В рамках этого события в ближайшие три дня пройдут открытые уроки и мастер-классы для работников дошкольного, школьного и средне-специального образования. Конкурс «Учитель года Республики Карелия-2013» тоже проходит под эгидой этого фестиваля.
Региональный «Учитель года» собрал 20 сильнейших педагогов из Карелии. Уже в первый день конкурса они выдержали два серьезных испытания – «Беседу с учащимися» и «Защиту педагогической концепции».
Как всегда, зрителям пришлось выбирать, к кому из учителей пойти на беседу, а затем и на защиту концепции – они проходили в четырех кабинетах Специализированной школы искусств одновременно.
Как мне кажется, беседа со школьниками в условиях конкурса — испытание ответственное для учителя и скучноватое для ребят. Часть из них, особенно среднего и старшего возраста, поглядывала в окошко, торопясь вырваться из школы на солнышко, в долгожданную карельскую весну. И это, несмотря на то, что поговорить можно было на три совершенно разные темы. Все они были записаны на доске. Обычным большинством голосов учитель узнавал, о чем же ему придется говорить с учениками, которых он видит в первый раз.
Так, Ольга Тулубаева, математик из школы № 17 Петрозаводска и Марина Вдовина, учитель словесности из Тунгозерской школы Лоухского района, говорили с ребятами на тему: «Успешный человек. Какой он?». Беседы получились, конечно же, разными. Хотя бы потому, что с шестиклассниками общался математик, а с девятым классом – филолог. Ольга Ивановна Тулубаева говорила о пути к успеху и даже наметила с ребятами несколько последовательных действий для достижения желаемого. Марина Анатольевна, наоборот, больше общалась, спрашивала и составляла словесные каламбуры. А вот начало у этих уроков было почти одинаковым: школьников попросили встать, поздороваться, закрыть глаза и вспомнить о чем-то приятном.
Две другие темы бесед были сформулированы так: «Я не такой как все. Как мне добиться признания?», «Зависит ли от нас улучшение жизни «здесь и сейчас»?». Они показались мне более интересными, но от детей потребовали бы откровенности. Наверное, поэтому и не были выбраны ими.
Беседа, проведенная Александрой Черкасовой, учителем английского языка средней школы № 8 Кондопоги, посвящена была вежливости. В кабинет пришел четвертый класс, в котором учатся только девочки! И если поначалу учительница привычно обращалась к ним «Ребята!», то спустя несколько минут начала говорить ласково: «Девочки».
Мне понравился эмоциональный настрой хрупкой учительницы, которая мягко, но достаточно настойчиво побуждала учениц к ответу, поддерживая их активность вовремя появившимся на интерактивной доске вопросом, иллюстрацией или определением. К тому же беседа не свелась к банальному заключению о том, как важно быть вежливыми. Речь зашла о ситуации, когда нужно быть не только вежливым, но и суметь вовремя сказать «нет». В такой же ненавязчивой форме учениц попросили оценить урок. Как я поняла, большинству он показался интересным и полезным. Четвероклашки работали активно и в окошко не заглядывали. То ли возраст такой, то ли молодая учительница понравилась по-настоящему.
Александра Сергеевна в школе работает второй год, но, как стало понятно чуть позже из представления ее педагогической концепции, является четвертым поколением в своей учительской династии.
Надежда Везико, учитель математики, физики, информатики Ихальской школы Лахденпохского района делилась с присутствующими и жюри своим опытом использования на уроках интерактивной доски. В школе, кстати, первая такая доска появилась три года назад. А сейчас уже в трех кабинетах используется это чудо техники, обращаться с которым своих коллег научила именно Надежда Владимировна. Учительница уверена, что такого рода технические приспособления помогают мотивировать детей, удерживать интерес к предмету и развивать их.
– Конечно, на уроках мы работаем и с компьютером. Для стеснительных ребят, которые не любят отвечать у доски, это еще одна возможность проявить себя. Дети очень быстро получают отметку – подсчет правильных и ошибочных ответов проходит в автоматическом режиме. Для многих это тоже стимул. Ученики сразу видят ошибки, оценки, результаты. Это, в свою очередь, облегчает и труд учителя, – поделилась своими наблюдениями Надежда Владимировна.
Выступление Нины Скибиной, петрозаводского учителя начальных классов из школы № 46, было посвящено ценностям нематериальным. Она представляла на суд зрителей свою концепцию, которая стала основой целого проекта, с помощью которого педагог развивает в детях нравственное начало. Именно эта категория, как выяснила учительница при опросе родителей, практически полностью отсутствует в системе координат современной семьи. Нина Аркадьевна считает, что нравственное начало убережет ее учеников от самых разных соблазнов и поможет им развиваться гармонично.
Первый день конкурса прошел очень динамично. Жюри, участницы конкурса и все те, кто интересуется этим интеллектуальным педагогическим марафоном, в ожидании основных испытаний — конкурсных уроков и открытой дискуссии.
Фото автора
Комментарии