search
main
0

…В один из дней учебного года шестьдесят восемь детей и два учителя из поселка Белореченское Усольского района встали необычайно рано – в пять часов утра. Долго ехали на электричке до областного центра. С вокзала шли пешком по утреннему городу. Еще полчаса стояли у дверей госуниверситета. А когда перед белореченцами наконец распахнулись двери вожделенного Интернет-центра, то его сотрудники были просто ошеломлены при виде такой большой группы детей. Об этом случае корреспонденту “УГ” рассказали директор Интернет-центра Иркутского государственного университета профессор Андрей Манцивода и координатор Института “Открытое общество” по Восточной Сибири Николай Потороченко.

Классический университет стал одним из основных проводников образовательных учреждений региона в мировое информационное пространство. Это произошло благодаря тому, что ИГУ был включен в соросовскую программу по открытию Интернет-центров в 33 российских университетах. Сегодня для студентов и преподавателей ИГУ Интернет-центр – уже привычная часть вузовской жизни. В четырех просторных залах никогда не пустуют 50 с лишним рабочих мест. Но Интернет-центр не ограничивается работой лишь внутри своего вуза. В прошлом году он провел большой региональный конкурс, благодаря которому получили доступ в Интернет победители – учреждения здравоохранения, образования, культуры, общественные организации.

Нынче увенчалась успехом новая крупная инициатива, организованная впервые совместно с властями и бизнес-структурами, – региональная Неделя информатики. Андрей Манцивода отметил, что ее принципиальное достижение – то, что познакомились с возможностями новых технологий люди разных возрастов и профессий. Молодежи предлагались посиделки в Интернет-кафе, компьютерные олимпиады и конкурсы компьютерных игр, деловым людям – выставка-ярмарка в международном выставочном комплексе “СибЭкспоЦентр”, семинары и конференции. Самое же главное, что в результате доступ в Интернет получили представители социальной сферы. Например, впервые пообщались учителя и провайдеры услуг Интернета. Последние, кстати, на заседании “круглого стола” пришли к эпохальному, без всякого преувеличения, соглашению: стремиться обеспечить школы бесплатным доступом в Интернет. И это не просто дань благотворительности – именно в школах сегодня пытливые юные головы так хотят прорваться в мировое информационное пространство. Именно сегодняшние мальчишки и девчонки – завтрашние постоянные (и грамотные!) потребители услуг Интернет-провайдеров.

Пожалуй, самое динамичное “продвижение” школьников Приангарья в Интернет происходит в рамках программы “Соросовские гуманитарные олимпиады в Сибири”, в которой участвуют пять регионов страны. Об этом рассказала координатор программы по Иркутской области Людмила Рожина – она заведует сектором учебных классов Центра новых информационных технологий ИГУ. Нынче в заочных турах олимпиад приняли участие более двухсот учащихся 6-11-х классов (для сравнения – в прошлом году было 150). Но главный показатель здесь даже не количественный. Людмила Рожина рассказала, что с каждым годом школьники все лучше овладевают новыми технологиями.

– В первый год работы по программе дети приносили свои работы по конкурсным заданиям на бумажках. Мы с рукописей набирали эти ответы и отправляли в Новосибирск. Через год участники уже несли материалы на дискетах: оставалось обработать их и выслать. Еще через год дети должны были сами оформить свои ответы и отправить их по электронной почте. Это реально, потому что все участники олимпиад имеют право свободно работать в Интернет-центре.

Людмила Рожина рассказала и о том, что в учебно-консультационном центре ИГУ прошли пятидневное обучение двадцать учителей разных специальностей из всей области. Причем она отметила, что дети гораздо проще относятся к Интернету, а учителей мучает комплекс неполноценности из-за низкой компьютерной оснащенности школ: “Некоторых педагогов я буквально затащила на этот семинар, уговорила их учиться”. Другие эксперты также называют психологический барьер одной из главных проблем для учителей: многие, особенно с возрастом, испытывают страх перед компьютерами и долго не могут с ним справиться.

В глобальной сети, безусловно, можно “заблудиться” и бродить по ее бесконечным лабиринтам. Но, действуя грамотно, можно получить богатейший “улов” необходимых в работе материалов, вплоть до электронных учебников. Это особенно актуально в наше время, когда библиотеки обновляются очень скудно.

Многие учителя успели познакомиться с преимуществами коммуникационных технологий. Причем сибирским педагогам в этом активно помогают различные общественные организации. “Проект Гармония”, например, сегодня реализует программу “От сетевой электронной почты до создания Веб-страницы”. Эта программа помогает школам находить партнеров, разрабатывать совместные образовательные проекты, внедрять в образовательный процесс информационные технологии. “Проект Гармония” обеспечивает техническую и образовательную части программы.

Президент другой общественной организации “Гражданская информационная инициатива” Мария Сафонова создала и больше года поддерживает клуб переписки по электронной почте для иркутских школьников. Идея возникла у нее во время поездки в США:

– Американцы не знают, куда девать старые компьютеры. Я подумала, что эту технику можно привозить и устанавливать в наших школах. Дети смогут общаться – польза от этого несомненная.

Четыре компьютера действительно удалось привезти с различными оказиями: то с медицинской техникой для областной больницы, то в частном порядке. Один из них установлен в Центральной городской детской библиотеке – месте легкодоступном для большого количества юных корреспондентов. А еще один компьютер с модемом, например, находится в поселке Хужир на байкальском острове Ольхон. (Транспортное сообщение этого острова с материком происходит либо по льду, либо при помощи паромной переправы и прерывается в переходные весенне-осенние периоды. Так что значимость проблемы современной связи для островных жителей просто трудно переоценить). Мария Сафонова помогает детям находить друзей по переписке и, кроме того, учит культуре письма.

Вхождение школ Восточной Сибири в Интернет пока еще очень мозаично. И причина этого, конечно, в первую очередь – в нехватке финансовых и технических ресурсов. Еще далеко не все школы (особенно в отдаленных городах и поселках, не говоря уж о селах и деревнях) могут похвастать компьютерными классами или вообще наличием хоть какой-то компьютерной техники, не хватает и кадров. Тем заметнее на этом фоне отдельные достижения, которые состоялись благодаря тому или иному проекту, той или иной инициативе.

Элеонора КЕЗ

e-mail: kez@irk.ru

Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте