В петрозаводской школе №3 состоялось заседание Координационного совета по осуществлению государственной поддержки изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях. Участниками события стали представители регионального Министерства образования, Карельского института развития образования, Законодательного собрания РФ, национальных общественных организаций, а также преподаватели национальных языков.
— За наш счет все отчитываются и в районах, и в Петрозаводске, — подчеркнул глава ведомства, говоря о ситуации с изучением национальных языков в Карелии. По словам министра, в школах нередко проводятся \”мероприятия для галочки\”, в которых заинтересованы главы районов, чтобы было, чем отчитаться в конце года.
Об итогах проведения государственного экзамена по родным языкам рассказала Елена Богданова, проректор Карельского института развития образования. В 2018 году государственный экзамен по родным языкам (ГЭР) в 9-м классе сдавали 18 человек: 15 выбрали финский, два – карельский (собственно карельское наречие), один – вепсский. Все девятиклассники получили положительные отметки. Сложность у школьников вызвали задания, связанные с пониманием устной речи, ответы на вопросы и составление вопросов к прочитанному тексту. Елена Богданова отметила, что часть из этих трудностей характерна для школьников, которые изучают, например, английский и немецкий языки. Но в целом родные языки школьники сдают хуже, чем английский.
Министр образования предложил провести подобный экзамен для преподавателей финского, карельского и вепсского, чтобы проверить уровень подготовки учителей. По мнению министра, учителя должны проходить подобные испытания наравне с учениками и подтверждать свой уровень знаний. \”Без того кошмара, как это было с математикой, без громкого обсуждения\”, — уточнил Александр Морозов.
Место проведения Координационного совета было выбрано не случайно. Директор школы №3 Елена Михеева рассказала, что финский язык преподаётся в школе 36 лет, с 1982 года.
— В этом учебном году финский язык изучают 243 школьника 2-11 классов (27%) из тысячи учеников, — отметила директор школы. — Традиционно это классы \”А\”, в которых обучение первому иностранному языку, английскому, проходит по основной общеобразовательной программе, а финский язык изучается как второй иностранный. Этнокультурный компонент содержания образования реализуется как в урочной и внеурочной, так и во внеклассной деятельности.
Татьяна Шелудько, замдиректора по учебно-воспитательной работе, рассказала о школьных проектах \”Кабинет финского языка\”, общешкольном празднике \”Рождество зажигает огни\”, \”Волшебный мир \”Калевалы\”. Учитель финского языка Ольга Христофорова познакомила гостей с региональными и международными проектами школы. Это республиканская Эстафета знакомств \”Добро пожаловать в финский язык\”, национально-региональный проект \”KAVEREITA\”, международный проект \”Праздничный календарь России и Финляндии\”. На встрече выступили и мамы, дети которых изучают финский в седьмом и третьем классах. Благодаря проектам, поездкам в Финляндию, общению со сверстниками из районов ребята погрузились в изучение языка с желанием и интересом.
— Подобные встречи полезны тем, что о работе и проектах узнают и в городе, и в республике. Наша школа – не в центре, а, как говорят, на рабочей окраине, — рассказывает Ольга Христофорова. — Но у нас ведется огромная работа по реализации проектов этнокультурной направленности. И, что немаловажно, деятельность проходит в сотрудничестве семьи и школы. Когда ощущаешь поддержку не только от администрации, но и мам и пап, рождаются новые идеи, появляются силы на их воплощение. И мы всегда готовы поделиться опытом, идеями.
Главный специалист Министерства образования Карелии Наталья Васильева, в свою очередь, оценила организацию проектной деятельности этнокультурной направленности в школе, отметив результативную работу и профессионализм педагогов, заинтересованность в сотрудничестве детей и родителей.
Отметим, что Карелия не раз предлагала включить финский в список иностранных языков, которые выпускники могут сдавать в качестве ЕГЭ по выбору. Однако на федеральном уровне этот вопрос не решен, так же, как и издание нового учебника для школ. Педагоги подтвердили, что родители нередко спрашивают, почему у детей нет современных учебных пособий, а учитель пользуется распечатками. Региональному Минобру об этой проблеме тоже известно.
Существуют проблемы и с изучением карельского языка для взрослых. Петрозаводчанка Екатерина Лобастова уже на пенсии решила освоить карельский язык. Однако бесплатно в столице республики можно заниматься только в первый год обучения.
— Было бы своевременным организовать изучение карельского языка на бюджетной основе, — считает Екатерина Лобастова, которая также посетовала на нехватку учебных пособий.
Напомним, Организаций Объединенных Наций провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов. Таким образом Генассамблея ООН намерена привлечь глобальное внимание к критическим рискам, которые угрожают языкам коренных народов, и повысить их значимость. В России недавно был учрежден Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ. На заседании его попечительского совета министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила о нехватке в стране учебников по родным языкам.
Фото автора
Комментарии