Недавно специальный советник премьер-министра и министра образования штата Онтарио (Канада) Майкл Фуллан отметил, что о направлении изменений в образовании нужно говорить в зависимости от их задач. Можно начинать реформу сверху, можно из середины, то есть, на уровне локальных властей, можно снизу – по инициативе педагогического сообщества. Похоже, что система оценки качества образования в РФ нуждается в масштабных изменениях, если за преобразования взялись сразу все участники этого процесса.
В середине марта развитие системы оценки качества образования в России обсуждали одновременно на нескольких традиционных площадках: в Общественной палате РФ, в НИУ ВШЭ и в РИА Новости. Такое пристальное внимание к проблеме и острота, с которой начинали полемизировать участники дискуссий, оправданна. Наша страна переживает настоящий рейтинговый бум, который красноречиво свидетельствует о том, что в образовании все готовы измерять всё. Естественно, такой подход не ведет к производству исключительно качественных исследований. И в этой ситуации признанные профессионалы все громче и настойчивее говорят о необходимости активного формирования культуры рейтингования.
Как отметил на круглом столе в ОП РФ научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, часть имеющихся сегодня рейтингов не выдерживает никакой критики. В регионах уже более полутора сотен измерительных инструментов. В некоторых субъектах, как признаются педагоги, оценка качества образования идет чуть ли не каждую неделю.
Конечно, далеко не везде наблюдаются такие перегибы. Образовательные организации, которые не страдают от бесконечных мониторингов, видят их ценность, а потому сами хотят получить независимую оценку положения дел. Это становится для них своего рода образовательным аудитом. Но опять возникает проблема: то, какую исследовательскую организацию позовет к себе конкретная школа, по праву остается ее делом, но выбор невольно, по незнанию может быть сделан не в пользу качества.
Пожалуй, самый верный на данный момент шаг, который мог бы уберечь школы от подобных ошибок – это развитие саморегулирования экспертного сообщества. Одним из его способов может стать принятие «Принципов рейтингования в образовании в РФ…», проект которых представила исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина. Авторами проекта являются специалисты и эксперты «Социального навигатора» РИА Новости, Института образования НИУ ВШЭ, Российского Тренингового Центра РАО, Межрегиональной Ассоциацией Мониторинга и Статистики в Образовании (МАМСО) и Центра оценки качества образования Томской области.
Работа была проведена с учетом международного и отечественного опыта и анализа таких авторитетных документов в рейтинговании, как Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений и Правила аудита рейтингов (IREG Ranking Audit Rules).
Целью создания «Принципов…» стала необходимость зафиксировать уже сложившиеся в нашей стране практики рейтингования, задать единую методологическую рамку для их развития, создать правила игры, те общие основания, которые могли бы позволить управленцам принимать решения на основе исследований, проводимых по единому стандарту качества.
Эти «Принципы…», по словам Натальи Тюриной, скорее, содержательно-методологический инструмент. Обращаться к нему стоит всем: от органов управления образованием и производителей рейтингов до пользователей рейтингов в лице, например, родителей школьников. Они должны иметь перед глазами документ, с помощью которого смогут понять, держат они в руках качественное исследование, или, к сожалению, лишь его слабое подобие.
Пожалуй, одним из главных достоинств документа является то, что в нем есть тезаурус. Сегодня в профессиональной среде как никогда важно договориться о едином понимании терминологии, научить этому и аудиторию пользователей, нередко не вдающуюся в тонкости отличий мониторингов от рейтингов и рэнкингов.
Задаются в «Принципах…» и основные требования к разработке и построению рейтингов. В частности, признается, что «рейтингование должно быть одним из ряда многообразных подходов к оценке деятельности образовательных организаций и систем». При исследовании считается необходимым принимать во внимание различия образовательных учреждений и разницу их миссий и задач. Обязательной признается прозрачность методологии и составления рейтингов. Важным расценивается наличие сопровождающего результаты исследования текста его методологии. Сбор и обработка данных в качественном исследовании должны идти с учетом этических стандартов. Каким бы «заказным» ни был рейтинг, команда-производитель должна придерживаться объективности и достоверности. 21-й и последний пункт «Принципов…» затрагивает крайне важную проблему – принятие управленческих решений по результатам исследований. В документе предлагается делать это лишь после консультации с профессиональным и экспертным сообществами.
В ходе обсуждения предложенного проекта заведующий Центром оценки качества образования Томской области Борис Илюхин признал, что этот пункт крайне важен, поскольку решения, которые принимаются по результатам рейтингов, нередко касаются судеб сотен детей и взрослых. Именно поэтому важно, чтобы те, кто проводит эти исследования, несли ответственность за то, о чем они сообщают общественности. А у людей, которые в силу нехватки времени чаще всего не вникают в особенности проведения исследований, все внимание сосредоточено на результате. Так что, крайне важно, чтобы он априори был достоверным. Сделать это можно только, если будут введены подобные единые правила, которые наладят саморегуляцию этой сферы.
Тем не менее, по словам ведущего научного сотрудника Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Татьяны Мерцаловой, получается, что и здесь мы вновь видим движение новшеств от центра к периферии. Даже несмотря на то, что этот проект исходит «снизу», он тоже, по сути, будет «спускаться» в регионы. Кроме того, ясно, что все эти требования не могут быть одинаково хорошо реализованы в субъектах. Ситуация везде очень разная: где-то сильный ведомственный центр, где-то сильная региональная ОП или другие структуры, которые регулируют эти вопросы. Необходимо учитывать эту специфику регионов. И конечно система рейтингов должна быть двухуровневой. Ведомственные и независимые исследования должны не заменять друг друга, а дополнять. Поэтому выбор стратегии и тех структур, которые занимаются рейтингами, должны быть индивидуальны для каждого региона.
Органы власти также не отстают в вопросе регулирования системы оценки качества образования. На очередном семинаре Института образования НИУ ВШЭ с проектом «Концепции системы оценки качества общего образования в части учебных достижений детей» выступил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергоманов.
Как отметил, Виктор Болотов, присутствовавший и на этом мероприятии, идея создания общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) возникла еще 7 лет назад. Правда, тогда эта тема не получила широкого обсуждения. Вернуться к ней удалось лишь осенью прошлого года на всероссийской конференции в Саратове.
Павел Сергоманов отметил, равно как и участники обсуждения в ОП РФ, что едва ли в стране удастся проводить нормальные оценочные процедуры, если у всех участников процесса не будет консенсуса по ключевым вопросам оценки качества образования.
Особенность предоставленного им проекта ОСОКОО состоит в том, что здесь речь идет только об оценке образовательных достижений учащихся.
Проект концепции является всеобъемлющим документом, который определяет целевые и нормативные основания общероссийской системы оценки качества общего образования, ее цели и задачи, подходы к решению актуальных вопросов оценки качества образования, стратегические направления формирования ОСОКОО. Проект задает перечень оценочных процедур, требования к качеству измерительных материалов и оценочных процедур, в него заложены и характеристики архитектуры, и требования к системам сбора, хранения и обработки данных о качестве системы общего образования, указаны границы интерпретации и использования информации.
Существующая вакханалия в оценке качества образования, и в особенности на уровне самих образовательных организаций сегодня налицо. Так что, по словам Павла Сергоманова, нужно непременно задать стандарты оценочных процедур, что позволит, как отмечали и в ОП РФ, отделить умелых от имитаторов.
В числе оценочных процедур, которые охватывает ОСОКОО, государственные и национальные экзамены, национальные и международные исследования и мониторинги, внутриклассное и внутришкольное исследование. Планируется, что в рамках мероприятий ОСОКОО на 2014-2016 будут проведены следующие оценочные процедуры. Естественно, это ежегодные ЕГЭ и ГИА, которые кроме всего прочего будут совершенствоваться на протяжении этого времени. Также Россия будет участвовать в международных исследованиях: TALIS в 2014 году, PISA и TIMSS в 2015 году, PIRLS и ICCS в 2016 году.
ОСОКОО также предполагает, что модель интерпретации и границы использования результатов оценочной процедуры должны стать неотъемлемой частью самой процедуры. Кроме того, по словам Павла Сергоманова, необходимо указывать, кому и на какие информационные запросы отвечает данная оценочная процедура. Эти положения проекта коррелируют с высказываниями Виктора Болотова, который нередко отмечает, что если исследователь не знает, кто и как будет использовать результаты оценки качества образования или результаты рейтингования, лучше просто не проводить его, если он не понимает заказчика и потенциального потребителя, лучше не загружать вузы и школы сбором лишней информации.
Тем не менее, представленная концепция, по словам Павла Сергоманова совсем не директивный документ. Это попытка разработать общую систему представлений. Его обсуждение должно выявить, какие из предложенных положений разделяет профессиональное сообщество, а какие нет. Уже в июне этого года концепцию планируется утвердить в Минобрнауки.
P.S.
Даже беглого взгляда на оба документа хватает, чтобы понять – профессиональное сообщество и государство пока движутся в одном конструктивном направлении. Обе стороны хотят урегулировать то, что происходит сегодня в активно развивающейся системе оценки качества образования. Одна реформа предлагается снизу, другая – сверху. Самое главное, чтобы в тот момент, когда в какой-то точке своего движения они встретятся, получится найти консенсус и сделать образование действительно открытой системой, заинтересованной в честной непротиворечивой оценке. По сути, она нужна лишь с одной целью – для развития самой же системы образования.
Фото Анны Данилиной
Комментарии