Музей в московской школе №479, открытый в 1977 г., не раз участвовал в городских смотрах-конкурсах, в 2000 – 2003 гг. занимал в них первые места, был занесен в книгу почета Всероссийской организации ветеранов войны. Мое знакомство с ним началось с бюста легендарного командарма-сталинградца дважды Героя Советского Союза маршала В.И. Чуйкова и посаженной им у школы березки. Каждый день она встречает спешащих на уроки ребятишек…
Имя знаменитого военачальника маршала Чуйкова школе №479 присвоено в апреле 1990 г. Предыстория этого события насчитывает 23 года. В 1973-м при школе был образован совет ветеранов 62-й армии (впоследствии 8-й гвардейской, ею
62-я стала за отличия в боях), прославившейся во многих сражениях, в том числе под командованием Чуйкова при обороне Сталинграда.
В ту пору район, где расположена школа, назывался Волгоградским. Поэтому и было решено создать музей боевой славы защитников Сталинграда. Первоначально экспозиция охватывала историю Царицына – Сталинграда – Волгограда. Впоследствии при личном участии Василия Ивановича Чуйкова ее преобразовали в музей боевой славы 62-й (8-й гвардейской) армии.
С годами экспозиция значительно выросла. За 27 лет в музее собрано более 1000 экспонатов – оружие Великой Отечественной войны, личные вещи и обмундирование фронтовиков, фотографии и письма, альбомы и книги, аудио- и видеоматериалы, карты, схемы боевых операций, экспонаты, добытые в местах боев армии, доставленные из окрестностей приволжской деревни Верхняя Бузиновка, а также из Подмосковья. Уточню: в боях под Москвой 62-я армия не участвовала, но некоторые ее дивизии до вхождения в состав армии сражались с фашистами у стен столицы.
Фронтовики – защитники Москвы – частые и желанные гости школьного музея. С первых дней его работы в патриотическом воспитании учащихся активно участвуют ветераны 62-й (8-й гвардейской) армии. Педагоги школы разработали программу «Мы нашей Родине верны», которая была представлена на Всероссийский конкурс «Растим патриотов России». Школа стала его лауреатом, награждена дипломом Минобразования России.
Большую роль в реализации этой программы играет школьный музей. Учащиеся вместе со своими наставниками укрепляют дружеские связи с другими школьными музеями. По сложившейся традиции ежегодно выезжают в районы боев прославленной армии. В Волгограде посещают места былых боев, Мамаев Курган, могилу маршала Чуйкова, музей Сталинградской битвы. Юные москвичи встречаются со своими друзьями из волгоградского педагогического лицея №1. Эти дружба и сотрудничество продолжаются уже 20 лет. Волгоградцы также ежегодно проводят походы по местам боев и приезжают в Москву, в школу имени маршала Чуйкова.
Еще один традиционный маршрут поездок активистов музея – на родину маршала Чуйкова в Серебряные Пруды Московской области. Там они посещают дом-музей полководца, встречаются с местными жителями, знавшими маршала, участвуют в мероприятиях, посвященных дню рождения Чуйкова, которые проводит местная администрация.
Школьники участвовали и в торжествах, посвященных 60-летию освобождения города-героя Одессы от немецко-фашистских захватчиков, прошли по «Поясу славы», посетили музей 62-й
(8-й гвардейской) армии одесской школы №100, побывали на параде войск и ветеранов войны, возложили цветы к памятникам защитникам города-героя.
В результате поисковой работы, экспедиций по местам боев, работы с фондами музеев, архивов, встреч с ветеранами войны и их родственниками активисты школьного музея открывают неизвестные страницы войны, узнают новые интересные факты о боевом пути армии, которой командовал Чуйков. Школьный музей пополняется новыми экспонатами. Ребята пишут сочинения, рефераты, оформляют стенды, делают макеты. В 2000 г. открыта комната, посвященная жизни легендарного командарма, а спустя три года – диорама «Сталинградская битва». В ее создании участвовали активисты музея, учащиеся и выпускники школы, их родители и учителя.
Когда знакомишься со школьным музеем, начинаешь понимать, что это не просто помещение, наполненное экспонатами. Самое главное в нем – живая, каждодневная работа с детьми и подростками. Помимо экскурсий в музее проводятся уроки истории, граждановедения, литературы, классные часы, конференции и уроки мужества. На его базе проходят окружные и городские семинары директоров школ, их заместителей по воспитательной работе, работников школьных музеев, начальников управлений образования, посвященные патриотическому воспитанию учащихся. И первый межрегиональный слет организаторов патриотической работы, ветеранов 62-й (8-й гвардейской) армии, учащихся Москвы, родины Чуйкова Серебряных Прудов, Рязани, где формировалась 124-я отдельная стрелковая бригада, вошедшая в состав 62-й армии, и Волгограда, посвященный 60-летию Сталинградской битвы, также проходил в музее школы №479. Он стал одним из примечательных событий учебного года, в подготовке и проведении которого участвовал весь школьный коллектив.
На слете были представлены боевые знамена дивизий 62-й армии, участвовавших в Сталинградском сражении. На торжественном митинге, который проходил у школы рядом с бюстом В.И. Чуйкова, коллективу был передан на вечное хранение факел Победы, зажженный от Вечного огня на Мамаевом кургане. Ветераны-участники Сталинградской битвы также вручили школьникам капсулу с посланием будущим юным москвичам, которая будет вскрыта в 2043 г., в дни празднования 100-летия Сталинградской битвы.
После митинга в актовом зале школы состоялось торжественное собрание, на котором выступали ветераны-фронтовики, гости из других городов и учащиеся школы. Старшие члены отряда «Юный чуйковец» передали отрядную эстафету учащимся младших классов.
Через некоторое время в школе состоялась встреча учащихся с ветеранами армии, посвященная 61-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и 104-летию маршала Чуйкова. Среди гостей был и поисковый отряд Петровской средней школы Серебрянопрудского района Московской области. Фронтовики провели традиционные уроки мужества, в актовом зале была проведена историко-литературная игра, посвященная битве на Волге, а в школьном музее члены отряда «Юный чуйковец» и гости школы встретились с сыном маршала Александром Чуйковым.
На торжественном митинге сын прославленного полководца передал в дар школьному музею копии фронтовых писем маршала и бюст отца. Глава управы района Кузьминки Алан Калабеков подарил книги, изданные к 60-летию Сталинградской битвы. Для гостей-школьников была подготовлена специальная программа экскурсий.
В числе традиционных, активно используемых в школе форм патриотического воспитания – проводимые советом ветеранов и активом музея регулярные встречи фронтовиков с детьми и их родителями, посвященные знаменательным датам истории и праздникам, песенные конкурсы и смотры, соревнования допризывников. Учащиеся школы поздравляют ветеранов с праздниками и днями рождения, не только приглашают их в школу на различные мероприятия, экскурсии, но и навещают дома, рассказывают о своих школьных делах, оказывают фронтовикам посильную помощь.
Школьный музей стал подлинным центром патриотического воспитания благодаря тому, что в педагогическом коллективе немало энтузиастов этой работы, отдающих ей все силы. В их числе заслуженный работник культуры, директор школы Борис Могерман, заместитель директора по воспитательной работе, заведующая школьным музеем Светлана Новикова и многие другие.
Как школьный музей влияет на юные души?
– Ответы можно найти в школьных сочинениях и в книгах отзывов музея, – ответила на мой вопрос Светлана Новикова. – А еще они – в школьной статистике. Благодаря активной воспитательной работе снизилось число детей, стоящих на внутришкольном учете, в коллективе не стало второгодников, увеличилось количество медалистов, около 20 старшеклассников приняли участие в окружном конкурсе сочинений «Великая Отечественная война глазами детей».
…Уходя из школы, я остановился у березки, посаженной легендарным командармом-сталинградцем Чуйковым. Глядя на нее, окрепшую с годами, подумал, что вот так же и школьный музей из первого «побега», патриотической инициативы разросся в целостную программу – мощный «ствол» многоплановой воспитательной работы, служащей формированию у школьников качеств патриота и гражданина.
Комментарии