Подход к управлению с позиций управления качеством в образовательном учреждении – это подход к руководству организацией, нацеленный на успех, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Выработка оптимальных критериев и показателей качества образования, инструментария и технологий позволяют руководителю своевременно и обоснованно принимать управленческие решения по совершенствованию системы образования, обеспечить становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы. Апробированные нами система и технология проведения мониторинга образовательной деятельности школы позволяют выявлять проблемные зоны и сформулировать обоснованные рекомендации. Основные функции системы – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения государственных стандартов образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.Система предполагает информатизацию обработки данных, одна из форм которых электронный журнал, в котором мы фиксируем такие показатели, как оценочные показатели, результативность контрольных работ, индивидуальный диагностический балл учащегося. В портфолио обучающегося входят также и результаты его участия в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, результаты социологических и психологических исследований. Аналогичную структуру имеет портфолио класса. Новизна модели состоит в том, что в ней рассматриваются не данные, а индикаторы – аналитические расчетные показатели. Анализ основан на диагностическом подходе, в результате процедур определяется уровень реализации учебных возможностей каждого ученика (класса), который стал основополагающим при определении индексов (постоянных показателей), характеризующих прогнозируемый учебный результат. Широкий спектр информации мы получаем в результате анализа контрольных работ. Из протокола контрольных работ можем узнать об уровне усвоения КЭС, проблемных зонах, объективности оценивания, соответствии ожидаемым результатам, состоянии работы со слабоуспевающими. Данные, полученные в результате такой системы анализа контрольных работ, дают возможность дальнейшей аналитики и принятия соответствующих управленческих решений.Рассмотрим, например, результаты итогового административного контроля по математике в 5-х классах. Учащиеся показали высокий результат, оптимальный в сравнении с ожидаемым результатом. Анализ результативности проведенного контроля в сравнении с итоговой успеваемостью позволяет сделать выводы об объективности оценивания учащихся. В одном классе выявлена проблемная зона (5-й «А» – арифметические действия с обыкновенными дробями). Анализ типологии ошибок показал, что критический процент выполнения задания №3 в 5-м «А» классе вызван не логическими, а арифметическими ошибками учащихся.Работа в окружной системе оценки качества предоставляет нам дополнительную возможность анализа результатов наших учащихся со средними показателями по округу. При преимущественном превышении показателей в целом мы видим элементы, на которые необходимо обратить внимание при организации комплексной подготовки к ГИА.Полученные в течение учебного года данные позволяют вести аналогичную аналитику, начиная от конкретного обучающегося, класса, ступени образования и заканчивая показателями образовательного учреждения в целом. Накопление данных по всему образовательному учреждению позволяет сделать анализ сформированности предметных умений и навыков.При сравнительном анализе выявляется еще один важный показатель – разрыв общей результативности и результативности контрольных работ, что позволяет нам сделать выводы об объективности оценивания, адекватности и корректности контрольно-измерительных материалов. При накоплении материала мы получаем возможность анализа динамических характеристик образовательного процесса.В то же время результативность учащихся лишь один из аспектов качества работы учителя. Анализ результатов учащихся позволяет выделить отдельные достижения и проблемные микрокомпоненты деятельности учителя. Многолетний практический опыт всего коллектива нашей школы по внедрению критериальной оценки значительно облегчил для нас переход на НСОТ и связанные с этим мероприятия по разработке и внедрению положения о стимулирующей части оплаты труда.Важным фактором успешного развития образовательной системы стала способность к самооценке, самоконтролю, саморегуляции с привлечением общественного мнения. Закономерно возникает потребность в регулярном обследовании – самоаудите образовательного учреждения. Это еще одно направление деятельности нашего коллектива по формированию модели оценки качества образовательного процесса. В нашей школе регулярно проводят исследования на предмет удовлетворенности качеством преподавания и организацией учебно-воспитательного процесса, соответствия достигнутых результатов ожиданиям.В опросах принимают участие выпускники, ученики и их родители, педагоги. В прошлом году, например, была разработана и проведена многофакторная оценка качества деятельности учителя, основанная на результатах анкетирования учащихся, родителей, самооценке учителя, средней результативности в текущем учебном году и административной оценке. Работа по организации и проведению многофакторной оценки проведена силами педагогического коллектива школы, школьного ученического совета, родительской общественности. Отмечая положительный опыт работы в рамках внутришкольной и окружной системы оценки качества образования и городской экспериментальной площадки, мы столкнулись с необходимостью объединения различных информационных потоков и трудностями, сопровождающими этот процесс. Большой объем разнообразных информационных единиц требует не просто обобщения и систематизации. Разноплановые динамические информационные потоки требуют не только сохранения, но и возможности быстрого и удобного доступа различных пользователей. Необходимо организовать единое информационное пространство учета индивидуального прогресса обучающегося, класса, школы. Такую возможность нам предоставляет Московский центр качества образования, разработавший единую общегородскую универсальную информационную систему, в которую входят все составляющие, характеризующие качество образования как на уровне отдельного учащегося, класса, так и на уровне образовательного учреждения в целом. Наш опыт работы с Регистром качества позволяет сделать вывод о его универсальности, удобстве интерфейса, доступности и эффективности.М.РЕМИЗОВА, заместитель директора по УВР школы №1264
Комментарии