Ежегодно июньская пора для учащихся означает не только наступление лета, но и приближающееся время экзаменов. Единый государственный экзамен давно стал постоянно обсуждаемой темой системы образования. Темой, в которой с каждым разом появляются новые элементы, подробности, мнения различных участников образовательного процесса.
С одной стороны, многие могли убедиться, что единый государственный экзамен упрощает процедуру поступления в высшие учебные заведения – ребенок сдает экзамены один раз, а дальше выбирает, в какое учреждение его могут принять с данными результатами. С другой стороны, количество предъявляемых претензий и обвинений в адрес разработчиков говорит о недостаточном совершенстве процедуры. Однако если внимательно посмотреть, предметом обсуждения недоработок ЕГЭ чаще становятся вопросы организации процедуры проведения экзамена, нежели содержание самих заданий. Наверное, самым серьезным испытанием экзамен становится не для учащихся, а для педагогов. Задача школьников – прийти на экзамен, выполнить задания и дождаться результатов. У учителей более важная задача. Главная задача организатора ЕГЭ – правильно, в соответствии с требованиями, провести процедуру экзамена: разъяснить правила проведения экзамена, правила оформления и заполнения бланков, осуществлять наблюдение за учащимися в течение экзамена, выявлять и предотвращать возможные нарушения. Но самое большое значение играет точное оформление отчетной документации. Одна неверная цифра при заполнении протокола организатором – и возможно аннулирование результатов по всему ППЭ. Могу сказать исходя из собственного опыта, поскольку была организатором ППЭ, самый волнующий момент для каждого учителя – оформление всех необходимых документов после окончания экзамена. Еще один важный элемент – осуществление контрольно-надзорных функций за учащимися в течение экзамена. Понятно, что при отсутствии абсолютной уверенности в собственных знаниях ученик постарается воспользоваться шпаргалкой, помощью друга или Интернетом. Естественно, задача организатора – воспрепятствовать этому. Однако нет и не будет юридических оснований, позволяющих обыскивать ребенка при входе в класс, для того чтобы сразу изъять у него мобильный телефон. Организатор имеет право вмешаться лишь в непосредственный момент нарушения ребенком инструкции, то есть в момент списывания. Как правило, шпаргалкой чаще пытаются воспользоваться те учащиеся, которые недостаточно знают предмет и им необходимо написать экзамен только для того, чтобы получить аттестат. Поскольку для этого необходимо сдать лишь два обязательных предмета – русский язык и математику, то в аудитории очень скоро остаются лишь те, кому необходимы результаты для поступления в вуз. По сути, получается, что на базе школы дети сдают большей частью вступительные экзамены в институт, потому что учащиеся пишут экзамен до самой последней минуты в том случае, когда им необходимы высокие результаты по предмету, а для этого необходимо выполнить почти все задания. Достаточно интересная ситуация обстоит с распределением организаторов по аудиториям. Как известно, организатором экзамена не может быть учитель, который ведет этот предмет, поскольку существует вероятность подсказки учащимся с его стороны. Но существует вполне рациональный вопрос: какой смысл учителю что-либо подсказывать совершенно чужому учащемуся? Ведь на экзамен дети приходят из абсолютно других школ и точно так же не знают никого из организаторов. Если при прежней процедуре проведения итоговых экзаменов в школе учитель принимал экзамен у своих же учеников, которых он хорошо знает, то в этом случае личностный фактор мог повлиять на оценку, порядок же организации единого государственного экзамена значительно снижает вероятность приема экзамена у «своих». В том числе большое значение имеет ответственность учителя за результаты сдачи экзамена учащимся. К сожалению, для многих высокая отметка означает высокий, качественный уровень знаний ребенка. Однако результаты экзамена – логичное следствие работы самого учащегося. Если в течение всего периода обучения школьник давал стабильные высокие показатели, то и его результаты ЕГЭ скорее всего будут высокими. Но если учащийся показал низкие результаты или вообще написал на двойку, то учителя и директора публично за это наказывают, вплоть до увольнения. Вследствие чего учитель готов и вынужден искать способ подсказать. Кроме того, помимо морального и душевного спокойствия учителя, наверное, стоит подумать о его физическом состоянии. Поскольку в июне экзамены сдают не только одиннадцатиклассники, но и девятиклассники, причем примерно в такой же форме, то на отдельных учителей ложится значительная нагрузка. Так как в основном для процедуры проведения экзамена приходится задействовать учителей начальных классов и тех предметов, которые в данный момент не сдают, то неудивительно, когда от перенапряжения в обморок падают учителя, а не дети. Надо учитывать, что трехчасовой экзамен для ребенка для его организаторов означает семичасовой рабочий день (только на период проведения экзамена), к тому же в летний период школьная столовая не работает, и что-то быстро перекусить уже не получится. Также стоит отметить, что и технологии проведения экзаменов в 9-х и 11-х классах похожи, но все-таки разные. Большое значение везде играет точное оформление документов при проведении экзамена. Но поскольку у ГИА и ЕГЭ в этом заключается разница, то учитель, принимающий экзамены практически через день, постоянно должен вспоминать, какое из правил проведения относится к одному или другому экзамену, чтобы правильно проинформировать учащихся.Нередко при последующих публичных заявлениях, говоря о нарушениях на экзаменах, к их числу относят недостаточное количество дополнительных бланков для ответа, когда учащийся вынужден писать на черновике и его ответы при этом засчитываются, что не соответствует правилам проведения экзамена. Однако все претензии и заявления от учащихся о «нарушениях» на экзамене выслушивает и принимает организатор и руководитель ППЭ, на котором не хватило бланков. Те, кто лично не сталкивался с процедурой проведения экзамена, имеют слабое представление о том, какие вопросы и оперативные решения приходится принимать взрослым, чтобы дети спокойно сдали экзамен и получили свои результаты. Когда при вскрытии общего пакета с материалами за час до экзамена выясняется, что по чьей-то ошибке там лежит часть материалов по другому предмету, который сдают в другом ППЭ, когда при нехватке дополнительных бланков ответов организаторы одного ППЭ пытаются найти их на соседних пунктах, хорошо, если в этом же районе. Школьника не должны беспокоить организационные и технические процедуры проведения экзамена. Его задача – этот экзамен написать, без стресса и претензий. Но и организаторы должны быть спокойны, что на них не возложат чужой ответственности больше, чем согласно их полномочиям. Однако в каждой ситуации есть свои положительные стороны. Поскольку дети и учителя на каждом экзамене новые, из разных образовательных учреждений, появилась прекрасная возможность познакомиться, поделиться опытом, узнать мнения коллег, побывать в других школах, расширить круг контактов. Учительский корпус объединился уже в масштабах округа, растет популярность некоторых учреждений, и обстановка в самом округе стала более близкой. Конечно, понятно, что многие вещи требуют доработки, уточнений, но важно, чтобы при обсуждении содержательных элементов развития образования организационные моменты не отнимали лишнего внимания.
Комментарии