search
main
0

В поход – за знаниями

Первая в этом году «Заповедная смена» прошла в Сочи, на базе Кавказского заповедника, который раскинулся на территории почти 400 тысяч гектаров. В середине мая туда приехали 25 учеников и 5 учителей из школ Усть-Лабинского района и поселка Сенной Темрюкского района Краснодарского края.

Каждый день был насыщен походами, квестами, исследованиями, неформальным  общением с экологами и учеными – всем тем, что интересно в  юном возрасте. О жизни заповедника, его животном и растительном мире, работе экологов дети узнавали не из скучных учебников, а в буквальном смысле слова  из жизни. Получать новые знания в игровой форме – в этом заключается главная особенность «Заповедных смен», идея которых придумана и реализована En+ Group в рамках программы «Школа нового поколения» фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».- Очень важно с самого раннего возраста вовлекать молодежь в проекты, которые формируют сознательное отношение к природе, показывать ребятам бизнес и производство изнутри, учить в реальных условиях и тем самым воспитывать ответственных граждан. Но «Заповедная смена» – это не просто образовательный проект. Мы создали модель, которую сейчас переносим в разные регионы. Все экспедиции имеют одну структуру, но программа каждой из них адаптируется под региональную специфику и особенности территории. Мы готовы делиться опытом и рассчитываем, что заповедники, парки и школы будут объединяться и использовать наши наработки, тиражировать рабочую модель, – рассказала руководитель департамента устойчивого развития En+ Group Мария Грачева.Каждая «Заповедная смена» содержит два образовательных блока – экологический и промышленный. На примере аэропорта Сочи детям объяснили, как экономика может грамотно сочетаться с экологической безопасностью. Школьники прошли весь путь пассажиров от стойки регистрации до зоны вылета, а также узнали принцип работы интроскопа и стационарного металлоискателя.Жили ребята в заповеднике, в пяти комфортабельных гостевых домиках. Пять домиков – пять команд, каждая из которых должна была в течение нескольких дней подготовить научный проект. Среди них – путеводитель по эндемичным и реликтовым растениям, достопримечательностям заповедника, путеводитель по вольерному комплексу «Лаура»,  заповедный кодекс для туристов. Особенность проектов в том, что дети, получив базовые знания о заповеднике, остальную информацию собирали и систематизировали, придавали ей вид научного труда самостоятельно. Как показывает практика предыдущих смен, за помощью к взрослым они обращаются только в крайнем случае – если информацию получить больше неоткуда.По словам руководителя программы «Школа нового поколения» Елены Орловой, результаты исследований ребята смогут использовать на различных школьных конференциях и олимпиадах. А заповеднику участие детей дает возможность обновить свои методические материалы, найти новые возможности, продумать, как можно привлекать ребят в качестве волонтеров, исследователей. – С одной стороны, заповедник – это закрытая территория, с другой – дети должны ее знать, чтобы больше любить свой край. Все, что мы задумали в этой смене, удалось. Ребята получили реальный результат, который они будут использовать в своей дальнейшей учебе и научно-исследовательской деятельности, – отметила Елена Орлова.По словам ребят, одним из самых ярких дней «Заповедной смены» стал квест по вольерному комплексу «Лаура», который входит в состав биосферного заповедника. В нем содержатся животные, птицы, рептилии и земноводные, многие из них – в Красной книге. Олени, косули, серны, кабаны, степные орлы, грифы, лебеди, рыси, еноты и  самый крупный  представитель местной фауны – горный зубр. Правда, центральным образом герба, который школьники придумали и нарисовали для  экоцентра, стал не он, а… улитка. Этой чести она удостоена за то, что чаще других обитателей заповедника попадалась детям на глаза во время походов. Кроме того, дети придумали заповедный кодекс для туристов – свод правил, соблюдение которых поможет сохранить уникальную природу заповедника. Кстати, о влиянии человека на окружающую среду, о том, как минимизировать негативное воздействие, о жизни и истории Кавказского заповедника ребятам рассказал старейший сотрудник заповедника, заслуженный эколог России академик Анатолий Кудактин.- Когда я читал лекцию, заметил, что у большинства слушателей горели глаза. В заповеднике много работы для молодых, целеустремленных исследователей, огромный потенциал для научной деятельности. А вот свяжут ли школьники свою жизнь с наукой – большой вопрос. Многие остывают, когда узнают, сколько это требует времени и сил. Четыре-пять лет студентом в вузе, потом еще год-два – аспирантура и подготовка диссертации. А аспирантская зарплата сами знаете какая… – поделился мнением заслуженный эколог России доктор биологических наук, академик Анатолий Кудактин. Но зерна знаний все же попадают в благодатную почву. И тому пример – прошлогодняя «Заповедная смена». Одна из старшеклассниц сделала настолько сильный и масштабный  проект, посвященный местной растительности, что удивились даже сотрудники заповедника – насколько глубоко и всесторонне она подошла к своей работе. А потом, вернувшись домой, девушка заявила родителям, что на юридический (как того хотели они) поступать не будет. И поступила на экологический факультет Краснодарского университета.   Школа не должна застревать в старых догмах. И «Заповедная смена» – пример нового формата и культуры образования. Это не зубрежка сухих параграфов учебника, а живое общение с первоисточником знаний, самообучение, в котором педагог не надсмотрщик, а старший, более опытный коллега. Именно в таком партнерском формате общения дети учатся решать нестандартные задачи. Кроме знаний, они получают ценный практический опыт и навыки лидера, способного убеждать, ставить цели и  вести за собой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте