Екатерина КАЗАКОВА, преподаватель истории и обществознания первой гимназии города Челябинска, не любит тишины на своих уроках. У детей после уроков должны оставаться вопросы. Пускай они будут разными, но они должны быть! Дети должны уйти с задачами в своих головах, заинтригованные и заинтересованные, неравнодушные и пытливые, считает Екатерина Владимировна Казакова, учитель года-2018 Челябинской области.
В первый же год ее работы на одном из родительских собраний, где педагоги рассказывают мамам и папам об особенностях своего предмета и требованиях к нему, она спросила родителей своего 5‑го класса, для которых история была совсем новой наукой: «Что говорят дети, чем занимаются на уроках?» Родители заулыбались: «Ребятишки хвастают: «Мы целый урок разговариваем». Она обрадовалась и этому «мы», и тому, что дети рассказывают об уроках дома. Ведь в слове «разговаривать» таятся огромные возможности: это значит и общаться, и беседовать, и объяснять, и толковать, и вовлекать в разговор, и обмениваться мыслями, и возражать, и выражать несогласие, и отстаивать свое мнение, и еще множество действий. Екатерина Владимировна за диалог:
– За годы своей работы в школе я убедилась в том, что грамотный диалог и в жизни, и в образовании дает нам очень много. Уметь беседовать с детьми – это само по себе искусство. А если это учебный диалог, то это искусство вдвойне. Вспоминая себя после университета и наблюдая за практикантами, я все больше понимаю ценность приобретенного навыка, который, разумеется, нужно совершенствовать и дальше. Для меня важно, чтобы ребенок одновременно и познавал, и учился взаимодействию с другими. В этом и помогает диалог, которому на уроках отводится большая часть времени.
Уже три года Екатерина Владимировна вместе с психологом проводит исследование диалога на уроках и делает вывод: он эффективен, если выстроен правильно. Прежде всего, конечно, беседа.
– Тут важно уметь вести беседу и задавать вопросы, – объясняет она. – Необходимо избегать вопросов, предполагающих односложные ответы «да» и «нет», уметь легко переформулировать или задавать вопрос, вытекающий прямо из ответа ученика. Кстати, искусство переформулирования вопросов помогает ребятам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Учитель должен управлять диалогом, даже если он спонтанный: следить, чтобы соблюдались морально-этические границы, расставлять акценты, помогать всем ощущать себя комфортно, вовремя останавливать, подводить к итогу так, чтобы в головах детей поселялась главная мысль. Использую творческий подход, метод вживания: становлюсь на время учеником, так же как ребята время от времени – учителем. Эвристическая беседа – находка. Если есть возможность дойти в беседе до какой-то мысли, это прекрасно. Нельзя допускать при фронтальной работе с классом диалога с одним-двумя учениками, нужно стремиться вовлекать все большее количество учеников. Ведь диалог снижает эмоциональное напряжение, это мы выяснили вместе с психологом на примере 5‑х классов, которые для меня являются особой категорией. Во-первых, в этом возрасте задается вектор изучения гуманитарных наук, важности осмысления и формулирования собственной позиции. Во-вторых, пятиклашки для меня надежный фундамент будущего взаимодействия. Мы учимся, и каждое новое задание одновременно увлекает ребят и формирует ценные навыки. В прошлом году, когда мои ученики были уже в 6‑м классе, мы работали в рамках групповых проектов по обществознанию. С каким интересом ребята создавали свои листы опроса, проводили интервью, все это напоминало настоящий ВЦИОМ!
Но ведь диалог – это не только разговор двух или нескольких человек. По мнению Казаковой, внутренний диалог сегодня становится логичным завершением всех иных разговоров. Ее ученикам тоже нравится такая форма урока, по их словам, становится понятнее, проще запоминается материал, значит, сокращается время на его освоение, кроме того, они лучше узнают одноклассников и учителя.
Один результат диалога не был запланирован изначально, но оказался потрясающим. Екатерине Владимировне удалось решить одну из таких серьезных проблем, как домашнее задание. Дело в том, что стандарты изменились, а домашние задания остались прежними – большими, скучными, одинаковыми для всех, неэффективными. Вместе с ребятами, родителями и учителями Екатерина Казакова стала обсуждать эту проблему. Предложила использовать методику межпредметных домашних заданий: такое задание, в котором ученик работает 2‑3 недели и получает оценку сразу по нескольким предметам. Такой подход очень интересен, так как это и выбор, и творческий поиск, и практико-ориентированность, и межпредметность. Вторым предложением по домашнему заданию стал вариант «вопрос домой». Сейчас ученики Екатерины Владимировны учатся в ходе урока формулировать вопрос, с которым они пойдут домой. Они могут задать его себе, родителям, знакомым. И принести свой ответ письменно или устно.
– Мне бы очень хотелось, чтобы дети, приходя домой, говорили об уроке следующую фразу: «Мы сегодня разговаривали о… а вот как ты думаешь…?» – говорит она. – И сегодня я очень рада, что на очередном осеннем собрании на мою просьбу к родителям поднять руки, если к ним ребенок подходит с вопросом, я увидела гораздо больше рук. А значит, все не зря!
Екатерина Владимировна многодетная мама – у нее трое детей. Наверное, оттуда, из семьи, у нее такое стремление к диалогу и пониманию друг друга. Когда-то она хотела быть вожатой – влюбилась во Всероссийский детский центр «Орленок», попав туда 12‑летней девочкой. И педагогику выбрала, потому что мечтала вернуться. Как ни странно, не относит себя ни к гуманитариям, ни к технарям – одинаково любила в школе и математику, и историю. Так же относится и к детям: считает, что каждый может реализоваться в предмете, выбрав интересные для себя ракурсы.
– Сейчас у меня наряду с 7‑ми есть часы и в 11‑х классах. Понятно, что эти юноши и девушки давно уже определились, и если они не сдают ЕГЭ по истории, то организовать их самостоятельную и продуктивную работу по предмету порой очень сложно. Однако в диалоге мы договариваемся и находим интересные варианты. Например, те, кто сдает физику, увлекательно нам расскажут о новых технологиях второй половины XX в., сдающие английский язык – об истории Великобритании и т. д. Найти общий знаменатель можно, и большая ответственность за это лежит именно на учителе.
По мнению Екатерины Владимировны, учитель должен быть всегда позитивен и открыт диалогу и творчеству.
– Конечно, и у него может быть разное эмоциональное состояние, – понимает она. – Но мы приходим в школу создавать, творить вместе, а это невозможно, если учитель хмур и неприветлив. Я хочу быть максимально полезной детям, хочу, чтобы после урока им хотелось думать, задавать вопросы и искать ответы.
Вопросы Екатерина Владимировна задает и себе. Жесткие: и на предметные знания, и на методику, и просто на особенности общения. И тоже уходит с урока с домашним заданием, с надеждой и желанием что-то изменить… Десять лет назад, попав в гимназию №1 Челябинска, она понимала, что будет непросто – надо соответствовать. Оказалось, что жизнь в школе – это немного не то, что семинары и лекции в педагогическом университете.
– Первые 10 лет в школе были годами моей учебы, – говорит Екатерина Козакова. – Все – каждая мелочь, каждая ситуация – для меня открывало смыслы профессии. Дети ставят нам оценки, как и мы, комплексно, начиная с внешнего вида и заканчивая качеством презентации, сдернула ты схему из Интернета или подумала над ней сама. Степень открытости общения с учениками зависит от тебя, насколько ты можешь стать для них авторитетом. Какое же неповторимое чувство, когда после всего этого накопления ты понимаешь, что можешь отдавать! От этого и радость, и… все те же сомнения: а имею ли я право занимать 45 минут их жизни, соответствую ли их и своим ожиданиям? Дети – это тот источник, из которого невозможно единожды подпитаться, переосмыслить и отдать им. Они каждый день новые, каждый день удивляют, и ты должен быть таким же. Я по-прежнему учусь, свои «накопления» бесконечно дополняю новым опытом, начиная от наблюдения за взрослением ребят, которых веду с 5‑го класса, заканчивая собственным материнством.
Ребята на уроках Екатерины Владимировны могут самостоятельно определять себе пространство работы: глубину поиска информации, уровень творчества. Еще одна сфера ее интересов – опорные конспекты, своеобразные маршрутные листы для урока. Это, по мнению Екатерины Владимировны, хорошая альтернатива рабочей тетради, а главное – ученики постепенно учатся создавать их самостоятельно.
Конкурс «Учитель года» она восприняла так же – как науку. И тот час же начала применять: дала детям творческое задание отгадать, какие «здания» встречали конкурсантов в Санкт-Петербурге на открытии Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018. Признается:
Комментарии