search
main
0

«В очень страшной школе…». Как помочь подростку в нестандартной ситуации

Достаточно часто социальному педагогу, а зачастую и классному руководителю приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между детьми, особенно между подростками, снимать состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности. Для этого можно использовать различные методы, интуитивно выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации.

Подавление – жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать те из них, которые могут принести вред. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может привести подростка в еще более угнетенное состояние.

В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, но ни в коем случае на личности подростка.

Вытеснение – метод, когда педагог пытается вызвать другое, более благоприятное состояние, заменив тем самым негативное переживание. Он используется, чтобы устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить – заменить – отвлечь. Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства.

Игнорирование – отсутствие реакции на неблагоприятное состояние. Метод применяется, чтобы создать условия для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Концентрация на положительном – сосредоточение на позитивном в самом ребенке и переориентация на позитивное в другом человеке, животном, предмете, против кого (чего) были направлены злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель данного метода – научить ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:

принятие негативного поведения как данности, признание права за ребенком на любое проявление его чувств;

содействие психическому равновесию – спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;

выведение на должный уровень самосознания ребенка, подростка, учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Ситуация успеха – инициирование физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей, признание человеческих и индивидуальных качеств. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, к тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.

Снятие страха можно осуществить с использованием игры – драматизации «В очень страшной, страш-ш-ш-ной школе…», где социальный педагог предлагает ребенку или подростку, с которым работает, изобразить пугающие его ситуации школьной жизни в форме театрализованных этюдов, причем все пугающие ситуации с помощью социального педагога должны быть доведены до крайней степени (так, чтобы было «очень страшно»). В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для подростка ситуаций.

Высокая мотивация предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учителей) посредством опоры как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»), так и на жизненные ценности.

Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивое сосредоточение внимания ребенка на тех моментах, которые могут помочь ему изменить мнение окружающих о себе.

Высокая оценка детали поведения предполагает мониторинг поведения ребенка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой и несомненный успех.

Юлия КУЗНЕЦОВА, психолог центра образования №118, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте