search
main
0

В ожидании чуда. Творчество? Это просто!

Творческие задания для пятиклассников составлены в соответствии с программой и учебником «В мире литературы» творческого коллектива под руководством Александра Геннадьевича Кутузова.

1. Придумайте сценку-диалог, в котором бы отразились жанровые особенности сказки и рассказа. Название: «Пригласила Сказка в гости».ы о животных – – –

Рассказ

1. Придумайте сценку-диалог, в котором бы отразились жанровые особенности сказки и рассказа. Название: «Пригласила Сказка Рассказ в гости».

Рождественский рассказ

1. Если вы внимательно прочитали рассказы Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и А.И.Куприна «Чудесный доктор», то теперь знаете особенности рождественских рассказов и то, о чем рассказывают авторы. Продолжите ассоциативный ряд слов: добро, чудо…

2. Напишите миниатюру «Ребята, надо верить в чудеса!».

3. Представьте, что вы оказались в прекрасном саду. Ярко светит солнце, поют птицы, порхают бабочки. Вокруг вас цветы. Но они не обыкновенные. Закройте глаза и представьте, как выглядят цветы любви, добра, нежности, милосердия. Озвучьте свой образ.

4. Главное в рождественских рассказах – вера в то, что чудо возможно. А что такое чудо в вашем понимании? Случалось ли с вами что-нибудь чудесное? Расскажите о своих чувствах, ощущениях. Попробуйте описать состояние ожидания чуда.

Детектив

1. Попробуйте провести детективное расследование и выясните происхождение термина «детектив» и жанровые особенности детектива. Свой отчет представьте в соответствующем этому жанру стиле.

2. Напишите свою детективную историю. Например, «Осколки времени» (в основе сюжета – поиск ученика, разбившего окно) или «Тайна классного журнала».

3. Предложите свои названия, сюжеты для детективных историй.

Юмористический рассказ

А.П.Чехов. «Пересолил»

1. Продолжите фразы:

а) песня помогает жить, а юмор помогает…

б) юмор – брат…

2. Создайте киносценарий. Определите основную мысль. Сколько будет кадров в фильме? Озаглавьте их. Опишите самые смешные.

Детский рассказ

В.Ю.Драгунский. «Девочка на шаре»

1. Напишите миниатюру «Однажды в детстве…».

2. Создаем образ детства по микротемам. Дополните ряды слов:

Краски: яркие, розовые…

Ощущения: радость, восторг…

Памятные события: поездка, праздник…

Атрибуты: воздушные шары, любимая игрушка…

3. А теперь представьте детство в виде какого-нибудь существа. Напишите миниатюру, используя слова из микротем.

Рассказы о животных

1. Игра «Домашнее животное».

Закройте глаза. Представьте домашнее животное, живущее в вашем доме или у знакомых. Дайте ему какую-либо команду. Опишите это животное и его действия.

К.Г.Паустовский. «Кот-ворюга»

1. Представьте, что вы тот самый разнесчастный кот. Расскажите историю своих переживаний.

Итоговое задание. С помощью мимики и пластики изобразите, как выглядит:

– юмористический рассказ,

– святочный рассказ,

– сказание,

– рассказы о животных.

Повесть

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Каким героем или героиней вы хотели бы представить себя в этой повести? Каким предметом?

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

1. Создайте фантастический образ ночи по микротемам:

Воздух: холодный, прозрачный…

Ночное небо: глубокое, усыпанное сверкающими звездами…

Звуки: заливистый смех, колдовская тишина…

Ощущения: таинственность, восторг…

2. Напишите миниатюру «Волшебство ночи».

Лирика

1. Напишите миниатюру «Смотреть на все душою».

2. «Оживите» метафору «Чародейкою зимою…», расскажите о появлении собственных картин-ассоциаций. Разверните метафору и рассказ.

3. Найдите звуковые и зрительные картины в произведении Н.М.Языкова «Буря» и объясните их роль в стихотворении.

4. Какие собственные ассоциации возникли в вашем воображении, когда читали или слушали стихотворение Н.А.Некрасова «Соловьи»? Проанализируйте их.

5. Нарисуйте самую яркую картину, которая возникла у вас в процессе чтения стихотворения А.Н.Майкова «Пейзаж». Подчеркните в тексте слово, которое помогло вам представить картину и «увидеть» ее. Напишите о своих чувствах, которые возникли в процессе «видения» картины.

6. Испытывали вы чувства, о которых говорит М.Ю.Лермонтов в стихотворениях «Утес», «На севере диком стоит одиноко…»? Расскажите когда, в каких ситуациях.

7. Какими вы представили героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Два великана»? Создайте словесные портреты, опираясь на детали текста и внетекстовые ассоциации.

8. С каким бы настроением вы прочитали стихотворение И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»?

Итоговое задание. Поиграем в ассоциации

Опираясь на особенности данных жанров, сравните их с инструментами и объясните свои ассоциации.

Сказка –

Рассказ –

Повесть –

Стихотворение –

Детектив –

Ирина ТЮРИНА, учитель русского языка и литературы СШ №19 г. Саранска, учитель года Республики Мордовия-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте