Центр образования №1409 практически сразу включился в разработку модели московской «Школы будущего». Казалось бы, этой замечательной школе, расположенной в новом микрорайоне Северного округа – на Ходынском бульваре, ничего и никому не нужно доказывать, ибо ее работа столь инновационна и продвинута, столько известна уже не только в России, но и в мире, что можно было бы продолжать поднимать уровень обучения и воспитания без всяких дополнительных обязательств. Но 1409-я школа постоянно стремится к поиску нового, не боится никаких сложностей, которые встречаются на пути экспериментаторов. Директор ЦО №1409 Ирина Ильичева и сама постоянно находится в процессе работы, устремленной в будущее, и свой педагогический коллектив нацеливает на это. Работа эта ответственна еще и потому, что проект «Школы будущего» сегодня уже рассматривается как общенародный (в его обсуждение и реализацию включились не только управленцы, ученые и педагоги, но и родители, ученики, представители промышленности и финансовых кругов). О том, как меняется в процессе разработки модели «Школы будущего» детско-взрослая общность, рассказывает заместитель директора Центра по иностранным языкам Елена ГОРДЕЕВА.
Один из подходов, лежащих в основе реализации проекта «Школа будущего», – это, безусловно, реорганизация пространства жизни внутри самой школы, а также социума вокруг школы на основе образующейся детско-взрослой общности – учителей, учащихся, родителей.
В 90-х годах прошлого века произошли существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными фирмами, предприятиями, организациями, расширились прямые связи между российскими и зарубежными школами, а также начали разрабатываться совместные образовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по совместной деятельности школ как партнеров в области общеевропейского образования, международного развития школьников, по участию в международных проектах. Все это привело к переосмыслению целей, задач, содержания и технологий обучения иностранному языку как в стране в целом, так и в нашем Центре образования №1409, позволило обновить языковое образование, учитывая богатейший национальный и международный опыт в обучении иностранному языку по проблеме организации детско-взрослой общности школы будущего.
В нашем Центре работают четыре экспериментальные площадки: «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культур», «Развитие креативных способностей детей с учетом различных возрастных групп в условиях непрерывного образования от детского сада до вуза», «Библиотека в школе будущего», «Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма школьников в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности».
Группа преподавателей иностранных языков в Центре работает над созданием и внедрением в школьную жизнь различных совместных проектов в рамках первой экспериментальной площадки, так как для нашей школы в условиях развития многоязычного и поликультурного развития школьников на современном уровне характерно изучение 5 иностранных языков международного общения (английского, немецкого, французского, испанского, итальянского); включение в преподавание интегративных гуманитарных дисциплин («Страноведение», «Культуроведение стран изучаемых языков»); а в материалы обзорных и текущих уроков – аутентичных заданий из зарубежных учебников. Кроме того, нашей школе свойственна европеизация содержания гуманитарного образования, которая включает ознакомление с лингвистическим и культурным многообразием европейского континента, вкладом европейских культур в мировую культуру через шефское движение «Ходоки», презентацию национальных праздников на общешкольных мероприятиях (Рождество, День святого Валентина, Пасха). Вошли в традицию также систематическое межкультурное общение педагогических коллективов и учащихся всех ступеней обучения в школе с представителями зарубежных школ-побратимов в странах Европы – в Италии, в Испании, в Англии – и обмен опытом преподавания иностранных языков. Педагоги и ученики участвуют в международных фестивалях, форумах, семинарах.
Для того чтобы ученики говорили на языке так же, как дети, живущие в той или иной стране, к преподаванию в Центре привлекаются носители языка. Наша кафедра иностранных языков принимает активное участие в подготовке и проведении «круглых столов» с участием носителей языка и авторов зарубежных учебников, кроме того, в нашей школе осуществляют педагогическую деятельность аспиранты московских вузов, участники и победители национального проекта «Образование», авторы разрабатываемых учебных комплектов. Это позволяет существенно поднять уровень обучения. Мы тесно сотрудничаем с Московским гуманитарным педагогическим институтом, то есть педагоги высшей школы под руководством декана факультета английской филологии ведут свою инновационно-педагогическую деятельность.
Наше представление об организации детско-взрослой общности школы будущего учитывает предметные и внепредметные формы преподавания дисциплин гуманитарного цикла, направленные на развитие мышления, формирование речевых способностей детей и общекультурное развитие. Программа, которую мы реализуем, предусматривает формирование первоначальной грамотности и языковых способностей в начальной школе; формирование речевых способностей в средней школе; формирование способности к созданию собственного мнения и высказывания на иностранном языке, формирование способности анализировать и понимать речь в старшей школе.
Для того чтобы все эти цели были достигнуты, требуется сделать несколько очень серьезных шагов.
Шаг первый – разработка интегрированных курсов (иностранный язык – средство интеграции) в рамках решения проблемы «Организация детско-взрослой общности в школе». Задача детско-взрослого производства заключается в том, чтобы включать школьников в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых зависит будущее России. Этот модуль «Школы будущего» включает детско-взрослые исследовательские лаборатории гуманитарной направленности (движение «Ходоки», различные элективные курсы, участие в международных научно-исследовательских конференциях). Но тут требуется не столько подготовка новых специалистов, владеющих передовыми технологиями, сколько формирование у ребят в процессе совместной работы с профессиональными педагогами понимания относительно того, как устроен интересующий их бизнес или какая-либо сфера деятельности. Тогда, выйдя из стен школы, они смогут создавать новый бизнес, активно включаться в управление корпорациями.
Например, в Центре образования открыто шефское движение «Ходоки». Это движение предполагает проведение уроков-экскурсий, уроков-круизов по англоговорящим странам, при этом гидами-переводчиками «работают» дети из старших классов. Всем известно, что, выезжая за границу, ребенок не имеет достаточных знаний о той стране, о той культуре, с которой он встречается там. Поэтому мы считаем, что проведение таких уроков очень необходимо именно сегодня. Наши уроки-экскурсии строятся по принципу интегрирования английского языка и истории, английского языка и географии, английского языка и искусства, английского языка и экономики.
Шаг второй – обучение на основе культурно-ценностных образцов.
Наш Центр образования тесно сотрудничает с лингвистическими лагерями Италии, Испании и Англии. Дети имеют возможность выезжать в эти лагеря в течение всего учебного года. Основная цель поездок – не только совершенствование языка, но и знакомство с традициями и бытом стран изучаемых языков. Безусловно, основная концепция этого мероприятия основана на общем желании реализовать проект мира и дружбы между Россией и зарубежными странами, обозначив территорию свободы и процветания, на которой различные традиции и культуры представляют культурное богатство как для России, так и для стран изучаемых языков.
Когда проект «Сроим школу будущего» обсуждался на конференции родительской общественности, взрослые, осмысливая перспективы образования, выделили две важные взаимосвязанные задачи: учить детей понимать устройство современного общества, самостоятельно действовать в нем и давать детям возможность попробовать себя в разных областях деятельности.
Такой выбор задач вовсе не случаен. Сегодня основная проблема заключается в том, что дети не могут сориентироваться в социуме и освоить обрушивающуюся на них лавину информации. Если мы хотим сделать Школу будущего школой социального успеха, то в обучении должен присутствовать деятельностный подход, формирующий новый тип образовательной успешности.
На базе ЦО №1409 проводится много международных мероприятий с участием детей разных возрастов, и это один из примеров организации детско-взрослой общности Школы будущего в рамках проекта «Строим школу будущего», где деятельностный подход формирует новый тип образовательной успешности.
Такое международное общение направлено прежде всего на формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, языковой), необходимой для коммуникативно-приемлемого общения на иностранном языке с зарубежными гостями, оказания коммуникативной помощи соотечественникам при общении с иностранцами в учебной, повседневно-бытовой сфере; а также на культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур (от социальных субкультур стран изучаемого языка к культурным пластам геополитических регионов и мировой культуре); развитие у учащихся языковой культуры описания реалий российской жизни на иностранном языке.
Одна из важнейших задач – формирование языковых способностей при изучении всех предметов; создание совмещенных базисных программ на основе зарубежных и отечественных учебников; создание учебников нового поколения, в том числе интерактивных.
Немаловажную роль при этом играет применение средовых технологий, которые помогают выявить реальный уровень освоения языка в ходе олимпиад, поэтических конкурсов, праздников и недель иностранного языка, проводимых на интегративной основе. Например, каждый день на неделе иностранных языков имеет свое собственное название (День поэзии, День европейской песни, День национальной кухни, День сказки, День страноведения), а содержание конкурсов и викторин предполагает включение не только английского, но и испанского, и немецкого, и французского, и итальянского языков. Все предлагаемые формы работы выстраиваются в событийный календарь, выстроенный по следующим принципам:
– ученик или ученик со своими педагогами и родителями должны принять участие во всех событиях года;
– содержание события предусматривает формирование творческих способностей детей и диагностику способностей, получивших развитие в предметных областях;
– выстраивается непрерывное филологическое образование – от начальной школы до старшей;
– содержание событий основывается на культурно-ценностных блоках.
Осознание иностранного языка как средства межнационального общения предполагает формирование отношения к иностранным языкам как средствам общения, а также создание средовых технологий, предполагающих международные гуманитарные связи. Чтобы все это стало реальностью, необходимы разработка интегративных программ, курсов, сценариев, модульных блоков и технологических пакетов, средовых сценариев, создание учебников нового поколения и международной культурной программы для соотечественников, живущих в России и за рубежом.
Создаваемая нами модель «Школы будущего» вбирает в себя все лучшее, что было достигнуто советской школой. Однако советская школа была связана с массовой идеологией, единой для всех, а российская школа будущего связана с выращиванием нового мировоззрения, опирающегося на ценности и представления о достоинстве человека, его национальной культуре. Роль иностранного языка в этом сложном процессе велика и неоспорима. Только незыблемые национальные традиции и культурные ценности, воплощенные как в русской культуре, так и в культурах стран изучаемых языков как средствах межнационального общения, позволят открыть географические границы для наших детей, а также позволят сформировать понимание России за рубежом и понимание европейских стран в России.
Комментарии