Творческие задания для пятиклассников составлены в соответствии с программой и учебником «В мире литературы» творческого коллектива под руководством Александра Геннадьевича Кутузова.
1. Придумайте сценку-диалог, в котором бы отразились жанровые особенности сказки и рассказа. Название: «Пригласила Сказка в гости».ы о животных – – –
Рассказ
1. Придумайте сценку-диалог, в котором бы отразились жанровые особенности сказки и рассказа. Название: «Пригласила Сказка Рассказ в гости».
Рождественский рассказ
1. Если вы внимательно прочитали рассказы Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и А.И.Куприна «Чудесный доктор», то теперь знаете особенности рождественских рассказов и то, о чем рассказывают авторы. Продолжите ассоциативный ряд слов: добро, чудо…
2. Напишите миниатюру «Ребята, надо верить в чудеса!».
3. Представьте, что вы оказались в прекрасном саду. Ярко светит солнце, поют птицы, порхают бабочки. Вокруг вас цветы. Но они не обыкновенные. Закройте глаза и представьте, как выглядят цветы любви, добра, нежности, милосердия. Озвучьте свой образ.
4. Главное в рождественских рассказах – вера в то, что чудо возможно. А что такое чудо в вашем понимании? Случалось ли с вами что-нибудь чудесное? Расскажите о своих чувствах, ощущениях. Попробуйте описать состояние ожидания чуда.
Детектив
1. Попробуйте провести детективное расследование и выясните происхождение термина «детектив» и жанровые особенности детектива. Свой отчет представьте в соответствующем этому жанру стиле.
2. Напишите свою детективную историю. Например, «Осколки времени» (в основе сюжета – поиск ученика, разбившего окно) или «Тайна классного журнала».
3. Предложите свои названия, сюжеты для детективных историй.
Юмористический рассказ
А.П.Чехов. «Пересолил»
1. Продолжите фразы:
а) песня помогает жить, а юмор помогает…
б) юмор – брат…
2. Создайте киносценарий. Определите основную мысль. Сколько будет кадров в фильме? Озаглавьте их. Опишите самые смешные.
Детский рассказ
В.Ю.Драгунский. «Девочка на шаре»
1. Напишите миниатюру «Однажды в детстве…».
2. Создаем образ детства по микротемам. Дополните ряды слов:
Краски: яркие, розовые…
Ощущения: радость, восторг…
Памятные события: поездка, праздник…
Атрибуты: воздушные шары, любимая игрушка…
3. А теперь представьте детство в виде какого-нибудь существа. Напишите миниатюру, используя слова из микротем.
Рассказы о животных
1. Игра «Домашнее животное».
Закройте глаза. Представьте домашнее животное, живущее в вашем доме или у знакомых. Дайте ему какую-либо команду. Опишите это животное и его действия.
К.Г.Паустовский. «Кот-ворюга»
1. Представьте, что вы тот самый разнесчастный кот. Расскажите историю своих переживаний.
Итоговое задание. С помощью мимики и пластики изобразите, как выглядит:
– юмористический рассказ,
– святочный рассказ,
– сказание,
– рассказы о животных.
Повесть
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»
Каким героем или героиней вы хотели бы представить себя в этой повести? Каким предметом?
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
1. Создайте фантастический образ ночи по микротемам:
Воздух: холодный, прозрачный…
Ночное небо: глубокое, усыпанное сверкающими звездами…
Звуки: заливистый смех, колдовская тишина…
Ощущения: таинственность, восторг…
2. Напишите миниатюру «Волшебство ночи».
Лирика
1. Напишите миниатюру «Смотреть на все душою».
2. «Оживите» метафору «Чародейкою зимою…», расскажите о появлении собственных картин-ассоциаций. Разверните метафору и рассказ.
3. Найдите звуковые и зрительные картины в произведении Н.М.Языкова «Буря» и объясните их роль в стихотворении.
4. Какие собственные ассоциации возникли в вашем воображении, когда читали или слушали стихотворение Н.А.Некрасова «Соловьи»? Проанализируйте их.
5. Нарисуйте самую яркую картину, которая возникла у вас в процессе чтения стихотворения А.Н.Майкова «Пейзаж». Подчеркните в тексте слово, которое помогло вам представить картину и «увидеть» ее. Напишите о своих чувствах, которые возникли в процессе «видения» картины.
6. Испытывали вы чувства, о которых говорит М.Ю.Лермонтов в стихотворениях «Утес», «На севере диком стоит одиноко…»? Расскажите когда, в каких ситуациях.
7. Какими вы представили героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Два великана»? Создайте словесные портреты, опираясь на детали текста и внетекстовые ассоциации.
8. С каким бы настроением вы прочитали стихотворение И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»?
Итоговое задание. Поиграем в ассоциации
Опираясь на особенности данных жанров, сравните их с инструментами и объясните свои ассоциации.
Сказка –
Рассказ –
Повесть –
Стихотворение –
Детектив –
Ирина ТЮРИНА, учитель русского языка и литературы СШ №19 г. Саранска, учитель года Республики Мордовия-2003
Комментарии