Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В ногу со временем. От «накопления» знаний – к развитию личности ребенка

УГ - Москва, №38 от 20 сентября 2016. Читать номер
Автор:

​ТиНАО – динамично развивающиеся территории Москвы, где реализуются инновационные подходы в различных сферах жизни города. Не является исключением и система образования – новые территории столицы должны стать современным образовательным кластером, где будет происходить отработка эффективных моделей содержания образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций. Важнейшие задачи создания образовательного кластера ТиНАО продиктованы государственной программой города Москвы «Столичное образование», среди них: развитие сети и инфраструктуры образовательных организаций, максимальное удовлетворение запросов жителей на качественное образование, создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, использование современных IT-решений, повышение информационной открытости системы образования.

Решение этих задач основано прежде всего на переходе к новой системно-деятельностной парадигме, заявленной в федеральных государственных образовательных стандартах. От накопления знаний, умений, навыков – к развитию личности ребенка. От однообразия образовательной среды, монотонности учебного процесса – к смене видов деятельности, к высокой мотивации учения, к здоровьесбережению.Новая школа ТиНАО видится как школа эффективных педагогических технологий: проектной технологии, технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, игровой технологии, технологии мастерских, кейс-технологии, технологии интегрированного обучения, групповой технологии (моделей совместной деятельности).Особое место в новой школе занимает информационно-коммуникационная технология (и как ее возможная составная часть – педагогические модели, связанные с использованием коммуникаторов). Применение ИКТ в образовании обеспечит гармоничное развитие личности за счет формирования информационной культуры, умения ориентироваться в мировом информационном пространстве, использовать его ресурсы для саморазвития, послужит здоровьесбережению, позволит избежать непродуктивного расходования времени.Использование информационно-коммуникационной технологии невозможно без создания единой информационной системы (среды) образовательного кластера, которая обеспечит разработку, хранение, доставку цифровых образовательных ресурсов, активное взаимодействие участников образовательного процесса. Информационная среда позволит контролировать активность ученика на занятиях, позволит создавать и хранить коллекции работ каждого учащегося (портфолио): сами работы в цифровом формате и последовательные приближения к результату, образцы взаимодействия учащегося с учителями и сверстниками по совместному решению учебных задач, выполнению проектов, обмену знаниями.Использование информационно-коммуникационных технологий существенно изменит сам состав учебных действий школьника, по сравнению с традиционным образовательным процессом. Работая в информационной среде, школьник успешно освоит многие универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и дальнейшей успешной карьеры: поиска информации; отбора образовательных ресурсов, необходимых для решения конкретной учебной задачи; участия в учебном обсуждении, учебной дискуссии с использованием современных средств телекоммуникации; решения учебной задачи с использованием специального программного обеспечения; рефлексии, самооценки, оценки учебных успехов одноклассников. ИКТ могут быть эффективно использованы при обучении детей-инофонов.Одна из важнейших задач новой школы ТиНАО, которая также может быть решена с использованием единой информационной системы, – создание доступной среды для учащихся с ОВЗ, в том числе за счет применения очно-дистанционной формы обучения. В Москве на базе отдельных образовательных организаций уже накоплен большой опыт обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий – несомненно, лучшее из этого опыта может быть использовано и в ТиНАО. Использование дистанционных образовательных технологий позволит каждому ребенку с ОВЗ заниматься по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Все предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося. Дистанционные образовательные технологии позволят эффективно решить проблему общения детей с ОВЗ со сверстниками, социализации, творческого развития.Дистанционные образовательные технологии также могут быть использованы в период болезни ребенка, в период карантина, для выполнения домашних заданий, для консультирования учащихся.Еще одно важное направление развития новой школы ТиНАО – создание принципиально новой системы дополнительного образования детей на основе различных моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, использования наряду с очными формами элементов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Важнейшим концептуальным положением системы дополнительного образования детей станет позитивная социализация детей, предоставление ребенку максимальной свободы как в отношении выбора образовательной программы, темпа и времени ее освоения, так и в отношении возможности поиска себя – свободы входа в образовательный процесс и выхода из него без лишних объяснений и формальностей. Субъектный статус ребенка в сочетании с особым стилем взаимоотношений обучающего и обучающегося обеспечат безопасность для развития личности, возможность безболезненного перехода из мира детства в мир взрослой жизни; в рамках новой системы каждый сможет обрести опыт обустройства своей жизни в современном мире. Использование элементов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий привнесет свои важные преимущества: свободу местонахождения, возможность широкого привлечения национальных и мировых образовательных ресурсов, возможность одновременного обучения по разным образовательным программам.Виктор МЯЭОТС, заслуженный учитель РФ, методист школы №1788


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту