и теплой беседы с первым заместителем губернатора Тюменской области Натальей Шевчик. А побеседовать было о чем: Наталья Александровна долгое время курировала социальные вопросы и хорошо знакома с проблемами учебных заведений. Кроме того, она педагог по образованию, гордящийся – это почувствовали все присутствующие – опытом работы в школе. Несмотря на график, не оставляющий, казалось бы, ни минуты свободного времени, Наталья Александровна и сегодня не изменяет традиции встречаться с бывшими учениками. А они не только радуют ее своими успехами, но по-прежнему обращаются за советом в решении трудных, иногда даже личных вопросов. Вероятно, такого же мудрого наставника увидели в ней нынешние собеседники. Ведь какие бы темы ни затрагивались в разговоре, он прежде всего касался внутреннего мира человека и его ценностей.- В последние годы идет переоснащение образовательной отрасли, и сегодняшняя материальная база позволяет ей добиться новых и очень больших успехов. Тем не менее мы ее не фетишизируем, понимая, что она всего лишь помогает работать и расти ключевой фигуре – учителю. Приятно отметить, как меняется социальный статус педагога, однако меня волнует широта кругозора, соответствующая этому званию, понимание учителем качества жизни. Я часто посещаю учебные заведения и вижу: не всегда человек, работающий с детьми, способен дать им что-то за рамками своего предмета, стать для них интересным собеседником, раскрыться как личность. В Тюменской области создан Совет молодых педагогов, представителей которого я сегодня вижу в этом зале. Лидеры всегда вдохновляют окружающих на преодоление трудностей, и хорошо, что вы находите интерес в этом своем формировании, ведете работу, которая способна вас развивать и нравственно обогащать. Ради этого даже стоит на время отрываться от образовательного процесса: ведь мы помним, что учитель всегда был в первую очередь просветителем. История нашего края полна подобных примеров – со времен религиозных подвижников, создававших здесь первые образовательные учреждения, до целой когорты наших современников, выстроивших систему образования в таком виде, в каком она существует сегодня. И очень бы хотелось, чтобы молодое педагогическое поколение под качеством жизни понимало в первую очередь возможность своей разносторонней реализации. Ведь внутренняя наполненность обязательно приведет к профессиональным достижениям. В чем бы человек ни совершенствовался, будь то безопасность жизни, культура тела, здоровье, кулинария – обо всех своих успехах он может рассказать детям. Главное, чтобы появилось желание чему-то научиться, а то, как к этому подойти, легко можно узнать из специальной литературы или при помощи Интернета. Тем более что первые шаги так приятно сделать опять же вместе с учениками. В свое время я возила свой класс из деревни Парфеново на занятия танцами к Вере Алексеевне Шереговой, нашему знаменитому хореографу. До сих пор все ребята благодарны за эту практику, все поют и танцуют. То, что было заложено в детстве, осталось с ними на всю жизнь. И, конечно, чем больше сил учитель отдает внеурочной деятельности, тем легче ему достичь взаимопонимания с детьми и тем полнее он может дать им свой предмет.Сложностей в педагогической работе много: надо уметь признавать собственные ошибки, обсуждать проблемы, в том числе и свои, с учениками. Сегодняшние дети быстро развиваются, можно сказать, эволюционируют, они свободнее и технологичнее, чем мы, и не нуждаются в том, чтобы с ними сюсюкали. Напротив, если с учеником не удается найти взаимопонимание, не надо бояться проговаривать с ним эту проблему. Не менее сложно молодому педагогу строить отношения и с учителями-корифеями: ведь, с одной стороны, необходимо ладить с коллегами, с другой – он должен отстаивать свою позицию. Тем более что, к сожалению, желание любого молодого человека двигаться вперед не всегда подкреплено динамикой жизни его педагогического коллектива… Кстати, молодежь в школах зачастую более гуманна, более способна к сопереживанию, чем поколение, у которого уже сложились определенные стереотипы. Обычно именно молодые учителя убеждают старших педагогов поставить ученику оценку в четверти чуть выше, чтобы обеспечить дальнейшую мотивацию к учебе, или позволить пересдать предмет, если кто-то способен претендовать на более высокий балл. И, конечно, учитель ни в коем случае не может позволить себе расслабиться, иначе это тут же обернется снижением качества знаний, отразится на поведении учеников.В беседе были затронуты самые разные темы. Например, ребят интересовали образовательные инициативы региона, ведь недаром многие идеи, зародившиеся и опробованные в Тюменской области, легли в основу нормативной базы федерального министерства. К тому же поле для дальнейших экспериментов еще очень и очень просторное. Весь мир сейчас идет по пути совмещения предметов: физика – химия, информатика – иностранный язык… Подобный подход вполне актуален для малокомплектных школ, без которых невозможно обойтись районам тюменского юга. Но, может быть, для нас выгодным окажется и другой вариант: сел учитель в машину, доехал до школы, провел там свой урок, по­ехал в следующую? Любые нововведения не бесспорны, к тому же они требуют дальнейшего совершенствования, но, как заметила Наталья Шевчик, Тюмень много работает над собой и поэтому способна многое дать системе российского образования.Не менее интересными были вопросы о наставничестве и профессиональной ориентации подрастающего поколения. «Объяснить азы уклада образовательного учреждения, чтобы молодому педагогу было проще вписаться в новый коллектив, способен любой, кто проработал в нем достаточно долго… А вот неформального лидера, к которому вы можете обратиться за советом, с кем удастся обсудить сложную ситуацию в классе, вам надо разглядеть самостоятельно… Что же касается мотивации к педагогической деятельности, то на мой взгляд, рассказ о профессии, игра в профессию – это еще не профориентация. Постарайтесь увидеть, кто из ваших учеников тяготеет к воспитательной работе, умеет хорошо говорить, харизматичен как личность, и постарайтесь развить в нем эти способности, – посоветовала Наталья Александровна, – ну а я намерена добиться того, чтобы практика начиналась с первых дней обучения наших педагогов».Год культуры, к которому был приурочен нынешний семинар, – особенный, романтический. Это отметила Валентина Тимофеевна Худякова, когда поздравляла своих юных коллег: «Радость познания, улыбки детей – что может быть приятнее? И с погодой на ближайшие дни мы тоже договорились…» А погода действительно радовала, тем более что участникам семинара предстоял выезд за город, в один из лучших спортивно-оздоровительных лагерей Тюменской области. «Олимпийская ребячка» была открыта в июле 2013 года на месте полностью перестроенного и заново оборудованного лагеря «Олимпиец». Детский городок на высоком берегу озера сохранил свою спортивную направленность: к услугам его гостей зимой и летом открытый стадион и крытый спорткомплекс, бассейн с минеральной водой, сауна, тренажеры, самый современный инвентарь. Даже комнаты здесь похожи на гостиничные номера – в каждом удобная прихожая, туалет, раковины для умывания и душевые кабины. Администрация лагеря подчеркнула, что здесь созданы все условия для проведения обучающих смен, во время которых педагог выезжает за город со своим классом. Полдня ребята учатся, а после участвуют в спортивных, оздоровительных и развлекательных мероприятиях. Такие выезды на неделю и более давно пользуются популярностью в тюменских лагерях отдыха, ведь оказавшись вне стен школы, проводя совместный досуг в живописном уголке природы, не только учитель, но и сами ученики получают возможность лучше узнать друг друга, стать ближе, по-настоящему подружиться.Ну а пока обучающая смена предстояла самим молодым педагогам. Кто-то из них уже был знаком со своими коллегами, участниками прежних мероприятий, кто-то только собирался влиться в коллектив. Каждый район юга области прислал на семинар двух представителей – председателя и члена Клуба молодых педагогов, так что обошлось без случайных, приехавших «для галочки» людей. По возможности добирались до Тюмени и северяне, жители Ханты-Мансийского автономного округа. И пусть для многих дорога была долгой, а минувшая ночь – бессонной, все активисты сходу включились в насыщенную рабочую программу.Кстати, о программе семинара тоже необходимо сказать несколько слов… С первых же минут общения в атмосферу искрящегося юмора, иронии и самоиронии погрузила собравшихся Ирина Борисовна Зайчикова, практикующий бизнес-тренер, психолог, старший преподаватель кафедры управления и права Санкт-Петербургской академии методов и техники управления. Она подробно остановилась на чертах профессионально-педагогического имиджа, поделилась опытом психологии эффективного делового общения, дала уроки риторики и приоткрыла секреты успешного публичного выступления или презентации.Совершенно очаровала слушателей Анта Колиниченко, заслуженная артистка России, старейшая актриса Тюменского драматического театра. Ее творческая встреча «Актерско-педагогическое мастерство и режиссура», по признанию присутствующих, вылилась в проникновенную и трогательную беседу на тему любви. Глядя на Анту Николаевну, слушая ее чудесный голос, ребята лучше, чем когда-либо, могли убедиться, что и в очень зрелом возрасте человеку под силу оставаться здоровым, красивым, востребованным как профессионал и способным к дальнейшим свершениям и, главное, неравнодушным. Особенно если он вовремя научится не жалеть себя и будет постоянно работать над своим совершенствованием.Еще один бесспорный талант, с которым в очередной раз встретились молодые педагоги, – это кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и редактирования ТюмГУ Ирина Гендлер. Главными темами ее мастер-классов и творческого вечера стали арт-педагогика в творческой деятельности учителя, культура речи и русский иронический романс как очередное «культурное открытие» для начинающих профессионалов. А практикум по фламенко под руководством Ирины Васильевны почти единогласно был признан одним из самых ярких впечатлений всего семинара…Вероятно, нет необходимости перечислять все выступления, мастер-классы, тренинги и дискуссии, которые сменяли друг друга в течение четырех дней. Но без чего программа мероприятия точно оказалась бы неполной, это без знакомства молодежи с людьми, на которых можно постоянно равняться в профессиональной деятельности, – с заслуженными учителями России. И такие знакомства состоялись. Во-первых, ребята, особенно приехавшие из отдаленных территорий юга области, смогли подольше пообщаться с Валентиной Тимофеевной Худяковой, которая активно поддерживает и развивает Совет молодых педагогов. Во-вторых, их ожидала встреча с Кларой Александровной Баклановой, чьими трудами в Тюмени был создан педагогический колледж №2, работавший по программе Царскосельского лицея и ставший базой для института педагогической психологии ТюмГУ, и с Надеждой Степановной Крюковой, замечательным краеведом, хранительницей музея тобольской гимназии №1. Наверное, трудно представить себе двух настолько разных женщин. Одна – воплощенная элегантность, так и хочется добавить: «леди Совершенство». Вторая – искра и пламя. Но что совершенно бесспорно, это любовь к ним воспитанников, огромное уважение со стороны коллег и сами их заслуги на профессиональной стезе. Так что, наверное, учителю нет необходимости загонять себя в какие-то определенные рамки. Напротив, он должен чувствовать и развивать собственную индивидуальность, не опасаясь, что она окажется помехой его педагогической карьере.- Говорить о том, каким именно должен быть современный учитель, трудно. Мы это достаточно глубоко прочувствовали, пока длился семинар… Здесь, как во мнениях, не бывает правильного и неправильного. Бывают разные, потому что у каждого человека свои традиции, опыт, взгляды… Так что, наверное, основная наша задача на сегодняшний день – формировать личностно-профессиональную позицию. В этом направлении мы в профсоюзе и работаем, – заметил после окончания мероприятия Иван Васильевич Кайнов, председатель областного Совета молодых педагогов. – Нашему совету исполняется три года, он был создан в конце 2010‑го – Года учителя. И практически сразу мы постарались заложить традиции проведения подобных семинаров. Они помогали и помогают высвечивать круг вопросов, актуальных на данном этапе, которые мы стремимся прорабатывать во время новых встреч. Очень приятно, что уже выделились трудяги-активисты совета. Это Екатерина Сенцова (Уват), Константин Иванов (Ишим), Марина Селиверстова (Тюмень), Марина Орлова (Исетск), Лилия Гафурова (Тобольск), Ирина Шагиахметова (Тюмень), Жаслан Омаров (Сорокино), люди, умеющие слушать собеседников, выявлять проблему, работать над ней, не принимая поспешных решений. Даже наш наставник Валентина Тимофеевна Худякова говорит, что в них чувствуется потенциал будущих лидеров профсоюзных организаций… Что же касается выводов, сделанных по итогам прошедшего семинара, все мы очень рады, что такое внимание сегодня уделяется личности педагога, в регионе достаточно развита комплексная инфраструктура системы образования как один из основных факторов успешного осуществления образовательного процесса, поэтому следующий (почти стратегический) вопрос, который настало время поднять, – это ориентиры педагога, культурные, нравственные и профессиональные. Определившись с ними, можно прогнозировать, как вся отрасль будет развиваться в ближайшее время. И очень хорошо, что такой замечательный контакт установился с нашими гостями, экспертами, преподавателями – значит, будут новые встречи, новые знакомства, расширится круг и тематика общения. Ведь имидж учителя – это то, что интересно не только нам и нашим коллегам, но и всему современному обществу.Тюменская областьПрямая речьАлексей РАЙДЕР, директор Департамента образования и науки Тюменской области:- Мы создали в Тюменской области Совет молодых педагогов, чтобы дать им дополнительную возможность общения. Каждый из них пришел в школьный коллектив, где устоялись конструкции взаимоотношений и стереотипные формы поведения, где всегда на старте от молодого учителя требуют продемонстрировать то, что он умеет. Задача Совета – помочь молодым учителям не растерять себя на входе в такие коллективы. А их приход в школу – это повод для изменений в уже устоявшихся коллективах. И молодых педагогов в школах становится все больше – у нас теперь даже ребята, окончившие педагогические колледжи, становятся учителями начальных классов, хотя в более крупных субъектах Федерации это давно не в диковинку. Могу себе представить, что значит для молодого парня прийти преподавать не физику и даже не историю, а предметы в начальной школе. Но ведь корифеям женского пола одно удовольствие получить в свой коллектив мужчину не только в качестве привычного физрука. Это ли не повод для содержательных изменений в коллективе?Валентина ХУДЯКОВА, председатель Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:- Всем очевидно, что профессионализм и авторитет учителя формируется в педагогическом коллективе. Сплотить коллектив – задача не только руководителя, но и профсоюзной организации. Именно профсоюз должен помочь молодому педагогу не растеряться, не быть пассивным транслятором внешних изменений, а иметь собственную позицию и оценку, исходя из ценностей педагогической корпоративной культуры и миссии педагога. В арсенале профсоюза всегда были и есть формы работы, способствующие созданию в коллективах творческой среды, позитивного отношения к профессиональному мастерству, к постоянному поиску новых педагогических идей. Вот и сегодня педагогические коллективы активно подключаются к разработке областного кодекса профессиональной этики педагога, созданию гимна учителя Тюменской области, обсуждению профессионального стандарта. Динамичность жизни постоянно ставит перед нами новые проблемы, но если учитель будет уверен в себе и в завтрашнем дне, это самым положительным образом скажется на результатах образовательного процесса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте