Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Студсовет

В Новый год… с опаской?

Учительская газета, №01 от 5 января 2021. Читать номер
Автор:

2020 год задал жару всем – и студентам, и педагогам. Карантин, «дистанционка», сдвинутые экзамены и в целом жизнь в новом формате. Растерянность и неуверенность к концу года немного улеглись, но вопросы остались.

На что же надеются и чего опасаются в новом году студенты и педагоги? Что принес им 2020 год? Какой опыт получили будущие учителя? Все ли они останутся верны выбранной профессии в изменившихся условиях?

Камнем преткновения осталось дистанционное обучение. Но выяснилось, что не только в нем видят студенты и учителя грядущие проблемы. Внедрение цифровых технологий в образование открывает широкие перспективы. Да и в самой «дистанционке» многие увидели положительные стороны. Главное, чтобы техника не подкачала.

Своими надеждами, тревогами и ожиданиями с нами поделились студенты педагогических вузов.

 

Мария С., студентка 3‑го курса МПГУ:

Опять учиться по домам?

Мечты и чаяния, связанные с грядущим годом, не могут быть отделены от пресловутого дистанционного обучения. С одной стороны, все мы ощутили пагубное влияние «дистанционки» на образовательный процесс. Например, многие учителя оказались не готовы к такому стремительному ознакомлению с новыми технологиями. Из-за этого нередко пары заменялись простой высылкой заданий на почту. В новом году очень жду, что процесс учебы нормализуется с технической стороны.

С психологической стороны студенты привыкают к большей самостоятельности в учебном процессе, это хорошо. Но в чем тогда смысл и преимущество очного обучения, если все учатся самостоятельно по домам?

Таисия М., студентка МПГУ:

Займусь творчеством

Я сейчас на пятом курсе. Решила искать другую работу, где смогу применить полученные знания. Может быть, займусь творчеством. Почему? Похоже, у учителей становится все меньше прав. Они могут только пытаться мотивировать детей к учебе. В чем суть ФГОС? Ученик – в центре обучения. Учитель «пляшет» от ученика. Жгучее желание учиться есть только у некоторых. Учитель должен создавать атмосферу, в которой дети внезапно захотят учиться. На практике выходит, что для реализации ФГОС даже опытному учителю приходится готовиться к одному только уроку не меньше двух часов.

Полина ТИМОФЕЕВА, 1‑й курс Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, Москва:

Набраться терпения, ждать

Мне кажется, что наше образование не сильно изменится, если, конечно, изменением будет считаться переход с дистанционного на очное. Однако было бы удобно часть каких-то уроков или лекций оставить в онлайн-формате, чтобы сократить нагрузку на учеников и студентов.

Планы на 2021 год – это набраться терпения, ждать открытия границ и снятия ограничений.
Учитывая ситуацию в мире, неизвестно, когда будет вакцина или препарат, который позволит нам выйти из этой пандемии. Думаю, что к одним из планов на 2021 год можно еще отнести задачу построить планы на этот год, коронавирус это усложнил. Я, например, мечтаю в дальнейшем поехать учиться за границу на направление, которое мне по душе, но сейчас из-за пандемии не проводят международные экзамены, поэтому тяжело выстроить план подготовки к экзамену и план самой поездки. Еще хочется встретиться с друзьями. Пока, чтобы не подвергать себя и близких людей опасности, приходится изолироваться, поэтому хотелось бы однажды встретиться вживую, а не в дискорде или в скайпе.

Полина ЕГОРОВА, 3‑й курс факультета психологии Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва:

Что будет дальше?

Уже сейчас наша студенческая жизнь сильно изменилась. Что будет дальше? Скорее всего, мы привыкнем к дистанционным занятиям и зачетам, новая, виртуальная реальность заменит поездки в институт и общение на парах. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа, наверное, нет. Но я сейчас понимаю, насколько трудно заставить себя учиться, рассматривая цветы на окне и вспоминая день, когда я их поливала. Все-таки институт – место для учебы, а дом – место для отдыха. Видимо, эту разницу я почувствовала только сейчас. Очень надеюсь, что в скором времени ситуация позволит вернуться к обычной жизни.

Надежда ДАНИЛЕНКО, 3‑й курс факультета гуманитарных наук, школа филологии ВШЭ, Москва:

Не хотелось бы провести еще один год перед экраном

Я надеюсь на частичное возвращение к очному образованию. Лекционные занятия, вероятнее всего, будут проходить в дистанционном формате, однако для семинаров и практических работ возвращение в стены университета мне кажется необходимым. Живое общение между преподавателями и студентами также важно и с точки зрения социализации в образовательной среде, естественным образом это может сложиться только при условии посещения университета.
Я бы не хотела провести еще один год перед экраном. Наверное, это самое страшное. Мне очень не хватает непосредственного общения с одногруппниками, обсуждения занятий вне аудитории. В 2021 году мне хотелось бы поехать к бабушке в Грузию, закрытые границы не дают чувствовать себя свободным человеком и видеть близких.

Алина МИХАЙЛОВА, первокурсница Суджанского сельскохозяйственного техникума, специальность «экономика и бухучет», Курская область:

Негативное влияние пандемии

2020 год принес в нашу жизнь множество изменений во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Пандемия отодвинула на второй план привычную для нас форму обучения и оказала значительное, на мой взгляд, в основном негативное, влияние на образовательный процесс. В нынешних условиях, когда большинство учащихся вынуждены перейти на дистанционное обучение, педагоги перестают быть источником информации, ребенок должен самостоятельно добывать всю необходимую информацию и работать с ней. Мне кажется, такой подход не дает в полной мере освоить ту или иную программу, но формирует у ребенка умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Я думаю, что в 2021 году процесс получения образования вернется к такому виду, каким был прежде. Но также останется и будет усовершенствовано дистанционное обучение для желающих. Я мечтаю получить хорошее образование, защитить диплом и в дальнейшем устроиться на достойную работу.

Арина У., студентка МГПУ:

Не уверена, что буду так работать

Когда я шла в магистратуру, у меня уже был опыт педагогической деятельности. И мне это нравилось. Работать в новом дистанционном формате – не то, чем хочется заниматься. Не уверена, что буду так работать.

Анастасия СЛАСТЕНОВА, первокурсница Суджанского сельскохозяйственного техникума, специальность «ветеринария», Курская область:

Очно и офлайн

На мой взгляд, образование может очень измениться. В связи с пандемией мы перешли на дистанционное обучение, и дальше будут только ускорять переход на онлайн-образование, учебные заведения станут не нужны, и так государство якобы сэкономит на содержании зданий, а может, даже на самих преподавателях – введут искусственный интеллект, который их заменит, и государство сэкономит еще и на зарплатах.

Я мечтаю вернуться и учиться очно и офлайн, общаться с друзьями и преподавателями. Опасаюсь, что упадет качество образования, так как ни одна система онлайн-обучения не превзойдет по качеству и эффективности традиционное обучение и живое общение между людьми в процессе обучения. Меня тревожит отсутствие качественных электронных ресурсов, обеспечивающих максимальный контакт и коммуникацию преподавателя с учеником. И вообще, некоторые профессии не могут быть изучены в онлайне, например медицина. Тут нужны практика и личный пример преподавателя.

Мои планы на 2021 год состоят в том, чтобы продолжить учебу, желательно в офлайн, всесторонне развиваться в духовном плане. Моя главная мечта – чтобы пандемия закончилась, масочный режим отменили и мы перестали пугаться друг друга, а стали больше ценить живое общение и сплотились, потому что, когда приходит беда, люди должны объединяться, а не разобщаться.

Максим БОБИН, студент 3‑го курса Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова по специальности «композиция», Петрозаводск:

Не строю никаких планов

Сразу оговорюсь: я не вижу своего будущего в педагогике. Я не собираюсь после консерватории идти преподавать в музыкальную школу или колледж. Мне то, что у нас в стране называется системой образования, не нравится. А в свете пандемии я вообще нахожусь в шоке от того, что в сфере образования происходит. Культурно это назвать никак не получится. В грядущем году я не жду ничего хорошего. И положительного тоже ничего не жду. С одной стороны, падать уже некуда, хотя, кто знает, может, еще есть куда. С другой – нашему правительству на нас плевать, поэтому я не знаю, что должно произойти, чтобы на нас обратили внимание и как-то облегчили нам жизнь. В силу этого я не строю в этом отношении никаких планов. То, что с нашим образованием сейчас происходит, – это страшно.

Милана МЕЛЬНИКОВА, студентка 2‑го курса Суджанского сельскохозяйственного техникума, специальность «ветеринария», Курская область:

Выучить два языка и сберечь близких

Я думаю, 2021 год станет хорошим годом для многих, многие вузы будут проводить пары дистанционно, преподавателям начнут платить полноценную зарплату, ту, которую они заслуживают. Надеюсь, многие школы станут бесплатными, появится больше бюджетных мест в вузах. Было бы очень хорошо, если бы все образование стало бесплатным, так как не у многих есть возможность заплатить за место в «автобусе, который едет к цели». У меня нет мечты, но у меня есть цели! Одна из них – после окончания моего техникума поступить в Veterinární a farmaceutická univerzita Brno. В 2021 году я хочу стать хорошим тарологом, создать свой блог, увеличить количество читателей в Твиттере, выучить два языка – немецкий и чешский. Опасаюсь того, что я перегорю, как спичка. А еще – что этот вирус унесет жизни моих близких и друзей. На самом деле уже унес…

Карина БЕРДНИКОВА, студентка 3‑го курса Суджанского сельскохозяйственного техникума, специальность «ветеринария», Курская область:

Главное – выжить

Изменения в сфере образования уже произошли. Мы, студенты, впрочем, как и наши преподаватели, очную форму обучения сменили на дистанционную. Считаю это достаточно существенным изменением, поскольку пользоваться приходится в основном интернет-ресурсами и выполненные задания отправлять педагогам тоже в электронном виде. Это доставляет определенные неудобства. Кроме того, мы лишены живого общения с учителями, и это тоже откладывает отпечаток – нет возможности с ходу уточнить какую-то информацию или же участвовать в оживленной дискуссии с педагогом и своими одногруппниками. А ведь, как говорится, в спорах рождается истина. Мы этого на данный момент лишены. Одним словом, живое общение есть живое, гораздо интереснее электронного.

Если вы спросите, о чем мечтает студент, я отвечу, что как максимум о том, чтобы завершить свое обучение с хорошими оценками, а затем устроиться на работу с достойным заработком.
Минимум – вернуться к очной форме обучения. Помимо этого, думаю, не ошибусь, если скажу, что любой студент мечтает о большой стипендии, коммуникабельных и интересных преподавателях, умеющих найти общий язык с нами, студентами. Ну и чтобы холодильник был всегда полон. Опасается студент, как правило, образования задолженности по тому или иному предмету, которые нарастают как снежный ком. Страшно и тогда, когда ты прилагаешь максимум усилий, чтобы освоить трудный предмет, а педагог не видит или не хочет замечать твои старания… Возникает недопонимание, которое иной раз приводит к конфликтной ситуации. Поэтому очень радует, когда педагоги расположены выслушать и понять студента и разделить его точку зрения.

Отдельное опасение вызывает ситуация с пандемией коронавируса. Мы ведь сами имеем непосредственное отношение к медицине, как-никак уже третий курс ветеринарии. Понимаем, насколько серьезная ситуация складывается, поэтому становится не по себе, когда слышишь очередную сводку по количеству заболевших. Планы на 2021 год: в первую очередь – выжить.
Менее важные – подтянуть имеющиеся «хвосты». Завершить учебный год с хорошими отметками. Стоит также задуматься и о поиске работы или подработки, чтобы быть более независимой в финансовом плане.

Даниил СЕМЕНОВ, 4‑й курс Музыкального колледжа при Петрозаводской государственной консерватории имени А.К.Глазунова, Карелия:

Изменений не будет

Я считаю, что кардинальных изменений в сфере образования не будет. Если взять, например, современные образовательные технологии, то они уже реализуются не первый год. Да, они открывают широкий выбор к разным интернет-ресурсам, цифровым учебникам и методической литературе. Но, к сожалению, по крайней мере в нашей республике, есть определенные проблемы с внедрением современных технологий. В частности, на первое место становится низкая скорость интернет-соединения, а также нехватка обеспеченности образовательных учреждений компьютерным оборудованием.

Также я опасаюсь, что в 2021 году могут ввести дистанционное обучение, что, безусловно, носит отрицательный характер и неблагоприятно повлияет на образовательный процесс. Если, например, теоретические предметы можно провести дистанционно, то практические почти невозможно. Мне как музыканту было очень сложно осваивать игру на музыкальном инструменте дистанционно, так как никакое компьютерное оборудование не может качественно передать звук, интонацию и т. д. Надеюсь, что нас всех это минует и мы все вернемся в обычный режим работы.

Я мечтаю о том, чтобы культурная среда в нашей республике только шла вперед. Открывала новые возможности и реализовывала разные творческие проекты. В 2021 году я выпускаюсь. В планах у меня продолжить музыкальное образование уже в высшем образовательном учреждении.

Ирина П, студентка 2-го курса МГОУ, Московская область, Подольск:

Надежда на чудо

Поначалу дистанционное образование мне даже нравилось, не нужно было вставать ранним утром и ехать на учебу в Москву. Однако очень быстро я поняла, что, несмотря на старания педагогов, качество знаний на дистанте все-таки ниже, чем во время очных занятий. Кроме того, скучаю по друзьям-одногруппникам, насыщенной студенческой жизни.

У нас часто проходили разные мероприятия, встречи с интересными людьми, в прошлом году мы, к примеру, вовсю готовились в новогоднему спектаклю, а сейчас сидим по домам. Жду Нового года с надеждой на чудо, что вакцина реально поможет, что снова можно будет ездить на занятия, а на каникулах поехать за границу – мы с мамой мечтали об Италии, ведь я изучаю итальянский язык, но еще ни разу не была в этой замечательной стране. Хотелось бы, чтобы мечты мои сбылись.

Полина БЕЗМЕН, Институт математики и информационных технологий, 1‑й курс направления «Информационные системыи технологии» Петрозаводского госуниверситета, Карелия:

Прорвемся!

Образование в 2021 году будет отличаться от образования в 2020‑м лишь тем, что школьники, студенты, учителя и преподаватели – все будут готовы к режиму возможного дистанционного обучения, большинство привыкнут, но точно не все. В 2021 году я планирую начать зарабатывать в сфере программирования, то есть в своей сфере, так как учусь на программиста. Опасений касательно работы совсем нет, ибо работа, связанная с информационными технологиями, зачастую на удалении, работать можно прямо из дома, совмещать с учебой будет несложно. Опасаюсь только одного – перегореть. Довольно сложно безвылазно сидеть в своей комнате сутками напролет, учиться, а в будущем еще и работать. Но ничего, прорвемся!

Что касается моих мечтаний… Тут сложно что-то точное назвать, я стараюсь все мечты переводить в планы и цели. Пускай моей мечтой на 2021 год будет получение высокооплачиваемой работы, она бы точно позволила осуществить все то, что задумано на 2021‑й. Например, хочу получить права и приобрести машину, вопрос лишь в деньгах, а также отчасти во времени.

Алина Т., студентка 4‑го курса, Великий Новгород:

Мы никому не нужны

Я учусь заочно в одном из вузов Санкт-Петербурга. Только что закончилась сессия, мы впервые за четыре года занимались дистанционно. Думаю, что с дистанционным режимом в новом году нам придется еще столкнуться, и не раз. Мои впечатления положительные.

«Дистанционка» позволяет студенту экономить деньги и время. На период сессии нам, иногородним, приходилось снимать жилье. Найти надежную квартиру на такой короткий срок очень непросто. Это большая проблема. Мой дедушка, который учился заочно еще в советское время, рассказывал мне, что при СССР был такой порядок: заочники приезжали на сессию в то время, когда у студентов-очников были каникулы. Поэтому приезжим предоставлялось общежитие. Сейчас похоже, что руководству вузов абсолютно все равно, где будут проживать студенты-заочники во время сессии. И это печально. Такое ощущение, что мы никому не нужны.
Так что «дистанционку» я приветствую. Раньше мне каждый день приходилось добираться до института и обратно по два часа, то есть в результате терять четыре часа в сутки. А в итоге мы сидели в аудитории в сотовых телефонах, пока преподаватель что-то говорил, потому что на этих занятиях педагоги никого не спрашивают. Иногда делали самостоятельно задания. Их никто не проверял. Эти задания мы сдавали педагогу потом. С таким же успехом можно было делать эту работу и дома. Чем мы, собственно, и занимались в период прошлой сессии. Всем очень понравилось.

Мое мнение касается заочного образования. Насчет очного я думаю, что в этом случае «дистанционку» следует применять нечасто. Например, во время зимней непогоды, чтобы снизить риск распространения простудных заболеваний. А вот вся практика и у очников, и заочников, конечно, должна проходить в реальном режиме. И особо отмечу, что есть специальности, обучение по которым должно вестись исключительно в очной форме. Это касается будущих медиков, водителей общественного транспорта и так далее. То есть речь идет о профессиях, от которых зависит жизнь человека.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt