Прочитал в моей родной «Учительской газете» статью Виктории Молодцовой «Народ к свободе не готов, учителя тоже». Автор красочно передает содержание работы Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, проходившего в Российской академии наук. Почти по Лермонтову: «…два дня мы были в перестрелке, что толку в этакой безделке». На съезде остро стоял вопрос о вреде концентрического изучения истории. В самом деле, как можно в 10-м и 11-м классах при двухчасовом количестве уроков в неделю расширить и углубить знания того, что изучалось в течение пяти лет, с пятого по девятый класс? Программа расширилась в два с половиной раза, объем материала увеличился, а часы на углубление и расширение знаний сокращены в два-три раза. Но если в царской России в конце XIX века Министерство просвещения после трех лет такого эксперимента отменило его, то наше министерство до сих пор никак не разберется с этим. Или у нас в министерстве не понимают этого вреда, потому как их это не касается, или второе – сознательно не хотят (во что бы не хотелось верить), чтобы наши выпускники выходили с ясным пониманием исторических процессов, а не с обрывками знаний различных эпизодов истории и мешаниной в голове от белых и красных.
Я, как учитель истории почти с полувековым стажем работы, отчетливо вижу несостоятельность концентрического изучения истории. Десятки тысяч учителей-практиков протестуют против этой системы, но в министерстве их не хотят слушать. Не имея глубоких и прочных знаний по истории, выпускники не рискуют поступать в вузы на исторические специальности. Пресловутый ЕГЭ по истории – это прекрасный вариант для глухонемых. Но ведь абсолютное большинство детей слышат и говорят. Тогда почему же мы закрываем им рот? Почему лишаем их возможности проявить свои творческие способности, мыслить, говорить, спорить, доказывать свою правоту, убеждать? К сожалению, и подготовка педагогических кадров на исторических факультетах вузов сегодня значительно уступает той, что была в советское время. Сегодня по пальцам можно пересчитать педагогические институты России. Многие из них превратились в классические университеты. Методику преподавания истории как предмета в университетах свели до минимума, зачеты и экзамены можно не сдавать, а оценки купить за деньги, что и делается теперь. Вот и выходит из университета «человек в футляре», то бишь с дипломом в руках, но без знаний и умений обучать и воспитывать школьников. Президент Путин в своем Послании Федеральному Собранию акцентировал внимание на роли школы в подготовке будущих граждан России. «Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит, обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы. У этих предметов особая роль: они формируют личность. От того, встретит ли ученик талантливого, увлеченного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека. Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупинкам, беречь их и поддерживать».Не могу до конца согласиться с Евгением Ямбургом, с которым мне лично довелось в свое время встречаться и которого я уважаю за его принципиальность и смелые выступления с критикой современной системы образования. Абсолютная правда, что сегодня чиновники всех рангов сильно закрепостили учителя. Они умело используют свое право держать учителя в рамках суждений, ими придуманных и ими же позволенных. Однако есть и такие учителя, и их немало, которые мыслят по-государственному, которые не боятся свободно говорить о современных проблемах нашего общества, у них не утрачено чувство патриотизма, гражданственности. Они могут воспитать и воспитывают настоящих граждан России. К сожалению, и они тоже наивно ждут современного Александра II от образования, который отменит крепостное право и дарует учителю свободу.И еще одно замечание по поводу высказываний Евгения Ямбурга. Лично я четко вижу, кто у нас гражданин и патриот, а кто просто вор и коррупционер. Мой земляк дважды Герой Социалистического Труда председатель колхоза имени Фрунзе Василий Яковлевич Горин, который более полувека руководит хозяйством и сделал свой край процветающим, – истинный патриот России. А тот, кто терся в верхах у власти, хапнул миллиарды и вывез их за границу, – это предатель нашего Отечества.Об учебниках, их авторах и содержании материала для изучения исторического прошлого хочу сказать особо. Справедливости ради отметим, что учебники по отечественной истории всегда страдали болезнью под названием «конъюнктурщина». Эта хворь была присуща всем авторам, кто хоть при царе, хоть при генеральном секретаре сочинял книги по истории. Одни историки называют Петра I Великим, вздыбившим Россию на пьедестал мощной державы, другие никак не могут ему простить, что он разрушил самобытный вековой образ жизни российского народа. Как же долго мы гордились своими успехами в индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, достижениями культурной революции в 30-е годы! И вот на тебе! Теперь этот период – сплошной ГУЛАГ, миллионы замученных в лагерях, а все эти достижения якобы выдумка и пропаганда ВКП(б). Хорошо, что еще живы люди той эпохи, которые могут дать в отличие от ученых-историков свой ответ на то, что было хорошо, а что – плохо в те годы. И про войну лучше, чем ее участники, никто и никогда не расскажет. Это надо пережить. Трудно сегодня приходится школьникам. Возьмите, к примеру, учебники истории России для 10-11-х классов, рекомендованные для школьного курса в 10-м классе, два учебника истории России с древнейших времен до конца XVI века и второй учебник «История России XVII-XIX веков». Учитывая, что в учебном плане 24 часа отводится на Всемирную историю и его надо выполнять, на историю родной страны отводится 46 часов. В двух учебниках 58 параграфов, 792 страницы убористого текста с сотнями имен и дат. Чтобы хотя бы просто прочесть эти два учебника, надо в час, как отведено учебным планом, читать 17 страниц. У какого ученика хватит на это терпения? Я нередко ставлю себя на место школьника. А ведь текст надо не просто прочесть, его надо осмыслить, что-то записать в тетрадь, для того чтобы лучше запомнить, непонятному термину найти объяснение, рассмотреть историческую карту и ответить на вопросы, которые стоят в конце каждого параграфа. А их – ни много ни мало – десять-двенадцать. Для обобщающего повторения, на которое фактически нет времени (а то не пройдешь программу), вопросов еще больше – пятнадцать. И все они требуют глубокого осмысления. Спрашивается, на какого ученика рассчитывал уважаемый автор этих учебников член-корреспондент РАН директор Института российской истории А.Н.Сахаров, потом к нему присоединился доктор исторических наук А.Н.Боханов. Вот и получается: собираемся углублять и расширять (в аннотации учебника так и написано: «…дается широкая панорама истории нашего Отечества») знания учеников, а на деле таким учебником гасим интерес к познанию истории Родины. И это не единственный пример…В своем Послании Президент РФ В.В.Путин обратил внимание на необходимость развития пространства для формирования духовно-нравственных качеств россиян, их гармоничной личности, ответственной гражданской позиции, воспитанной на примере героических боевых и трудовых подвигов нашего великого народа, проявленных как во время глубокой старины, так и в недалеком прошлом, да и в настоящее время…Мы порой даже не замечаем, как быстротечно время. Через два с небольшим года будет отмечаться 70-летие Победы СССР над самым коварным врагом – германским фашизмом. Ответьте мне, что нужно рассказывать школьникам о Великой Отечественной войне в отведенные по программе два часа? Как воспитывать патриотов Отчизны на безымянных текстах учебного пособия? Неужели за недостатком времени на уроке не надо говорить о героических подвигах нашего многонационального народа, неужели в погоне за прохождением программного материала надо забыть, какой ценой была завоевана Победа?! Вспоминаю, как в свое время об учителях истории говорили, что это бойцы идеологического фронта. А разве не было нападок на наши лозунги типа «Человек человеку друг, товарищ и брат», песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе»? Теперь прежняя идеология человеколюбия оказалась под запретом. Учебники истории наши ученые быстро переписали в угоду правителям. И что в результате? В.В.Путин признает: «Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры». Чем это обернется для России в будущем, читайте в послании: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сопереживания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена, исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». В обществе, пронизанном коррупцией, развратом, алкоголизмом и прочими пороками, все поставлено ныне с ног на голову.Как выбраться нам из этой грязной колеи? Тут нужен хороший, достаточно опытный «водитель», чтобы делать такие маневры, которые позволят нам выскочить на широкую дорогу будущего. И в этом не последняя роль учителя истории. Но без коренных изменений в преподавании истории рассчитывать на успех по крайней мере наивно.Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, учитель истории, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская область
Комментарии