search
main
0

В основе должна быть гимнастика как элемент обучения выполнению упражнений

​Методики обучения правилам спортивных дисциплин, их специфическим упражнениям (по программам, представленным федерациями по видам спорта) могут включать в учебный план общего образования в раздел «Развивающие игры» с начальной школы, то есть парциально, но с учетом особенностей возрастного развития и, конечно, в дополнительное образование.

Реализовать эту стратегию можно единовременно во всех образовательных учреждениях, во всех классах. В этом случае объем часов для обучения гимнастическим упражнениям для всех возрастов должен быть представлен в программе от 30-50% от общего объема учебных часов, выделенных на дисциплину «Физическая культура» (с учетом того, что ранее такую работу не вели).История России с начала XVIII века имеет ценный опыт применения гимнастических упражнений, в том числе и для боевой подготовки войск. В эпоху Петра I предусматривали формирование у солдат и офицеров выносливости, силы, быстроты. Офицеры, организующие физическую подготовку солдат, должны были принимать во внимание их индивидуальные особенности, заботиться об их здоровье, учить словом и личным примером. Многие из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастических. Александр Суворов (1730-1800) ввел регулярную физическую подготовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, выносливости, уверенности в своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя.Осознание пользы занятий гимнастикой и для детей школьного возраста нашло отражение в педагогических трудах Н.Новикова (1744-1818), В.Белинского (1811-1848) и А.Герцена (1812-1870). Физическое воспитание и развитие детей они рассматривали в связи с социальными и естественными условиями жизни и закономерностями формирования личности.После восстания декабристов была изменена система воспитания защитников российского престола, в 1826 г. занятия гимнастикой ввели в кадетских корпусах, в 1838 г. – в гвардейских полках, а затем и во всей армии утвердили руководство «Военная гимнастика и фехтование на штыках и на саблях верхом», в котором предусматривали развитие способностей, необходимых для успешного овладения боевыми приемами с оружием.В 1827 г. директор военно-учебных заведений издал циркулярное предписание, где говорится: «Для развития сил физических весьма нужно, чтобы воспитанники военно-учебных заведений в свободное от занятий время занимались гимнастическими упражнениями», издана книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества», для популяризации гимнастики вводят соревнования с награждением победителей.После поражения России в Крымской войне (1853-1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводят гимнастику и фехтование (5 ч. в неделю) и утреннюю гимнастику (10-15 мин.). В 1858 г. Морское ведомство издает «Урочные таблицы вольных гимнастических упражнений и первоначального фехтования», в 1859 году вводят правила обучения гимнастике, в 1861 году – «Правила для обучения гимнастике», к «Правилам…» были приложены таблицы упражнений, распределенных по урокам, даны методические указания к проведению занятий. Со временем «Правила…» были усовершенствованы и на их основе в 1879 году создано, а в 1910 году введено в действие первое официальное наставление по физической подготовке – «Наставление для обучения войск гимнастике».В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской системе. Для руководства занятиями приглашали чешских специалистов, готовили и свои национальные кадры. Уроки русских и чешских обществ «Сокол» в принципе были одинаковыми. На них изучали упражнения, доступные для занимающихся. Занятия проводили с музыкальным сопровождением, пением, устраивали соревнования, красочные массовые выступления. Специалистов по физическому воспитанию для армии готовили в Главной гимнастическо-фехтовальной школе Петербурга (теперь это Военный институт физической культуры).В конце XIX столетия в Россию проникли европейские национальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе встретила протест передовых педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.Писарев, К.Ушинский, Е.Покровский, Е.Дементьев и другие.Русский ученый Петр Лесгафт убедительно доказал ненаучность основ, отсталость и непоследовательность педагогических идей системы немецкой гимнастики, то, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики, поэтому не может быть рекомендована в русской школе.Большой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетворительное ее преподавание, с другой, побудили передовых военных и общественных деятелей, ученых к созданию подлинно научной системы гимнастики в России. По заданию военного ведомства эту задачу блестяще выполнил П.Лесгафт в своем труде «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он представил свою систему, которую характеризуют такие особенности:    Цель физического образования – всестороннее, гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивного результата.    Подбирать средства физического образования необходимо в зависимости от задач, стоящих перед ним. Упражнения должны полностью соответствовать анатомическому строению человеческого тела, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям. Физические упражнения нужно систематизировать в зависимости от педагогических задач, а не от формы движений и снарядов, как это было в других системах.    При подборе упражнений надо строго учитывать возрастные и другие индивидуальные особенности занимающихся лиц.    При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности. Нарушение его приносит вред.    Сами физические упражнения должны быть естественными, взятыми из практики.    Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Очень важно, чтобы занимающиеся осознавали все движения.Поэтому основным методом обучения П.Ф.Лесгафт считал объяснение, а не показ, при котором возможно подражание.Ольга ЦЫГАНКОВА, директор Международной академии спорта Ирины Винер, кандидат экономических наук, член исполкома Всероссийской федерации художественной гимнастикиИнформация к сведениюВ современной России примером успешности программ воспитания детей средствами гимнастики стали программы под редакцией доктора педагогических наук, профессора Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта (С.-Петербург) Ирины Винер-Усмановой. Успешность методик физического и спортивного воспитания Ирины Винер-Усмановой подтверждают победы российских гимнасток по художественной гимнастике и по ритмической (мужской) гимнастике. Программы общего и дополнительного образования для дошкольников и младших школьников рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и успешно применяются в детских садах и школах с 2011 года.Учебно-методический комплект под редакцией И.Винер-Усмановой «Физическая культура. Гимнастика», выпущенный издательством «Просвещение», входит в линейку школьных учебников, рекомендованных Министерством образования и науки России для использования в начальном общем образовании. УМК не имеет аналогов в мире, в нем представлены методики упражнений, развивающие гибкость, координацию, быстроту, поурочный план на первые годы обучения и тематический план по программе. Учебник для обучающихся и методическое пособие для учителей наполнены слайдами с демонстрацией выполнения упражнений в динамике, создан также электронный учебник. Для дошкольников представлена программа физического воспитания «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»; для дополнительного образования – программа «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики». Таким образом, соблюдена преемственность физического воспитания.В учебном материале и практике работы Ирина Винер-Усманова использует успешный опыт П.Лесгафта и его системы. Все программы имеют сопровождение в виде программ повышения квалификации педагогов, и обучение проводится в рамках деятельности автономной некоммерческой организации «Международная академия спорта Ирины Винер» (образовательная лицензия №029581 от 28 сентября 2011 года).Интерес к авторским методикам гимнастики в полной мере был проявлен и на курсах повышения квалификации по программе «Физическая культура. Гимнастика», проведенных академией Ирины Винер в рамках мероприятий Президентских игр в «Орленке».98 педагогов – представителей практически всех регионов России, прошли краткосрочное обучение и аттестацию по программе. Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Коми, Карелия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания, Чеченская, Адыгея, Калмыкия, Саха (Якутия), Крым, Алтай, Бурятия, Хакасия, Чувашия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Пермский край; Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; Брянская, Владимирская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Белгородская, Ивановская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Иркутская, Новосибирская, Омская, Томская, Амурская, Сахалинская, Брянская, Ярославская, Еврейская автономные области и города федерального значения Севастополь и Москва направили своих представителей на семинар и курсы повышения квалификации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте