Изменилось ли за последнее время отношение общества к детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам? На этот важный вопрос попытались ответить авторы масштабного исследования, проведенного НИУ ВШЭ по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Это исследование стало поводом для серьезного, вдумчивого обсуждения положения детей «не таких, как все» на круглом столе в Общественной палате РФ. Открывая его, Диана Гурцкая, председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства, президент попечительского совета благотворительного фонда помощи незрячим и слепым детям «По зову сердца», справедливо заметила, что разговор будет непростым. Не секрет, что негативные стереотипы по отношению к детям-инвалидам не изжиты. И мнение, что для них характерно потребительское отношение к людям, мол, все им должны, встречается не так уж редко, как хотелось бы. Немало и тех, кто считает, что дети-инвалиды – бесполезные для общества люди, в будущем они не смогут обеспечивать себя самостоятельно. А недавний скандал на телевидении с «Минутой славы», когда Владимир Познер и Рената Литвинова посчитали «запрещенным приемом» участие одноногого танцора в конкурсе, продемонстрировал реальное, а не декларируемое отношение к инвалидам. Ведь нет сомнения, что уважаемые члены жюри на все вопросы о дружественном отношении общества к инвалидам отвечали бы только, что они «за». А вот в конкретной ситуации последовала другая реакция. Актриса, «икона стиля», даже дала рекомендации танцору – почему бы ему просто «не пристегнуть вторую ногу». Тогда бы он не вызвал их неприятия? История танцора Евгения Смирнова высветила многое. Не только показную толерантность – что называется, один жест, одно слово, и нет уже добродушного человека. Налицо обыватель, которому неприятен не такой, как все, и которому лучше не видеть и не замечать инвалидов. Пусть они учатся в отдельных школах, живут за высокими заборами интернатов, а не пользуются «запрещенными приемами», напоминая о своем желании жить, как все их сверстники. Тем не менее, как заявила Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, климат в обществе, по мнению граждан, все-таки теплеет. И это можно увидеть при сопоставлении данных двух опросов. По сравнению с результатами исследования 2010 года возросло число людей, которые настроены дружески по отношению к инвалидам. Помощь им становится признаком хорошего тона. Если в 2010 году всего 14 процентов опрошенных оказывали реальную помощь людям, нуждающимся в ней, то в 2016-м их число увеличилось до 50 процентов. Радует, что 70 процентов родителей одобряют помощь своих детей сверстникам с ОВЗ, позитивно относятся к тому, чтобы они общались между собой. Главное, что такое общение нужно и здоровым детям. Примеров того, когда здоровые сверстники заботятся о том, чтобы ученику с ОВЗ было комфортно в классе и школе, предостаточно. Но так ли уж часто мы можем узнать об этом? Что бы ни говорили о формировании дружественной среды, но любовь к скандалам, разоблачениям, шокирующим фактам не обошла и эту тему. Потому одним из выводов исследования стало пожелание активно практиковать в СМИ распространение положительных историй о детях с ОВЗ и их семьях. По мнению доктора экономических наук, профессора НИУ ВШЭ Оксаны Кучмаевой, отношение общества к инвалидам меняется. Но настораживает тот факт, что среди различных институтов общества, оказывающих действенную помощь, 50,1% опрошенных прежде всего называют благотворительные фонды и другие некоммерческие организации. Помощь государства занимает вторую позицию – 44,4%, и отдельные люди – 37,3%. Особо выделяют роль отдельных личностей, известных деятелей, певцов, музыкантов, актеров и т. д. По сути, некоммерческий сектор частично, но компенсирует недостаточную помощь государства и трудности в ее получении семьям с детьми-инвалидами. И наглядный пример – это работа различных фондов, в первую очередь фонда, возглавляемого Мариной Гордеевой. Программы «Ты не один», «В кругу друзей», «Путь к успеху» и другие направлены на создание благоприятной среды для развития возможностей детей с ОВЗ. Но он не в состоянии решить все проблемы. А их предостаточно. Кроме финансовых трудностей, это отсутствие должных медицинских услуг, сложности с трудоустройством, с получением образования, адаптацией в обществе, недостаток технических средств и другие. Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, заострила внимание на работе с родителями. Любой ребенок с ОВЗ может быть социально активным, включенным в жизнь общества. И многое зависит от настроя родителей, они должны переходить из разряда потребителей услуг к партнерским отношениям. Интересен тот факт, что около половины россиян уверены, что чаще всего люди положительно реагируют на присутствие инвалидов в общественных местах. Однако совсем иное представление на этот счет у родителей детей-инвалидов. Только 16% из них считают, что появление ребенка-инвалида в общественном месте вызывает позитивную реакцию окружающих. Большинство же (а это 59%) оценили реакцию как негативную. Чем вызвано такое разногласие, понять нетрудно. Психологическое напряжение, преодоление различных барьеров, с которыми сталкиваются ежечасно мамы и папы проблемных детей, дают о себе знать. И здесь важно разделять идеальную и реальную культуру отношений (пример с «минутой позора» известных телеведущих тому ярчайшее подтверждение). Хороший тон предписывает определенную форму поведения – проявления милосердия, сострадания за последние годы укрепляются в поведении людей. Но одно дело – быть настроенным дружески, другое – реально согреть другого человека, оказать ему помощь, улыбнуться, наконец, предложить помощь. С этим у нас не все просто. И потому главным вопросом в повестке дня стало инклюзивное образование. За последние шесть лет, по мнению участников круглого стола, удалось достичь в его развитии определенных сдвигов. Открываются инклюзивные школы, появляются обученные учителя, специалисты-тьюторы, присутствие в школе ученика-колясочника не становится событием из ряда вон выходящим. Однако при этом все отчетливее вырисовывается одна из главных проблем – не всегда учителя в школе готовы работать с детьми-инвалидами. К недостаткам инклюзии относятся и скудное финансирование таких школ, отсутствие необходимого оборудования и персонала. А без него обучение ребенка с инвалидностью в обычной школе невозможно. Очень важно, чтобы в школе были необходимые специалисты-тьюторы, воспитатели, дефектологи, психологи. Родители порой сами вынуждены оплачивать работу таких специалистов. К тому же важно наличие определенных навыков у педагогов. Иначе они не смогут квалифицированно обучать детей с ОВЗ. Интересный пример из своей жизни привела Александра Пашарац, ведущий экономист Всемирного банка. Ее дочь пошла в школу, когда семья жила в Италии. И буквально через несколько дней позвонила психолог и попросила маму прийти в школу для беседы. «Что могла натворить наша послушная тихоня?» – недоумевала мать. «Вы должны дать согласие на работу психолога с вашей дочерью», – услышала она от специалиста. Оказалось, на прогулке пай-девочка не захотела взять за руку своего напарника – мальчика с болезнью Дауна, чаще всего таких детей называют «солнечными» – так много доброй энергии они дарят окружающим своей особой открытостью и умением радоваться всему. «Да я просто хотела идти в паре с подружкой», – объяснила девочка свое поведение. И потому мама в дальнейшей беседе с педагогом с юмором заметила, что они перепутали гендерное воспитание с толерантным отношением к инвалидам. Но юмор юмором, а все-таки такого чуткого реагирования специалистов на отношения между обычными детьми и их сверстниками с ОВЗ в нашей школе еще нет. И будет ли в скором времени? ЦифрыВ 2010 году в России насчитывалось 519 тысяч детей-инвалидов. В 2016-м их число возросло до 617 тысяч.
Комментарии