search
main
Топ 10
В новом учебном году введут единые подходы к начислению зарплат учителям Глава Минпросвещения назвал темы занятий «Разговоры о важном» на следующий учебный год В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ Как обновили школьную программу, рассказал министр просвещения В российских школах вновь появятся серебряные медали В российские школы могут вернуть уроки труда Главред Сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин выступил на Международном форуме «Диалог культур» Алтайскому госуниверситету – 50 лет: состоялась встреча первых выпускников В ОГУ стало известно имя нового руководителя вуза Президент РФ вручил государственные награды учителям и наставникам У кого хотят учиться: в Москве наградили лучших педагогов города Валерий Фальков назвал наиболее востребованные специальности для поступления в 2023 году Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ пройдет в течение двух лет Стали известны место и дата проведения общегородского выпускного в Москве Эксперты подтвердили отсутствие утечки материалов ОГЭ и ЕГЭ в 2023 году Глава Минпросвещения встретился с учителями, награжденными Президентом РФ ОГЭ и ЕГЭ-2023: 24 мая глава Рособрнадзора расскажет об особенностях основного периода сдачи экзаменов Четыре правила по улучшению памяти перед экзаменами от преподавателей РАНХиГС Во Владивостоке построили образовательную часть культурного кластера Школьников по всей России обеспечат равным доступом к качественному образованию
0

В паре с «солнечным мальчиком». Когда детям с ОВЗ будет комфортно в нашем обществе?

Изменилось ли за последнее время отношение общества к детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам? На этот важный вопрос попытались ответить авторы масштабного исследования, проведенного НИУ ВШЭ по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Это исследование стало поводом для серьезного, вдумчивого обсуждения положения детей «не таких, как все» на круглом столе в Общественной палате РФ. Открывая его, Диана Гурцкая, председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства, президент попечительского совета благотворительного фонда помощи незрячим и слепым детям «По зову сердца», справедливо заметила, что разговор будет непростым. Не секрет, что негативные стереотипы по отношению к детям-инвалидам не изжиты. И мнение, что для них характерно потребительское отношение к людям, мол, все им должны, встречается не так уж редко, как хотелось бы. Немало и тех, кто считает, что дети-инвалиды – бесполезные для общества люди, в будущем они не смогут обеспечивать себя самостоятельно. А недавний скандал на телевидении с «Минутой славы», когда Владимир Познер и Рената Литвинова посчитали «запрещенным приемом» участие одноногого танцора в конкурсе, продемонстрировал реальное, а не декларируемое отношение к инвалидам. Ведь нет сомнения, что уважаемые члены жюри на все вопросы о дружественном отношении общества к инвалидам отвечали бы только, что они «за». А вот в конкретной ситуации последовала другая реакция. Актриса, «икона стиля», даже дала рекомендации танцору – почему бы ему просто «не пристегнуть вторую ногу». Тогда бы он не вызвал их неприятия? История танцора Евгения Смирнова высветила многое. Не только показную толерантность – что называется, один жест, одно слово, и нет уже добродушного человека. Налицо обыватель, которому неприятен не такой, как все, и которому лучше не видеть и не замечать инвалидов. Пусть они учатся в отдельных школах, живут за высокими заборами интернатов, а не пользуются «запрещенными приемами», напоминая о своем желании жить, как все их сверстники. Тем не менее, как заявила Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, климат в обществе, по мнению граждан, все-таки теплеет. И это можно увидеть при сопоставлении данных двух опросов. По сравнению с результатами исследования 2010 года возросло число людей, которые настроены дружески по отношению к инвалидам. Помощь им становится признаком хорошего тона. Если в 2010 году всего 14 процентов опрошенных оказывали реальную помощь людям, нуждающимся в ней, то в 2016-м их число увеличилось до 50 процентов. Радует, что 70 процентов родителей одобряют помощь своих детей сверстникам с ОВЗ, позитивно относятся к тому, чтобы они общались между собой. Главное, что такое общение нужно и здоровым детям. Примеров того, когда здоровые сверстники заботятся о том, чтобы ученику с ОВЗ было комфортно в классе и школе, предостаточно. Но так ли уж часто мы можем узнать об этом? Что бы ни говорили о формировании дружественной среды, но любовь к скандалам, разоблачениям, шокирующим фактам не обошла и эту тему. Потому одним из выводов исследования стало пожелание активно практиковать в СМИ распространение положительных историй о детях с ОВЗ и их семьях. По мнению доктора экономических наук, профессора НИУ ВШЭ Оксаны Кучмаевой, отношение общества к инвалидам меняется. Но настораживает тот факт, что среди различных институтов общества, оказывающих действенную помощь, 50,1% опрошенных прежде всего называют благотворительные фонды и другие некоммерческие организации. Помощь государства занимает вторую позицию – 44,4%, и отдельные люди – 37,3%. Особо выделяют роль отдельных личностей, известных деятелей, певцов, музыкантов, актеров и т. д. По сути, некоммерческий сектор частично, но компенсирует недостаточную помощь государства и трудности в ее получении семьям с детьми-инвалидами. И наглядный пример – это работа различных фондов, в первую очередь фонда, возглавляемого Мариной Гордеевой. Программы «Ты не один», «В кругу друзей», «Путь к успеху» и другие направлены на создание благоприятной среды для развития возможностей детей с ОВЗ. Но он не в состоянии решить все проблемы. А их предостаточно. Кроме финансовых трудностей, это отсутствие должных медицинских услуг, сложности с трудоустройством, с получением образования, адаптацией в обществе, недостаток технических средств и другие. Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, заострила внимание на работе с родителями. Любой ребенок с ОВЗ может быть социально активным, включенным в жизнь общества. И многое зависит от настроя родителей, они должны переходить из разряда потребителей услуг к партнерским отношениям. Интересен тот факт, что около половины россиян уверены, что чаще всего люди положительно реагируют на присутствие инвалидов в общественных местах. Однако совсем иное представление на этот счет у родителей детей-инвалидов. Только 16% из них считают, что появление ребенка-инвалида в общественном месте вызывает позитивную реакцию окружающих. Большинство же (а это 59%) оценили реакцию как негативную. Чем вызвано такое разногласие, понять нетрудно. Психологическое напряжение, преодоление различных барьеров, с которыми сталкиваются ежечасно мамы и папы проблемных детей, дают о себе знать. И здесь важно разделять идеальную и реальную культуру отношений (пример с «минутой позора» известных телеведущих тому ярчайшее подтверждение). Хороший тон предписывает определенную форму поведения – проявления милосердия, сострадания за последние годы укрепляются в поведении людей. Но одно дело – быть настроенным дружески, другое – реально согреть другого человека, оказать ему помощь, улыбнуться, наконец, предложить помощь. С этим у нас не все просто. И потому главным вопросом в повестке дня стало инклюзивное образование. За последние шесть лет, по мнению участников круглого стола, удалось достичь в его развитии определенных сдвигов. Открываются инклюзивные школы, появляются обученные учителя, специалисты-тьюторы, присутствие в школе ученика-колясочника не становится событием из ряда вон выходящим. Однако при этом все отчетливее вырисовывается одна из главных проблем – не всегда учителя в школе готовы работать с детьми-инвалидами. К недостаткам инклюзии относятся и скудное финансирование таких школ, отсутствие необходимого оборудования и персонала. А без него обучение ребенка с инвалидностью в обычной школе невозможно. Очень важно, чтобы в школе были необходимые специалисты-тьюторы, воспитатели, дефектологи, психологи. Родители порой сами вынуждены оплачивать работу таких специалистов. К тому же важно наличие определенных навыков у педагогов. Иначе они не смогут квалифицированно обучать детей с ОВЗ. Интересный пример из своей жизни привела Александра Пашарац, ведущий экономист Всемирного банка. Ее дочь пошла в школу, когда семья жила в Италии. И буквально через несколько дней позвонила психолог и попросила маму прийти в школу для беседы. «Что могла натворить наша послушная тихоня?» – недоумевала мать. «Вы должны дать согласие на работу психолога с вашей дочерью», – услышала она от специалиста. Оказалось, на прогулке пай-девочка не захотела взять за руку своего напарника – мальчика с болезнью Дауна, чаще всего таких детей называют «солнечными» – так много доброй энергии они дарят окружающим своей особой открытостью и умением радоваться всему. «Да я просто хотела идти в паре с подружкой», – объяснила девочка свое поведение. И потому мама в дальнейшей беседе с педагогом с юмором заметила, что они перепутали гендерное воспитание с толерантным отношением к инвалидам. Но юмор юмором, а все-таки такого чуткого реагирования специалистов на отношения между обычными детьми и их сверстниками с ОВЗ в нашей школе еще нет. И будет ли в скором времени? ЦифрыВ 2010 году в России насчитывалось 519 тысяч детей-инвалидов. В 2016-м их число возросло до 617 тысяч.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте