Часть школ города Новосибирска оказалась в сложном положении. Мы получили письменные заявления от представителей профсоюза нескольких образовательных учреждений, сообщавших о том, что в сентябре фонд заработной платы «без приказов и уведомлений» оказался сокращен на 25-31 процент, от чего пострадали многие учителя, получившие существенно меньшую зарплату по сравнению с весной 2009 года. При этом не только исчезла стимулирующая часть, но и базовая часть заработной платы уменьшилась. Профком района занялся выяснением проблемы. Прежде всего оказалось, что в таком положении находятся разные районы города, однако в большинстве районов и школ все в порядке. Городские власти подтвердили, что деньги всем образовательным учреждениям были отпущены в полном объеме, но до ряда школ не дошли, а в некоторых руководители даже сообщили коллективу, что в ноябре-декабре нечем будет выплачивать зарплату.
Дело в том, что в прошлом году было принято постановление о модернизации образования, а также о необходимости реструктуризации и оптимизации штатного расписания и учебной нагрузки. Модернизация образования включает в себя в том числе снижение фондов, связанное с общим экономическим кризисом. В каждой школе есть бухгалтер, в обязанности которого входит необходимость рассчитывать отпущенные учебному заведению средства. При распределении стимулирующей части фонда заработной платы бухгалтер следует непосредственному указанию директора. Иными словами, за постановление о модернизации, о реструктуризации и оптимизации все проголосовали. Дальше надо было работать в новых условиях, но некоторые директора с этим не справились. Допустим, для удобства счета, что школе отпущено на зарплату миллион двести тысяч рублей в год. Значит, директор вместе с бухгалтером должен разложить эти средства на двенадцать месяцев. Если потратили больше ста тысяч в месяц один раз, нужно потратить меньше в следующий раз. А кто-то тратил деньги все первое полугодие, не обращая внимания на перерасход. И в сентябре оказалось, что на счету школы ничего нет.
Есть постановление правительства, областных и городских властей, оно очень простое: зарплата учителя не должна снижаться. При прочих равных условиях, то есть той же учебной нагрузке, категории, различных заслугах, заработная плата осенью должна быть не меньше, чем весной. То есть экономить, оптимизировать можно на чем-то другом, например, уменьшить число завучей, обслуживающего персонала, пересмотреть учебные планы, количество спецкурсов и факультативов, разобраться с совместителями. Там, где этого не сделали, попытались жить в новых условиях по-старому, и возникли сложные ситуации, пострадали люди. Учитель выходит в сентябре из отпуска, конечно, без денег, имеет ту же нагрузку, что весной, и вдруг получает в октябре на 2-3 тысячи рублей меньше. Конечно, люди возмущаются.
Наш профсоюз – самый большой отраслевой профсоюз в районе, с нами считаются. Отказов во встречах и обсуждениях с властями разного уровня не возникает. Наша ближайшая задача – посетить каждую школу, помочь разобраться, проконтролировать, как выполняется закон. Например, об изменениях должностного оклада и учебной нагрузки администрация обязана сообщить работнику за два месяца: приказ должен быть, роспись, что все ознакомлены. Есть трудовой договор, где прописано, сколько работник получает базового оклада, сколько процентов составляют стимулирующая часть, надбавки. Если же учитель узнал об изменениях «сюрпризом», можно и в прокуратуру, и в суд обращаться.
Повторю: не все школы оказались в таком положении. Как только возникли проблемы, к их решению подключились городское и областное управления образования, администрация города и области.
Игорь ВАСИЛЬЕВ, директор детской спортивной школы «Виктория», председатель Профсоюза работников образования Советского района, Новосибирск
Комментарий
Зинаида ГРЕБНЕВА, начальник Управления образования Советского района Новосибирска:
– Ситуация сложная и неожиданная. Часть директоров воспользовались возможностью выплачивать людям хорошие деньги из стимулирующего фонда, не заглядывая в ближайшее будущее. Вижу, что и нам, районному управлению образования, нужно больше работать, помогать и разъяснять. Когда оказалось, что треть школ района не может выплатить в полном объеме зарплату за сентябрь, мы собрали у себя директоров, я лично с каждым провела беседу, будем работать дальше. Что означают все эти слова – «модернизация», «оптимизация», «реструктуризация»? Да то, что нужно учиться хозяйствовать. Приведу простой пример. Одна из школ района не смогла набрать десятые классы, то есть школьники, окончившие основной курс средней школы, после девятого класса либо ушли в другие учебные заведения, либо решили не продолжать обучение. Отсутствие старших классов – это меньшее число детей, соответственно меньше часов, меньше учителей нужно, ведь часть педагогов работали только в старших классах. В другой школе осталось всего менее двухсот детей. Конечно, сказалась общая демографическая ситуация. Было принято решение объединить эти две школы. Значит, вместо двух администраций будет одна, один коллектив педагогов. Вот и оптимизация состава. В другой школе набрали всего один первый класс вместо двух-трех. Это значит, что в будущем у них не будет профильного обучения, например. В связи с уменьшением числа детей меняется количество классов, деление на группы при изучении некоторых предметов, что ведет к пересмотру и перестройке учебных планов и нагрузок. С января 2010 года школы переходят на подушевое финансирование. Нам предстоит работать с каждым директором, каждым коллективом, чтобы люди были готовы к переменам.
Комментарии