«Школа 2021: интересы, запросы, возможности». Так называлась конференция, которую в Северной столице организовала и провела Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер».
На конференцию съехались специалисты со всей России: детские психологи, представители высшей школы и дошкольного образования, методисты, руководители государственных и негосударственных образовательных учреждений.
Интересные данные привел на конференции Олег Лебедев, профессор, заведующий кафедрой «Теории развития образовательных систем» Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства. Опираясь на социологическое исследование «Социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы», он отметил, что за 10 лет, с конца 1990-х по 2009 год, существенно изменилось отношение старшеклассника к учебе в школе. Произошло снижение роли школы по всем фронтам: школа уже не так высоко ценится как источник знаний, школа проигрывает на поле функциональной грамотности (кроме компьютерной), в сфере межличностного общения, профориентации, политической ориентации. Растет доля тех подростков, кто испытывает постоянное нервно-психологическое напряжение, а количество причисляющих себя к верующим снижается. Общественная среда лишает детей персонифицированных идеалов. Зато увеличивается доля тех, кто полагается только на свои силы, свои возможности, при этом информированность часто выдается за образованность.
О том, как должна выглядеть школа будущего, какие процессы в ней должны происходить, педагоги, психологи, профессура дискутировали за круглыми столами «Семья», «Учителя», «Другие люди». Некоторые ориентиры этого будущего прозвучали в выступлении профессора ИРО НИУ Высшей школы экономики Анатолия Каспржака. По его мнению, школа будущего – это «…школа живого знания, школа естественной коммуникации, школа оригинальных источников, школа открытой архитектуры, школа равного доступа, школа открытых стандартов». Можно сформулировать и по-другому: Школа будущего – это школа, дающая знания, которые пригодятся в жизни, это школа без парт, без учебников, школа, гарантирующая результат независимо от места, где находится само образовательное учреждение.
Комментарии