Пятнадцать лет исполнилось расположенной в Смоленске Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ.
Это учебное заведение было сформировано на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 31 марта 1992 г. Академия стала преемником Смоленского высшего инженерного училища радиоэлектроники, которое первоначально было образовано в 1970 г. на базе 145-го зенитного ракетного полка как высшее зенитно-артиллерийское командное училище. За прошедшие годы вуз несколько раз менял название. Статус академии он получил в 2004 году.
Здесь готовят инженеров по специальностям «радиотехника», «автоматизированные системы обработки информации и управления». Современная учебно-материальная база академии позволяет организовать эффективный процесс обучения слушателей и курсантов. В вузе достаточно аудиторий для лекционных занятий и учебных классов для обучения в масштабе учебной группы и самостоятельной работы. В вузе придается большое значение практическому освоению обучаемыми вооружения и военной техники. Разработана система полевых выходов и командно-штабных учений, которая в полной мере обеспечивает учебный процесс полка. На кафедрах есть необходимое количество классных вариантов изучаемых зенитно-ракетных станций и комплексов, радиолокационных станций и автоматизированных систем управления. Для научно-исследовательских и лабораторных работ используются лаборатории, укомплектованные современным оборудованием и контрольно-измерительной аппаратурой.
В соответствии с планом научной работы ежегодно в академии выполняется свыше 70 научно-исследовательских работ. Из них около 15% направлено на совершенствование военного образования, более половины посвящено разработке перспективных видов вооружения и военной техники, тактике их применения. Всего в академии более 200 ученых. Военно-научная работа слушателей и курсантов в общей системе научной работы академии тесно связана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями. Она организована на кафедрах, на каждой из которых с учетом интересов, индивидуальных способностей и наклонностей слушателей и курсантов создано от 3 до 5 военно-научных кружков. Всего в академии свыше 30 таких кружков. Они объединены в военно-научные общества и охвачены всеми формами работы, определенными документами Минобороны РФ.
Конкурс в этот вуз традиционно достаточно высокий. В среднем ежегодно – от 2 до 3,5 человек на место. Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в академию включает, во-первых, определение состояния здоровья, во-вторых, вступительные испытания. Они состоят из определения категории профпригодности будущих курсантов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. Вступительные экзамены в объеме программ среднего (полного) общего образования проводятся по предметам: русский язык (письменно – диктант), математика (письменно), физика (письменно). Также оценивается уровень физической подготовленности кандидатов.
О том, как организовано обучение, можно судить на примере одной из ведущих кафедр вуза – тактики и оперативного искусства. Около 80 процентов преподавателей в коллективе имеют ученые звания. Большое внимание на кафедре уделяется военно-научной работе. В каждом из семи военно-научных кружков занимаются от 12 до 30 курсантов. Ежегодно проводятся конференции военно-научного общества по различной тематике, материалы которых обобщаются и издаются. Работы, выполненные слушателями и курсантами, на конкурсах вузов Минобороны неоднократно занимали призовые места и награждались дипломами и грамотами.
Один из приоритетов кафедры – научная работа, связанная с разработкой учебников и учебных пособий. За последние годы разработаны учебники для войсковой противовоздушной обороны, несколько десятков учебных пособий, более 200 схем и 300 слайдов. В составе кафедры – учебный кабинет истории войн и военного искусства. Он был создан в 1991 г. Об информационной насыщенности кабинета можно судить хотя бы по названиям стендов, которыми он оснащен: «Битва за Смоленск», «Висло-Одерская наступательная операция», «Буря в пустыне», «Военная хитрость в истории войн», «Североатлантический союз НАТО» и другие. На специально оборудованной витрине отражены войны различных эпох, боевые порядки войск, схемы-макеты основных битв. Также широко представлена макетами боевая техника Великой Отечественной войны. В кабинете хранятся около полусотни томов статей периодической печати по военно-методической и военной тематике. Сотрудники кафедры создали и уникальную видеофильмотеку по военной истории.
Усилиями преподавателей кафедры совершенствуется и поддерживается в рабочем состоянии полевая база, включающая учебное тактическое поле, инженерный городок, городок радиационной, химической и биологической защиты. Эта учебно-материальная база появилась еще в те времена, когда вуз был не академией, а училищем, а с началом подготовки специалистов для Воздушно-десантных войск там был создан полевой воздушно-десантный комплекс.
Лекции, групповые упражнения, практические занятия по оперативно-тактическим дисциплинам в рамках изучения работы командиров и штабов частей и соединений при организации боевых действий и их ведении проводятся в центре оперативно-тактической подготовки. Для этого используются сменные макеты местности, проецирующая аппаратура, а также персональные компьютеры. Класс центра оборудован сетью персональных компьютеров с учетом их использования в перспективе как персональных автоматизированных рабочих мест в штабах общевойсковых частей, соединений и частично объединений для проведения командно-штабных учений.
Гордость кафедры – классы радиационной, химической и биологической защиты; инженерной подготовки и военной топографии; общей тактики. Здесь имеется лаборатория химии и экологии. Она оборудована специализированными столами, вытяжным шкафом, химической посудой и приборами для лабораторных занятий.
Еще одна передовая кафедра вуза – управления огнем (АСУ войсковой ПВО). На ней курсанты не только изучают теоретические основы, но и получают практические навыки. Преподаватели активно участвуют в командно-штабных и тактических учениях с боевой стрельбой на полигонах с зенитными соединениями и частями войсковой ПВО. Учебные командные пункты (УКП) – среди основных подразделений кафедры. Их уникальность в том, что они одновременно – центр учебной, научной и испытательной базы войсковой ПВО. Здесь имитируется сложная воздушная обстановка и осуществляется целераспределение и управление огнем сверху донизу – от КП объединения до пунктов управления зенитным ракетным подразделением. Учебные командные пункты используются не только для занятий со слушателями и курсантами академии, но и для сборов с руководящим составом войск ПВО военных округов и армий, тренировок боевых расчетов пунктов управления, подготовки войск к боевым стрельбам. Техническое оснащение УКП по своим возможностям не уступает полигонному оборудованию. Это обеспечивает проведение на их базе испытаний новых образцов АСУ и тесно связывает академию с военной промышленностью. Своеобразный мозг УКП – уникальный имитационно-моделирующий комплекс, позволяющий создавать воздушную обстановку любой сложности, моделировать группировку войск ПВО, документировать и оценивать действия обучаемых. Во время учебной практики ведется фундаментальная подготовка курсантов для освоения ими вооружения и военной техники по схеме: элементная база – система – зенитный ракетный комплекс. Одновременно организуется подготовка каждого будущего офицера как солдата (номера расчета) – командира отделения – начальника расчета (командира взвода) – командира батареи (дивизиона). Для приближения обучения к практике войск, изучения их опыта курсанты старших курсов проходят эксплуатационно-ремонтную практику в соединениях и частях Московского военного округа. В течение последних трех лет часть курсантов выпускных курсов (специалисты для мотострелковых, танковых полков) в ходе стажировки участвуют в тактических учениях с боевой стрельбой на зенитных артиллерийских и зенитных ракетных комплексах «Тунгуска», «Шилка», ПЗРК « Игла» в одном из учебных центров. Ряд будущих офицеров участвуют в стрельбах зенитных ракетных комплексов «Тор» и «Оса». С 2005 г. организовано участие курсантов выпускных курсов в учебно-боевых стрельбах на ЗРК «С-300», «БУК», Тор-М1″ и «Оса-АКМ» на государственном полигоне Капустин Яр. В целом подготовка офицерских кадров организована с учетом опыта боевых действий средств ПВО в локальных и региональных конфликтах. Подготовка слушателей и курсантов в одном учебном заведении позволяет отрабатывать тактические и оперативно-тактические задачи совместно в звеньях от взвода до армии включительно, давать слушателям практику организации боевой подготовки и воспитательной работы.
Так, в первом семестре первого курса формируются умения солдата (оператора), во втором – эти умения совершенствуются, прививаются определенные навыки. На втором курсе формируются и совершенствуются умения и навыки командира отделения. На третьем – начальника расчета и командира взвода. На четвертом – совершенствуются умения командира взвода и формируются умения командира роты. В девятом семестре совершенствуются умения в звене рота-взвод и формируются некоторые навыки командира батальона. На заключительном этапе совершенствуется подготовка по должностному предназначению. Большое значение для совершенствования практической подготовки будущих выпускников по всему спектру военно-профессиональной деятельности придается тренажерам.
Стоит сказать и о том, что в академии мощная спортивная база со своим стадионом с футбольным полем, двумя спортивными залами (гимнастическим и игровым), полосой препятствий, стрелковым тиром, гимнастическими городками. Военнослужащие академии достойно защищают спортивную честь на соревнованиях различных уровней. Сборная команда по рукопашному бою не раз становилась чемпионом Смоленской области.
Хорошо известны в городе и области команда КВН, курсантский вокально-инструментальный ансамбль, оркестр академии. Творческие коллективы вуза – лауреаты и дипломанты многих конкурсов и фестивалей. Так что учиться здесь интересно. Последние годы наблюдается возрастающий интерес юношей к военной службе. Равнодушных к учебе в вузе практически нет. Поступившие в академию очень дорожат образованием, которое здесь получают.
Комментарии