search
main
0

В Новый год без денег? Что учителя говорят о своей зарплате

Официальная статистика утверждает, что зарплата школьных педагогов по итогам 9 месяцев 2015 года в среднем по России составила 31 934 рубля. Это на 399 рублей, или на 1,3%, выше показателя за 2014 год. Еще статистика фиксирует регионы с самой низкой (опять-таки в среднем) и самой высокой оплатой труда. Нижняя планка зафиксирована в Республике Дагестан и составляет 18 635 рублей. А верхняя – в Ямало-Ненецком автономном округе – 78 090 рублей.

– В прошлом месяце моя зарплата равнялась 30 тысячам рублей, – объясняет . – Но я прихожу в школу в 7.30, хотя у меня не бывает первых уроков, это дает мне  дополнительное время для подготовки еженедельных школьных мероприятий. Покидаю же место работы только после 18 часов.

Прирост по сравнению с 2014 годом отмечен в 50 субъектах РФ, сокращение – в 31 субъекте РФ, в 2 субъектах РФ зарплата учителей не изменилась.

Сайт «Учительской газеты» провел опрос среди педагогов, чтобы узнать конкретную, а не «среднюю температуру» по учительским доходам.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

«Учительской газете» стало известно, что педагогам Республики Карелия обещали выплатить зарплату за декабрь 2015 года… в январе. Объяснили происходящее отсутствием средств в бюджете. Причем оказалось, что о ситуации знали еще в декабре прошлого года, когда верстался бюджет на 2015 год.

В ситуации помогла разобраться Ирина Архипова, председатель городской организации работников народного образования.

«Министр финансов Карелии Алексей Максимов заявлял, что расходы на выплату декабрьской зарплаты бюджетников не предусмотрены в бюджете 2015 года. Финансирование этой статьи расходов планировалось в рамках бюджета 2016 года, – рассказывает Ирина Валерьевна. – В этом случае бюджетники должны были получить зарплату за декабрь в начале января. Позиция Минфина вызвала возмущение профсоюзов, которые заявили, что это противоречит Трудовому кодексу. По закону, если период выплаты зарплаты совпадает с праздничными днями, то работник должен получить расчет вперед».

Объединение профсоюзов Карелии направило обращения к главе правительства Республики Карелия Александру Худилайнену и депутатскому корпусу Законодательного собрания республики с требованием не допустить невыплат заработной платы перед Новым годом. В частности, в обращении к губернатору говорится о том, что объединение «выражает свою озабоченность в связи с тем, что на заседании правительства Республики Карелия 5 ноября 2015 года была в очередной раз озвучена и подтверждена инициатива Минфина РК о выплате заработной платы работникам бюджетной сферы за декабрь 2015 года после новогодних каникул».

«Подобные управленческие решения противоречат статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, – уверена председатель городской организации работников народного образования. – Статья ТК РФ гласит: «Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня».

«В целях обеспечения законности принимаемых решений и недопустимости повышения социальной напряженности среди работников бюджетной сферы призываем вас своевременно принять необходимые меры по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы за декабрь 2015 года в декабре», – говорится в обращении. Профсоюзное движение Карелии также призвало народных избранников, несмотря на недостаток средств, «принять максимально сбалансированный бюджет, не ухудшающий положение работников бюджетной сферы и не сокращающий предоставление социальных услуг и гарантий населению».

На сегодняшний день по заявлению главы РК декабрьская зарплата бюджетникам будет выплачена в декабре. «Все эти этапы пришлось пройти профсоюзу, чтобы не оставить учителей без денег», – отмечает Ирина Архипова.

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кто больше сделал, тот… меньше получил. К сожалению, такой вывод накануне Нового года сделала педагог из Новгородской области, к которой «УГ» обратилась за комментарием.

Наталья М, учитель русского языка и литературы, Новгородская область:

– Весь прошлый учебный год я активно трудилась и заработала очень много баллов согласно положению о стимулирующей части фонда заработной платы по новой системе оплаты труда. Однако стоимость одного балла обесценилась. И в результате я обнаружила, что стала получать меньше на целых 8 тысяч рублей! Другая наша учительница потеряла в зарплате еще больше – 12 тысяч рублей. Для провинциальной школы это невероятно много! При этом те наши коллеги, кто не стремился зарабатывать большое число баллов – участвовать в конкурсах, проектах, вести активную работу с классами – свои баллы не потеряли, так как терять было нечего. Эти учителя остались при прежних зарплатах. Теперь мы все в недоумении: зачем продолжать трудиться, стараться? Ведь все равно все получат одинаково. В нынешнем учебном году у педагога, стремящегося заработать больше, выход один – взять не одну, а полторы, две ставки. Тогда, действительно, зарплата будет приемлемой. Но каждому ли такой двойной труд по плечу? И разве это справедливо? Мне кажется, каждый учитель, работая на одну ставку, должен получать достойную зарплату. И все эти надбавки по стимулирующей части НСОТ тогда не понадобятся.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

«Пока результат обнадеживает, но опасения есть», – считают педагоги Воронежской области.

Тамара Бирюкова, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Больше всего нас волнует сегодня то, что значение средней заработной платы по экономике в регионе падает. К этому уменьшающемуся значению могут и подравнять заработную плату педагогических работников, то есть, пропорционально уменьшить ее среднее значение. Мы помним, что обещали нам в свое время в правительстве, конкретно, в Министерстве труда и социальной защиты РФ: убрать из подсчетов среднее значение заработной платы муниципальных и государственных служащих, а также военнослужащих, так как у них наибольшие показатели. В итоге получится, что среднее значение зарплаты в регионе уменьшится, а раз так, то и среднюю зарплату учителям можно будет потихоньку сократить.

Сегодня мы не можем утверждать, что такие подсчеты на уменьшение уже ведутся, но мы видим, как падают реальные доходы населения, и средняя заработная плата по экономике тоже уменьшается. Центральный совет профсоюза работников народного образования и науки РФ буквально несколько дней назад прислал нам новые данные, основанные на статотчетности по итогам девяти месяцев 2015 года. В Воронежской области средняя заработная плата по экономике составляет 24459 рублей. Средняя заработная плата в сфере общего образования – 21998 рублей, но средняя заработная плата педагогических работников в общеобразовательных организациях – 25598, что, как видим, больше средней по экономике. Если сравнивать в процентном соотношении, то средняя зарплата педагогических работников в общем образовании составляет 102,7% к средней зарплате по экономике в регионе. Зарплата педагогических работников в дошкольном образовании составляет 97,6% от средней по экономике, в дополнительном образовании – 83,1%, в СПО – 88%, в высшем образовании у преподавателей – 140,8% (34437 рублей). Есть еще одна таблица, в которой сравниваются результаты прошлого 2014 года и 9 месяцев года нынешнего. Пока мы идем с повышением – плюс 1,3%. У педагогов общеобразовательных организаций в конце 2014 года было 25267 рублей, а сейчас 25598 рублей.

Получается, что на общем фоне Воронежская область выглядит неплохо, даже есть небольшое увеличение средней заработной платы. Но что будет по итогам года, точно пока сказать не могу. Зато могу сказать со стопроцентной уверенностью, что обком профсоюза образования постоянно отслеживает тему заработной платы, и мы будем делать это и дальше со всем нашим вниманием.

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мария Петровна Л.,  Омская область:

– Нам  предложили новые сроки выплат: не 15-го  и 30-го, а 12 -го  и 27-го деаабря. Это имеет значение, потому что теперь есть юридическое обоснование –  раз 27-го  месяц не закончился,  зарплату выдают не полностью. За ноябрь задолжали 10 процентов. Этот  долг обещают выдать вместе с авансом, но 27-го декабря оплатить только 50 процентов за декабрь! В Новый год мы уходим с долгами. Формально получается, что зарплату не уменьшили. На деле она уменьшается сильно: часть долга будет постоянно переноситься на следующий месяц. Причем, нас заставляют «принимать» это решение. Те, кто не принял – есть такие школы,  вынуждены терпеть давление руководства всех уровней, и не знаю, сумеют ли.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Инна Сергеевна, преподаватель информатики, Екатеринбург:

– К концу года стало ясно: зарплата реально снизилась: существенно уменьшились числа в бухгалтерской ведомости, и это, похоже, не временное явление. «Временным» как раз стало повышение. Но приятно вспомнить. В декабре 2013-го я получила перед праздниками такую сумму, которая побудила меня петь! «УГ» проводит опрос, не настаивая на указании фамилии и номера школы, потому скажу открыто, как было: 92 тысячи рублей! Конечно, нагрузка у меня была огромная: в тот период я являлась заместителем директора по информационному обеспечению (на пол-ставки), вела уроки во всех старших классах, в том числе выпускных, имела хорошие показатели по поступлению в вузы тех, кто сдавал ЕГЭ по моему предмету, да и от классного руководства никто не освобождал. Но много работать нам не привыкать, а вот много получать – это было внове и ох как приятно! Верилось, что труд учителя наконец-то оценен по заслугам.

Потом пошли суммы поскромнее, но думали: начало года, все образуется, обещали ведь держать уровень! Весь 2014-й год зарплата не выглядела столь «праздничной», как я описала, но вполне приличной. События показали, что тот пик остался единственным, последовало медленное, но неуклонное снижение. За ноябрь 2015-го я получила 30 тысяч рублей, как и за предыдущие месяцы года. (Правда, должна сказать, что сейчас веду меньше классов, в школе появился еще один информатик).

Как говорится, и на такие деньги жить можно. Но возникают разные соображения. Первое. Если нам платили достойные суммы, значит, государство имело такую возможность. Второе. Если нам понизили оплату труда, значит, государство демонстрирует свое отношение к работе педагога, вроде как «не заслужили». Третье: кратковременным повышением зарплаты просто сняли социальное напряжение, а потом вернули ситуацию в прежнее, привычно-скромное русло?

Я пока оставлять педагогику не намерена. Разное прожила за свой немалый стаж. Но хочется, чтобы там, наверху, понимали: мы ведь люди. Зачем с нами обращаться, как с чеховской Каштанкой, над которой издевались, давая ей проглотить кусочек мяса, а затем вытаскивая его за ниточку обратно?!

РЕСПУБЛИКА КОМИ

Людмила, молодой специалист, с 2015 года работает старшим вожатым, учителем русского языка и литературы, классным руководителем:

– Меня приняли в сыктывкарскую школу на ставку старшего вожатого, классного руководителя, кроме этого я девять часов в неделю веду в пятом классе уроки русского языка и литературы, а с тремя учениками еще занимаюсь индивидуально, 25  процентов от ставки старшего вожатого и 40 процентов от 9 часов как учитель русского языка и литературы я получаю как молодой специалист.

– В прошлом месяце моя зарплата равнялась 30 тысячам рублей, – объясняет Людмила. – Но я прихожу в школу в 7.30, хотя у меня не бывает первых уроков, это дает мне  дополнительное время для подготовки еженедельных школьных мероприятий. Покидаю же место работы только после 18 часов.

Зарплата Людмилы позволяет жить в городе, хотя и скромно, еще и ее семье – мужу и ребенку. Вся же получка супруга – индивидуального предпринимателя – уходит на выплату ипотечного кредита – молодая семья недавно приобрела в городе квартиру.

– В месяц платим 31 тысячу рублей, – вздыхает девушка.

И даже несмотря на то, что зарплата пока и не устраивает молодую специалистку, все же своей главной удачей она считает на этом этапе то, что ей очень нравится та школа, в которой посчастливилось устроиться на работу, импонирует и понимающий директор, и дружный педагогический коллектив.

Анна, учитель начальных классов городской школы, педагогический стаж  30 лет:

– У меня 18 часов нагрузки, плюс работа в продленной группе и четыре часа в неделю я занимаюсь с учениками индивидуально. В прошлом месяце я получила около 30 тысяч рублей. Могу, конечно, увеличить зарплату за счет репетиторства, но я просто этого сама не хочу.

Галина, учитель математики, педагогический стаж 33 года:

– Я очень довольна своей зарплатой, причем в своей школе я самый высокооплачиваемый учитель. В среднем в месяц получаю 50 тысяч рублей. В нашем учебном заведении такую оплату труда имеют стажисты, учителя с высшей категорией, удостоенные профессиональных наград. И конечно же, наша зарплата зависит от интенсивности труда – никто из учителей в нашей школе не работает на ставку. Я тружусь, например, 32 часа в неделю.

Учителя столицы Республики Коми в целом своими зарплатами в завершение 2015 года довольны – награждается и интенсивность и результативность труда педагогов, чего нельзя сказать об оплате труда заместителей директоров школ.

Валентина, замдиректора, учитель химии:

– В отношении нас урезаются «стимулирующие. А ведь мы как предметники также можем готовить и участников, и победителей предметных олимпиад, и различных конкурсов. Но нам за это могут недоплатить…

Так, в октябре я заменяла заболевшую коллегу – учителя химии – три недели. И отработала эти часы без ущерба моей основной административной деятельности. Но вопрос об оплате мне этих часов замены встал в местном управлении образования, и только вмешательство директора нашей школы позволил мне недавно наконец-то получить эти деньги.

В отношении зарплат коллег-учителей Валентина тоже не выразила своего восхищения:

– Вы даже не представляете, сколько нужно работать, чтобы получать такие «достойные» зарплаты! Учителя нашей школы никогда не отказываются от дополнительных нагрузок, только единицы подрабатывают в других местах.

Лариса Михайловна Косолапова, учитель географии Выльгортской школы № 2 (пилотной по реализации ФГОС в начальной и основной школе), педагогический стаж 15 лет:

– Я получаю около 60 тысяч рублей. Высшая категория, руководство пришкольным участком, руководство методическим объединением учителей предметов социально-гуманитарного цикла, реализация проекта создания научного общества учащихся, проверка тетрадей, заведование кабинетом, 25 процентов получаю «районных», 50 процентов «северных» – вот те кирпичики, из которых складывается моя зарплата.

Кроме этого ученица Ларисы Михайловны Софья Тебенькова в 2015 году стала обладателем престижной награды Республики Коми –  Малой Нобелевской премии. Но получит ли за победу своей ученицы вознаграждение учитель?

– Думаю, что да! – не сомневается наша собеседница. – У нас по итогам года составляется карта эффективности труда учителя, где по баллам расчитываются доплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда. Сейчас мне доплачивают за итоги прошлого года. Хотя в прошлом месяце я и не досчиталась двух тысяч к зарплате. Но, как выясняли мои коллеги, у которых произошла такая же ситуация, – уменьшился стимулирующий фонд оплаты труда.

Мария Валерьевна Коснырева, Выльгортская школа № 1, педагогический стаж 10 лет:

– Моя зарплата в 43 тысячи рублей складывается из 24 часов нагрузки: три часа в неделю я преподаю русский язык, два часа – литературы, и 18 часов – коми язык.  Плюс у меня еще два часа кружковой работы и классное руководство.

Но последний раз я получила зарплату на три тысячи больше за счет премии за проведение мастер-класса по литературе для российских коллег в рамках всероссийской конференции филологов. На днях я стала победителем республиканского конкурса сценариев «Этнография детства – 2015» и надеюсь, что эта победа тоже будет оплачена из стимулирующего фонда.

Поучаствовать в опросе «Учительской газеты» мы пригласили и педагогов районов Крайнего Севера Республики Коми. Нам удалось дозвониться до учителей одной из школ Инты – любимого города Булата Окуджавы, который называл Инту «Северной Пальмирой».

Ольга, учитель, заместитель директора школы города Инты, педагогический стаж – 13 лет:

– Интинский педагог-стажист получает около 50 тысяч рублей, северный коэффициент составляет 80 процентов. Но вы не забывайте, что связь с «большой» землей у нас осуществляется только через железную дорогу, мы не можем вывезти детей куда-либо на автобусах. Как такую поездку с учеником на конкурс может себе позволить интинский педагог с такой зарплатой? Считаю, что зарплата педагогов районов Крайнего Севера должна быть гораздо выше по сравнению с другими районами Коми. Даже если говорить конкретно по Инте – школы у нас маленькие, нагрузки учителям не хватает, вот им и приходится устраиваться одновременно в несколько школ. Конечно, нельзя сказать, что ситуация в Инте критическая, но нам есть, к чему стремиться.

О том, что учителя Инты своими зарплатами недовольны, свидетельствует и тот факт, что в городских школах нет притока молодых специалистов:

– За последние два-три года к нам пришел работать только один молодой специалист. На сегодняшний день в Инте сложилось тяжелое положение с учительскими кадрами, выйти из которого мы можем, только переманивая учителей из одной школы в другую, чтобы дать хорошее образование детям своего учебного заведения.

От педагога Ижемского района Республики Коми «УГ» получила такой комментарий:

Лариса, учитель истории, обществознания школы Ижемского района, педагогический стаж 20 лет.

– Нам постоянно приходится слышать – денег нет, денег нет. Но уменьшение заработной платы я пока не почувствовала, потому что помимо преподавания с этого года у меня появились дополнительные обязанности – 0,5 ставки заместителя директора, нагрузка как учителя составляет 20 часов, северная надбавка – 80 процентов, районный коэффициент – 30 процентов – все это дает мне зарплату в 50 тысяч рублей, кроме этого из стимулирующего фонда оплаты труда мне идет доплата за высокие баллы, которые набрали мои ученики на ЕГЭ.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Даже в одном регионе неодинаковая обстановка с зарплатой, иногда колебания бывают весьма заметными. Удивительно, но факт: в Нижегородской области в лучшем положении оказались учителя небольших сельских школ. Если учителя областного центра с начала учебного года лишились многих надбавок и доплат, а премии, выданные к празднику, убыток компенсировали частично, то в сельских школах (пусть не везде) зарплата даже немного выросла.

Вот конкретные цифры. В сельской школе одного из крупных и довольно благополучных районов Нижегородской области директор получает порядка 39 тысяч рублей. В эту сумму входит оклад – 27110 рублей, стимулирующая выплата – 4730 рублей, оплата часов по предмету – 7037 рублей. Зарплата учителя начальной школы высшей категории составляет 26168 рублей. Учитель математики 1-й категории получает 23342 рублей вместе с классным руководством. Учитель, работающий с максимальной нагрузкой (она составляет 27,5 часов), зарабатывает 30728 рублей. Молодой специалист получает 18671 рублей. Один раз в год педагоги сельских школ получают премию (ее размер определяют баллы – это так называемая стимулирующая часть) – в среднем она составляет 6000 на педагога.

Вот какое пояснение дали «Учительской газете» ответственные лица: «Среднюю зарплату школам спускают сверху, особенно в конце года, чтобы область выдержала цифры дорожной карты. Секвестрование 5% субвенции, которое прошло в области в этом году, коснулось, по большей части, основных средств (оборудование, мебель, учебники и прочие расходы). Была установка придерживаться нужных цифр: средняя по району у педагогических работников – 24700 рублей, но каждой школе спускалась своя цифра. С местными деньгами, из которых идет зарплата обслуживающего персонала (повара, водителей, сторожа и пр.), дело обстоит значительно сложнее. Средств на оплату их труда катастрофически не хватает».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

По данным Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга за 9 месяцев 2015 года средняя заработная плата  педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила  43 534 рубля, а педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 39 949 рублей. Опрос руководителей петербургских школ показал, что в конце года никаких изменений в отношении размера заработной платы не произошло. Сейчас средняя заработная плата, например, в гимназии составляет порядка 40 тысяч рублей, хотя есть педагоги, кто получает и более 50 тысяч рублей. В некоторых школах даже выплатили небольшую премию работникам, внесшим наибольший вклад в развитие образовательной организации.

Конечно, размер заработной платы во многом зависит от нагрузки учителя. У тех, кто работает на 1, 5 ставки, она будет выше. Кроме того, по итогам полугодия педагоги сдают свои портфолио, где рассказывают о достижениях. Чем больше успехов и побед, тем выше балл, и, следовательно, выше зарплата. Правда, стоимость балла в каждой школе своя, у кого-то она составляет 50 рублей, а у кого-то 300 рублей. Всё зависит от фонда школы, куда стекаются бюджетные средства и средства из внебюжетных источников.

ПЕРМСКИЙ КРАЙ

В Пермском крае зарплата педагогических работников как была, так и остается одной из самых высоких по стране. Хотя в этом году пермские педагоги отмечают ее снижение. По их словам, размер стимулирующих выплат практически не изменился, зато уменьшилась базовая часть – сократились или стали меньше всевозможные доплаты (за сложность и напряженность труда, за стаж и т.д). Так, если в прошлом году педагог высшей категории, имеющий нагрузку 34 часа в неделю, получал более 40 тысяч рублей, то в нынешнем году при нагрузке 27 часов в неделю тот же учитель получает 32 тысячи рублей.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Педагоги Саратовской области сообщили «УГ», что размер зарплат остался в регионе на уровне прошлого года, а изменения связаны с объективными факторами: уменьшением или увеличением нагрузки и количеством заработанных баллов. Стоимость балла стимулирующей части не изменилась.

Мнения педагогов собирали: Мария Голубева, Светлана Потапова, Татьяна Масликова, Наталья Яковлева, Марина Романова, Наталья Прокофьева, Наталья Алексютина, Вера Кострова

Фото Натальи Прокофьевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте