Обычно, когда говорят о династиях, не важно, педагогические они, актерские или медицинские, сразу рождается ассоциация с деревом, дающим все новые и новые побеги. И наверное, этот ассоциативный образ не случайно стал почти единственным. Наверное, только с разветвленной древесной сетью можно сравнить семейные традиции, бережно сохраняющиеся и передающиеся из поколения в поколение. И хотя в новых побегах всегда много иного, привнесенного, свежего, но сама суть отношения к выбранному роду деятельности остается неизменной.
Наталья АЛЕКСЮТИНАШлиссельбург,Кировский район
И это явление закономерное. Так считает Людмила Николаевна Василкова, учитель русского языка и литературы шлиссельбургской средней общеобразовательной школы №1, продолжатель и основатель педагогической династии. По ее глубокому убеждению, отношение к своей профессии – это тот самый корень, от которого берут начало рождающиеся побеги и который придает им сил для роста. В ее династическом ряду в отношение к своей профессии непременно вкладывались такие понятия, как честность, открытость, забота и уважение.
По тщательным подсчетам, в которых Людмиле Николаевне помогал внук – шестиклассник Юра Бизяев, ее педагогическая династия уже миновала четырехсотлетний рубеж. Это одна из самых многочисленных педагогических династий Ленинградской области. Сама Людмила Николаевна проработала в школе 43 года. В числе людей, оказавших огромное влияние на формирование ее как будущего педагога, Василкова в первую очередь называет отца – Турыгина Николая Ильича, преподавателя военной химии.
Ее родители (Николай Ильич и Евгения Алексеевна) познакомились в Великом Устюге, когда семья была в эвакуации на Вологодчине, поженились в 1943 году. В 1944-м родился первенец Володя, в 1946-м – Юра, а в 1948-м – младшая дочь Людмила. Поскольку отец был военнообязанным, то семья много ездила по стране. Как вспоминает Людмила Николаевна, у двери всегда стоял чемоданчик отца на случай внезапной командировки. Николай Ильич работал преподавателем военной химии в Саратовском военном училище. Несколько раз он подавал рапорт с просьбой отправить его на фронт, но всякий раз ему отказывали. Впрочем, разбирая бумаги отца, Людмила Николаевна обнаружила документы на медаль «За боевые заслуги», которую он получил во время своей деятельности в военном училище.
– Отец был замечательным педагогом, – рассказывает Людмила Николаевна. – Расскажу один эпизод, подтверждающий мои слова. Мы уже переехали после его смерти сюда, и в один из дней я почему-то оказалась дома одна. Приходят два солдатика. Для нас это не было удивительным: к отцу часто приходили солдаты, и, как мама объясняла, он их приглашал как бы по делу, заодно «подкармливал». Спрашивают папу. Я отвечаю, что его нет, он умер. И вдруг эти солдатики начинают плакать. Оказалось, мальчишки демобилизовались и с Сахалина едут домой. Только представьте, они три года не были дома, но перед тем как туда попасть, приехали проведать отца.
У отца был талант организатора. В поселке Кенцухе Приморского края, где мы жили последние три года перед смертью папы, работала одна средняя школа. Так вот, при ней по инициативе отца был организован интернат для детишек из окрестных деревень. На каникулах для тех ребят, которым некуда было ехать, отец устраивал экскурсии. До сих пор помню удивительную экскурсию на шахту, где шла добыча драгоценных металлов. Кстати сказать, обязанности директора интерната выполняла мама и, когда на каникулах детворе не хватало пайка, наша семья приносила в интернат свои продукты.
От отца я получила свои первые педагогические уроки. Как-то мы катались на горке, и папа вместо меня посадил на санки маленького мальчика. Я обиделась и ушла. Дома он сказал мне: «Не обижайся, Людмилка, я тебя обязательно покатаю в следующий раз, а этого мальчика никто не покатает, потому что у него нет папы».
Как-то в соседнем доме был пожар, и папа, уходя, приказал всем оставаться дома. Но старший брат все-таки убежал. На улице папа его увидел и ударил. Потом зашел в детскую, вывел брата в коридор и попросил прощения за свою несдержанность.
Отцовские педагогические уроки не прошли даром и для братьев Людмилы Николаевны. Старший брат Владимир несколько лет преподавал в шлиссельбургском ПТУ №26, а его дочь Надежда по окончании педагогического института долгое время работала учителем. А со средним братом Юрой, как вспоминает Людмила Николаевна, они почти ежедневно играли в школу.
Пример отца и детские игры в школу, конечно, могли подтолкнуть юную Людмилу к решению стать педагогом, однако, как она сама признается, настоящий интерес к профессии возник благодаря любимой учительнице и по совместительству двоюродной тете Зое Александровне Манасеевой.
Именно ее Людмила Николаевна считает основателем многочисленной педагогической династии. Зоя Александровна родилась в Шлиссельбурге, окончила школу в 1941 году, была эвакуирована. Вернулась в освобожденный от фашистов город в 1944 году. И с 1946 года проработала в своей школе учителем русского языка и литературы 32 года.
– По родству Зоя Александровна мне приходится двоюродной тетей, – поясняет Василкова, – но их семья приняла на воспитание мою маму, когда ей было восемь лет. Раньше была традиция: родственники брали в семьи осиротевших ребятишек. Поэтому мы считаем семью Манасеевых своими самыми родными людьми. Кстати сказать, мама Зои Александровны – Екатерина Ивановна Манасеева тоже работала воспитателем в шлиссельбургской школе им. Чекалова в 1933-1935 годах.
Когда мы сюда приехали после смерти отца, то долго жили в семье Зои Александровны, а когда получили свое жилье, часто оставались у нее ночевать. Она нас иногда просила проверить тетрадки, конечно, потом за нами перепроверяя. И главное, я попала в класс, где Зоя Александровна была классным руководителем. В том, что я стала учителем, главная роль принадлежит ей. И даже мои одноклассники, приходя уже как родители ко мне на уроки, замечали, что многие интонации я переняла от моей тетушки Зои. Она была удивительным учителем, личностью. Всегда окружена детьми, всегда внимательна, строга, но справедлива. Помню, мы приехали в Шлиссельбург в конце декабря 1962 года, а уже в январе она повезла свой класс в Александринский театр на «Оптимистическую трагедию», где играли Павел Луспекаев, Юрий Толубеев. И я ловлю себя на том, что так же, как она, считаю, что, проходя с ребятами классику, нельзя не проиллюстрировать произведение театральной постановкой. От нее я переняла страсть к чтению. Если читаю «Стихи о советском паспорте» Маяковского, то понимаю, что передаю все паузы Зои Александровны. Это так запомнилось, потому что было для меня культурным открытием. А мне было с чем сравнить, ведь прежде чем мы приехали сюда, я поменяла семь школ.
Семья Зои Александровны также воспитала не только мою маму, но и еще одну племянницу – Тамару, которая впоследствии окончила педучилище и попала по распределению в кингисеппскую школу №2, где проработала более 30 лет. Кроме того, их семья воспитала еще одну родственницу, которая окончила Лодейнопольское педучилище и должна была работать учителем начальных классов, но умерла от болезни.
Филологию, как признается Людмила Николаевна, она выбрала не сразу. Когда было решено, что станет педагогом, она сдала документы на математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, но экзамен провалила. Попыталась поучиться в филиале Политехнического института в Кировске, но зимой сломала ногу, не поехала на сессию и… забрала документы.
– Не судьба, – улыбается Людмила Николаевна. – В следующем году опять поступала на матфак РГПУ, но не хватило баллов. А работать где-то надо. Пришла в школу. И с 1966 года стала работать вожатой.
Будущему педагогу помогла завуч Лучкина Тамара Андреевна. Она отправила девушку работать в школьную библиотеку и попросила готовиться к экзаменам. Но Людмила Николаевна в третий раз на математический Олимп взбираться испугалась, да и возиться с малышами ей стало интересно, поэтому девушка поступила на педагогический факультет. Учеба захватила полностью, университетские дни Людмила Николаевна вспоминает с радостью. А по окончании первого курса ее вызвал директор школы, фронтовик Павел Федотович Завьялов, и предложил учительство в начальных классах. Это потом Людмиле Николаевне стало известно, что за ее кандидатуру поручилась Тамара Андреевна, а директор всю ответственность перед гороно взял на себя, но тогда она с небывалым энтузиазмом приняла свой «первый» второй класс. И до сих пор помнит тот день.
– Я всех рассадила, начала знакомиться по журналу. И вдруг один мальчик встает, собирает портфель и идет к двери. Сережа Ляпин. На мой вопрос он серьезно и вдумчиво отвечает: «А вы мою фамилию не назвали, значит, я не ваш». Оказывается, я от волнения пропустила его фамилию.
Чуть позже из школы уехала учительница русского языка и литературы, зато пришла новая учительница начальных классов. А так как словесника заменить было некем, то выбор директора опять-таки пал на Людмилу Николаевну. Тем более что любимая Зоя Александровна пообещала ей всяческое содействие и помощь. Проработав некоторое время учителем русского языка и литературы, Василкова поступила сразу на второй курс на профильный факультет в педагогический университет. Оглядываясь назад, она нисколько не жалеет, что не стала математиком, но не устает говорить огромное спасибо любимой науке. Потому что, как филолог, уверена: логическое мышление необходимо в преподавании русского языка и литературы, ведь если дети уловят логику всех орфограмм, логическую связь между образами, символами, правилами, они перестают страшиться письма, становятся грамотными.
Сама явившись продолжательницей семейной традиции, Людмила Николаевна почти не сомневалась в том, кем станут ее дочери. Девочки как-то сказали ей: дети начинают заниматься тем делом, которое они знают и видят у своих родителей. А старшая Татьяна добавила: «Как я могла не стать педагогом, если в нашем доме всегда было полно детей?»
Людмила Николаевна с этим полностью согласна. Правда, дополняет:
– Важно, какими дети видят людей в своей профессии. Если счастливыми, то это решает многое. Быть счастливым в профессии – это большая редкость. Я всегда работала с удовольствием. И потом, мы же никогда не брали больничный лист, наши дети все время проводили в школе. Поэтому неудивительно, что Татьяна сразу после школы пошла в педучилище. Окончила его и работает в детском саду «Теремок» уже более десяти лет.
Младшая Катя увлекалась химией, поступила сначала в химико-фармацевтическое училище. Окончила его. Потом какое-то время проработала в школе секретарем директора. Поступила в РГПУ на химический факультет, но учебу пришлось бросить из-за ребенка. Сейчас Екатерина – мама троих детей – продолжает работать секретарем, но в ближайшей перспективе собирается восстановиться в университете.
Недаром говорится, что школа – это семья. Если вы в ней живете давно, более сорока лет, то неудивительно, что преемственность традиций с сугубо родственного уровня переходит на классный. Скорее было бы неестественным, если бы ученики Людмилы Николаевны не захотели посвятить себя педагогической профессии. Четверо из них сегодня работают в школе №1, а по общим подсчетам молодых коллег-воспитанников у Василковой более десятка. Кто-то нашел себя в дошкольном образовании, кто-то в кружковой работе. Впрочем, главное не в этом. Главное в том, что, запечатлев однажды в своей памяти образ любимого учителя, кто-то из них, возможно, станет родоначальником новой педагогической династии, и от этого корня завяжется молодой побег, чтобы, в свою очередь, дать рост новым именам в трудном, но таком важном и уникальном педагогическом деле.
Комментарии