search
main
0

В ожидании новых туристических троп

Программа «Руководитель детского похода» для учителей Москвы стартует в октябре

Среди проектов Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма есть несколько особо значимых, масштабных и впечатляющих. Прежде всего это традиционное первенство по туризму учащихся образовательных организаций.

Проводится оно более 80 лет с перерывом на годы Великой Отечественной войны. В рамках первенства в разнообразные походы и экспедиции по всей стране – пешие, водные, лыжные, горные, поисково-исследовательские – выходят ежегодно более 15 тысяч школьников в возрасте от 8 до 18 лет. Не менее значимое мероприятие – туристский слет педагогов Москвы. Участие в слете педагогов давно стало залогом успеха их учеников в туристско-краеведческой деятельности. С прошлого года перечень мероприятий центра пополнился курсами по подготовке инструкторов детского туризма с организацией зачетного похода для педагогов города. В этом же году такое обучение пройдет онлайн.
Осенью 2020 года центр проведет онлайн-обучение педагогов по основам теоретической подготовки к походно-экспедиционной деятельности. Когда позволит эпидемическая обстановка и будут сняты ограничения на проведение выездных мероприятий, группа педагогов обязательно отправится в зачетный поход. Программа «Руководитель детского похода» для учителей Москвы начнет свою работу в онлайн-режиме уже в октябре.
В феврале этого года, еще до введения режима повышенной готовности в Москве, наш центр провел для педагогов школ – участниц проекта «Путь Героя» учебно-тренировочный поход 1‑й категории сложности по Краснодарскому краю. Маршрут прошел от населенного пункта Пшада с выходом к морю в районе Дивноморского и с восхождениями на вершины Главного Кавказского хребта. Среди 23 участников похода были учителя математики, русского языка, географии, музыки, физвоспитания, информатики, истории, воспитатели кадетских классов, педагоги дополнительного образования.
– Это было сложно, но здорово! Интересно было наблюдать, как незнакомые до проекта педагоги Москвы за время похода стали настоящей командой, – делится своими впечатлениями от похода Мария Иванова из Школы в Капотне.
– Очень понравилось. Испытал на себе полную палитру цветов и оттенков природы. Получил возможность проверить себя на выносливость. Очень рад знакомству с замечательными людьми. Было мокро, больно и захватывающе интересно, – рассказывает Андрей Глумсков из школы №760 имени А.П.Маресьева.
По словам Дмитрия Чудиновских из школы №1793, и у него впечатления от похода только позитивные:
– Давно мечтал пройти такой путь! Подобного опыта у меня не было, но было большое желание проверить свои силы.
Участники похода получили знания и практические навыки организации походного быта, приемы туристской педагогики, закрепили навыки ориентирования, приемы работы с современными средствами навигации. Многие участники признавались, что подобные вызовы себе необходимы, для того чтобы получить тот бесценный опыт, который им пригодится, когда они отправятся в поход уже со своими воспитанниками.
– Подобного рода мероприятия с учителями необходимы. Во-первых, многие из учителей имеют поверхностные знания о походах, а в походе с детьми важно знать все тонкости и нюансы походной жизни. И только в таких походах учителя могут получить необходимые знания и подготовку походных мероприятий. Во-вторых, знания можно получить не только от инструктора, но и от общения преподавателей друг с другом, проще говоря, через обмен опытом, – говорит Дмитрий Чудиновских.
– Считаю проведение данных мероприятий необходимым условием для подготовки педагогического состава школ, ведь помимо учебного процесса детей нужно учить быть самостоятельными, принимать сложные решения в условиях реальной обстановки, – уверен Алексей Дорофеев из школы №463.
А научились московские учителя в походе многому. Собирать-разбирать палатки, разводить костер, организовывать лагерь и вообще походный быт, узнали правила ночлега в холодную погоду, а также правила подъема и спуска.


– Я получила теоретические и практические навыки организации туристических походов по маршруту, умение работать в команде, в экстремальных условиях организовывать быт, – отмечает Мария Иванова.
– Среди полученных навыков – распределение должностей, работа в команде, работа с картой, ориентирование на местности, правильное движение на маршруте, организация питания на стоянках и перекуса в движении, я расширил знания о методах установки чанов над костром, – рассказывает Дмитрий Чудиновских.
По итогам мероприятия все участники испытания получили справки о прохождении маршрута 1‑й категории сложности и свидетельство о получении дополнительного образования в объеме 72 часов. Многие признавались, что до этого похода их знания о детском туризме, его организации и главных принципах были недостаточны, но при этом все были согласны с тем, что туризм для детей просто необходим и должен быть в одном ряду с основными направлениями образования.
– Мои представления изменились кардинально, стало понятно, что детский туризм – это образовательно-воспитательный процесс, а не простое увлечение. Есть огромное желание продолжать обучение в таких походах. Это очень ценный опыт и возможности, – резюмирует Елена Титенок из школы №1476.
Учебно-тренировочный маршрут был пройден в установленные сроки, в соответствии со всеми нормативами, под контролем регионального МЧС. Участники похода посетили город-герой Новороссийск, осмотрели места воинской славы. И уже мечтают о новых походах.
– Хотелось бы научиться организовывать водные и лыжные маршруты. С удовольствием поучаствую в такого рода учебно-тренировочном походе, – делится планами Андрей Глумсков.
– Возникло желание пройти маршрут 2‑й категории сложности. А в дальнейшем привести эту деятельность в систему, – говорит Андрей Николенко из школы №760 имени А.П.Маресьева.

Владимир РЫЖКОВ, методист Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма;
Николай КОСТЕРЕВ, заместитель председателя Городской маршрутно-квалификационной комиссии образовательных организаций Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте