Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В основе всего – развитие

УГ - Москва, №28 от 13 июля 2010. Читать номер
Автор:

С 2009 года в детском саду №2523 «Академия детства» начался процесс освоения педагогическим коллективом программы «Развитие». Наше учреждение стало Ресурсным центром «Маленькие гении», где основное направление работы – развитие интеллекта дошкольников. Почему мы посчитали необходимым для дальнейшей успешной работы включить в наш педагогический арсенал программу «Развитие»?

А.НИССКАЯ,педагог-психолог детского сада №2523 «Академия детства»

Дело в том, что эта программа адресована прежде всего тем дошкольным учреждениям, которые уделяют особое внимание интеллектуальному развитию своих воспитанников. Работа в русле программы «Развитие» способствует наиболее полному развитию умственных и творческих способностей дошкольников и активизации их познавательного интереса.

В основу программы легла теория о высших психических функциях Л.С.Выготского, который говорил о том, что важнее всего для развития не накапливать большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств абсолютно естественно, в то время как дети только начинают овладевать ими.

Опираясь на идеи Л.Выготского, Л.Венгер и О.Дьяченко доказали, что усвоение и использование этих «орудий ума» становится основной движущей силой развития способностей дошкольника.

Под способностями при этом понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств. Способности имеют колоссальное значение для всей жизни человека, обеспечивая успешность в различных видах деятельности и помогая быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные для решения отношения, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим и явлениям жизни в культурно выработанных формах.

Специальные развивающие задачи по освоению различных видов средств, предлагаемые ребенку в разделах программы «Развитие», тесно связаны с контекстом дошкольных видов деятельности, таких как игра, рисование, конструирование. Именно так ребенок может «прожить» определенные ситуации, что приведет к соединению его эмоционального и познавательного опыта.

Другая важная черта программы «Развитие» – то, что развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей – распределение ролей материала, функций и отдельных действий. Большое внимание уделяется детской индивидуальности – учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.

Такой подход, значительно отличающийся от типовых дошкольных образовательных программ, требует особого внимания и осторожности в процессе введения его в ежедневную работу ДОУ. Педагоги ориентированы на то, чтобы дети усвоили как можно больше, стремятся дать своим воспитанникам большое количество знаний и умений. Но, вкладывая в голову дошкольника значительный объем информации, мы зачастую лишаем ребенка познавательной инициативы. Полноценное овладение программой «Развитие» воспитателем предполагает ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе.

Учитывая все факторы риска и особенности программы, мы разработали план постепенного введения такой интересной и новой для нас образовательной технологии.

План введения программы «Развитие»

Мониторинг и анализ актуального состояния образовательного процесса:

проведение открытых занятий;

обсуждение содержательной и процессуальной сторон занятий;

составление рекомендаций по улучшению педагогической работы.

Знакомство педагогов с основами программы «Развитие»:

консультации с авторами разделов программы;

обмен опытом с педагогами, владеющими и активно практикующими работу по программе «Развитие».

Введение элементов программы «Развитие» в ежедневную педагогическую практику.

Апробация отдельных разделов в педагогической практике:

подготовка материалов;

проведение занятий, в том числе открытых;

совместный анализ процесса и результатов работы всем педагогическим коллективом.

На первом этапе мы посчитали целесообразным проанализировать актуальное состояние образовательно-развивающего процесса в нашей «Академии детства». С этой целью в течение полугода происходил регулярный мониторинг работы воспитателей. Эта деятельность строилась таким образом, чтобы каждый мог побывать на занятиях, проводимых коллегами. После просмотра занятий происходило коллективное обсуждение увиденного, воспитатели имели возможность сказать о возникших трудностях, спросить совета друг у друга, выслушать конструктивную критику, понять свои сильные и слабые профессиональные стороны. В результате педагоги совместно выработали и научились применять систему критериев эффективности развивающей работы, критично и уважительно относиться к своему труду, извлекать полезную информацию из обратной связи, предоставляемой коллегами и другими специалистами.

Параллельно с мониторингом и анализом актуальной работы детского сада было начато обучение некоторым элементам программы «Развитие». Работа была организована в форме обучающих семинаров, структура которых включала элементы практикума, просмотр и анализ видеоматериалов. В качестве консультантов были приглашены авторы некоторых разделов программы.

Необходимо сказать, что важной составляющей процесса введения программы «Развитие» стало тесное взаимодействие с детскими садами Москвы, давно внедряющими ее в педагогическую практику. Педагоги имели возможность посетить мастер-классы и открытые занятия, отметить существенные преимущества и результаты, ставшие следствием активного использования программы «Развитие».

Параллельно с процессом обучения воспитатели начали на практике применять полученные знания – вводить в свои занятия такие принципиально важные элементы программы, как поддержка познавательной активности детей, использование моделей для облегчения понимания и усвоения информации, вплетение образовательного процесса в ткань ведущей, игровой, деятельности.

Следующим этапом стала апробация конкретных разделов в педагогической практике. Воспитатели и консультанты совместно готовили демонстрационный и раздаточный материал для занятий, ассистировали друг другу при проведении и обсуждали возникающие трудности.

Сегодня мы можем констатировать, что благодаря проделанной пропедевтической работе педагоги «Академии детства» всесторонне ознакомились с теоретическими и практическими основами программы «Развитие», овладели определенным методическим инструментарием, получили навык анализа и оценки образовательной работы в дошкольном учреждении. Таким образом, были созданы необходимые предпосылки полномасштабного использования программы «Развитие» в следующем учебном году.

Говоря о дальнейших перспективах, хотелось бы отметить, что наш детский сад оснащен методическими материалами для введения программы Key to learning. Мы уже запланировали параллельную, взаимодополняющую работу с образовательным потенциалом обеих программ – русской и английской. Тем не менее уже в этом учебном году материалы программы Key to learning стали существенным подспорьем в нашей работе.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту