Перелистываем пожелтевшие страницы архивных документов периода создания Московского городского института усовершенствования учителей, предшественника ныне действующего Корпоративного университета московского образования. Сегодня сложно реконструировать реальные процессы, происходившие в системе народного просвещения столицы на фоне поиска молодой советской школой путей собственного развития, открытых судебных процессов над «врагами народа» и самой жизни предвоенного города. Однако документы свидетельствуют о серьезном внимании власти к школьному делу. Война, послевоенные десятилетия, «оттепель», эпоха застоя, перестройка и 90‑е, а затем новое тысячелетие – о системе переподготовки и дополнительном образовании педагогических кадров на протяжении 85 лет рассказываем в этом обзоре.
1931‑1939 годы
16 августа 1931 года Президиум Моссовета принимает постановление о введении обязательного обучения детей от 7 до 15 лет в школе, а от 15 до 17 лет – в фабрично-заводских училищах и техникумах. В 1932 году была поставлена задача перейти от школы-семилетки к школе-десятилетке. Уже в 1937 году в школах Москвы обучались почти 600 тысяч детей, причем свыше 200 тысяч – в пятых-седьмых классах и свыше 50 тысяч – в восьмых-десятых классах. В 1937 году в Москве было 118 начальных школ, 91 семилетняя, 413 школ-десятилеток.
В феврале 1938 года Президиум Моссовета рассматривает проблемы успеваемости школьников Пролетарского и Советского районов, отстающих от других районов города. Причины находятся в «неудовлетворительном руководстве учебно-воспитательной методической работой в школах со стороны директоров школ и роно». Тогда же и были определены важнейшие задачи для московского образования:
– работники роно должны знать своих учителей, вникать в их работу, обеспечивать передачу опыта лучших педагогов, сосредоточить всю методическую работу в школе;
– учителя, классные руководители и директора школ обязаны обеспечить на деле индивидуальный подход к учащимся, их успеваемость по всем предметам, организовывать при необходимости работу с отстающими, ввести в практику проведение педагогических советов, создать в каждой школе методический кабинет.
Президиум принимает решение «открыть в Москве с нового учебного года городской Институт повышения квалификации учителей, сосредоточив в его системе все мероприятия по переподготовке и усовершенствованию учительства».
22 апреля 1938 года при Мосгороно начинает работать Институт усовершенствования учителей (МГИУУ).
В МГИУУ были созданы факультеты: исторический, русского языка и литературы, географический, физико-математический, химический, биологический, иностранных языков, художественного воспитания, физической культуры, руководящих кадров школ и органов народного образования, учителей начальных школ.
Новый институт был размещен в центре столицы, рядом с Кремлем, в здании по улице Куйбышева, дом 8 (Ильинка). Позднее добавились помещения для занятий в Староконюшенном, Потаповском и Мерзляковском переулках.
Сразу же в институте стал формироваться высококвалифицированный состав преподавателей, многие из которых были видными учеными: философ Валентин Асмус, историки Павел Смирнов и Дмитрий Бабурин, теоретики советской педагогической науки Николай Константинов и Иван Свадковский, впоследствии действительные члены Академии педагогических наук РСФСР.
1940‑1944 годы
В сентябре 1941 года было принято решение «работу МГИУУ полностью свернуть». Из всех структурных подразделений МГИУУ продолжала работать одна лишь библиотека на Большой Полянке, дом 58. Вопрос о скорейшем возобновлении работы МГИУУ в течение 1942‑1943 годов неоднократно обсуждался в различных инстанциях. Сроки открытия переносились. Наконец 22 ноября 1943 года начались регулярные занятия в здании на Кропоткинской улице, 12.
В военные годы на 13 кафедрах (начальной школы, педагогики, русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, истории и Конституции, географии, военно-физической подготовки, черчения и рисования, иностранных языков, внешкольной работы) сотрудничали 71 доктор наук и профессор, 64 кандидата наук и доцента, 78 преподавателей.
Несмотря на тяжелые времена, речь шла не только о восстановлении в полном объеме системы повышения квалификации педагогических работников, но и о существенном дальнейшем ее развитии.
1945‑1957 годы
В послевоенное десятилетие в народном образовании Москвы произошло важнейшее событие – был завершен переход к всеобщему среднему образованию. К началу 1954‑1955 учебного года в столице была завершена вся подготовительная работа по объединению мужских и женских школ.
Не осталось в стороне развитие системы повышения квалификации в Москве. Продолжилась традиция приглашения на работу выдающихся советских ученых. Например, лекции учителям русского языка и литературы читали признанные корифеи филологической науки академики АН СССР Виктор Виноградов и Сергей Обнорский. О русской живописи учителям рассказывал академик АН СССР и действительный член Академии художеств СССР художник Игорь Грабарь. Семинары по музыке вел организатор и директор Московского хорового училища, ректор Московской консерватории Александр Свешников. Учителя истории имели возможность слушать лекции крупнейших ученых – академиков Бориса Грекова, Исаака Минца, Анны Панкратовой, членов-корреспондентов АН СССР Владимира Хвостова, Алексея Ефимова, ведущего специалиста по истории Франции доктора исторических наук Альберта Манфреда. Курс физиологии читали член-корреспондент АН СССР Хачатур Каштоянц и профессор Марк Кирзон.
К началу 1950‑х годов система повышения квалификации учителей в Москве вполне сложилась. Объем годичных курсов для учителей средней школы составлял 260 часов, для учителей начальных классов – 322 часа. В учебные планы МГИУУ начиная с 1947 года были включены в том числе логика и психология.
Опыт МГИУУ изучали иностранные коллеги. Институт посещали делегации из развивающихся стран и стран социалистического лагеря, а также европейских государств – Англии, Франции, Австрии, Швейцарии, Финляндии и США.
1958‑1966 годы
Принятый 24 декабря 1958 года Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» стал краеугольным камнем советской системы образования в этот период. Государство гарантировало гражданам бесплатное получение восьмилетнего образования вместо существовавшего ранее семилетнего.
Переход на восьмилетнее обязательное образование и организация различных типов школ начинались с 1959‑1960 учебного года и должны были занять 3‑5 лет.
27 мая 1961 года было принято постановление Совета министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков», которое предписывало «открыть дополнительно в 1961‑1965 годах не менее семисот общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках».
Все описанные выше процессы ставили новые задачи перед системой повышения квалификации учителей, которые могли быть реализованы при условии совершенствования материально-технической базы МГИУУ. В 1957 году институт получил здание в Авиационном переулке. В новом здании заново и очень быстро были оборудованы слесарная и столярная мастерские, кабинеты машиноведения и автодела, лаборатория электротехники при кабинете физики. При институте имелась также экспериментальная мастерская наглядных и учебных пособий. В 1955‑1956 учебном году был создан кабинет политехнического обучения. В 1960 году оборудован кабинет учебного кино. В 1963‑1964 учебном году открыты кабинеты воспитательной работы, педагогики.
Институт начал активно публиковать и направлять в школы свои разработки. В 1964 году увидела свет брошюра «О перестройке работы учителя», адресованная прежде всего партийным организациям школ. Оригинальный текст передает особенности времени: «Мы готовимся к важнейшему демократическому акту – выборности директора и завуча. Суть коллективного руководства школой мы видим прежде всего в том, чтобы не давать мысли учителя застояться, подогревать его творческий огонек, бережно поддерживать ценные начинания и рекомендации учителей, обобщать свой внутренний опыт».
1966‑1981 годы
В юбилейном, 1967, году (50‑летие советской школы) стояли задачи освоения новых учебных программ, введения факультативных занятий, перехода на трехлетнее обучение в начальной школе.
Решение этих задач нашло отражение в пятилетнем плане развития МГИУУ. В 1966‑1967 учебном году впервые созданы курсы для организаторов внеклассной и внешкольной работы, семинары по методике ведения факультативных занятий, курсы для учителей, которым предстояло перейти на новые программы в 1968‑1969 учебном году.
В справке «О работе по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров народного образования города Москвы в 1967 году» содержится информация о том, что в 1967 году в МГИУУ были обучены 23077 человек, из них окончили курсы 9596 человек, посетили семинары 9855 человек, лекции и консультации – 3626 человек. Продолжали учиться 12945 человек.
В 70‑е годы Академия педагогических наук СССР была главным партнером института. В 1973‑1974 учебном году в МГИУУ лекции читали 32 академика и доктора наук, 202 кандидата наук, такие как биолог Николай Дубинин, физики Исаак Кикоин, Виктор Зубов, Валентин Фабрикант, математик Андрей Колмогоров, психолог Петр Гальперин.
Совместно с обществом «Знание» были организованы городские семинары по современным достижениям науки, продолжалась работа университетов по распространению научных и педагогических знаний по предметам.
1982‑1991 годы
Во второй половине 1980‑х годов в учебный план школ было включено преподавание новых дисциплин «Этика и психология семейной жизни», «Ознакомление с окружающим миром», «Основы информатики и вычислительной техники». Развивалось и трудовое обучение. В 1986 году 80% старшеклассников проходили обучение в межшкольных УПК, где было около 400 цехов, кабинетов, лабораторий. Свои структурные подразделения в УПК имели 600 московских предприятий.
Еще надо отметить новое в этот период – зарождается видовое разнообразие общеобразовательных учреждений. В 1989 году в Москве открылись первые гимназии, лицеи и государственно-общественные школы.
В 1987 году с целью улучшения положения с изучением иностранных языков в столице был начат широкомасштабный эксперимент. В детских садах обучение ребят иностранному языку начиналось с четырех лет. В школах оно продолжалось с 1‑го класса. Были созданы специальные классы с 7‑го по 11‑й с углубленным изучением иностранного языка. По распоряжению Мосгорисполкома школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке стали называться школами с углубленным изучением иностранного языка.
Институт не остался в стороне. Для учителей иностранных языков институт разработал новые учебные программы, методические пособия. Особой популярностью у учителей пользовались курсы разговорной практики в объеме 36 часов.
В связи с введением нового предмета «Начальная военная подготовка» (НВП) в школы пришли новые учителя, в основном офицеры в отставке. Институт ежегодно подготавливал на курсах 216 человек в части основ педагогики, психологии и работы со старшеклассниками.
В конце 1980‑х годов стало востребовано изучение языков и культуры народов СССР. В 1989 году в 28 школах города были открыты 30 школьных и межшкольных факультативов по изучению десяти языков народов СССР. Институт обеспечил научно-методическое сопровождение изучения национальных языков, организовал курсы, сформировал городской методический кабинет по национальным языкам.
Приближались девяностые годы. Начался массовый уход учителей из образовательных учреждений города. Только в 1989 году сменили работу 4824 педагога, что в 2‑3 раза больше, чем в предыдущие годы. В связи с этим институт активно включился в работу с молодыми специалистами.
1 ноября 1991 года на основании приказа Министерства образования Московский городской институт усовершенствования учителей был преобразован в Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО). Ему была определена роль главной учебно-методической организации, обеспечивающей отрасль не только кадрами, но и методиками преподавания.
1992‑1999 годы
В самом начале 90‑х годов перед столичным образованием стояла задача элементарного выживания. Позитивную оценку и всестороннюю поддержку получает предложение руководителя Московского городского комитета по народному образованию Любови Кезиной о создании новой системы управления образованием. В соответствии с ней в городе создается Московский департамент образования, а в десяти административных округах начинают функционировать окружные управления образования, подчиненные департаменту. Главная проблема, которую должен был решить департамент, – это проблема кадров.
Были сделаны первые шаги в формировании системы непрерывного педагогического образования. В 1991 году центром этой системы становится МИПКРО. Был создан Клуб директоров. Именно в клубе стали вырисовываться контуры современной модели столичного образования, во многом определившей направления модернизации всего российского образования.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3226‑1 (первая редакция) основу содержательной деятельности образовательного учреждения должен составлять образовательный стандарт. В 1996 году было принято решение о разработке московского стандарта общего образования. Работа эта была поручена МИПКРО. Он совместно с окружными методическими центрами осуществлял комплексное методическое сопровождение школ при формировании образовательных программ, учебных планов, заказов на учебники и учебные пособия. В этот период педагогические коллективы получили большую степень самостоятельности, а учителям была предоставлена свобода творчества при составлении учебных программ. Только в 1996 году методические центры и МИПКРО провели экспертизу 635 авторских учебных программ.
2000‑2013 годы
В 2001 году на основании постановления Правительства Москвы от 19 июня 2001 года №537‑ПП и приказа Московского комитета образования от 27 июля 2001 года МИПКРО был переименован в Московский институт открытого образования (МИОО) с присоединением к нему средних общеобразовательных школ №169 и №179.
Структура МИОО унаследовала исторические достижения предшественников – МИПКРО и МГИУУ. С открытием аспирантуры в 2007 году данная структура включала в себя все уровни, начиная от общего и дополнительного образования для детей до образования послевузовского. Учебная деятельность института была направлена на создание комплексной системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки руководящих и педагогических работников образования города Москвы.
В это время в структуру института входили 2 общеобразовательные школы, 4 факультета, 38 кафедр, 29 лабораторий, 28 отделов и 25 профильных научных центров.
Кроме того, МИОО является базовой организацией по работе с одаренными детьми. Организуются и проводятся олимпиады, интеллектуальные соревнования, научные конференции в сотрудничестве с ведущими учеными.
С 2005 года МИОО был назначен головной организацией по проведению единого государственного экзамена. Организационную, информационную и техническую части сопровождала кафедра информатики. Проверку работ выпускников проводили предметные комиссии. Также МИОО поручают создание конфликтной комиссии и ее техническую поддержку.
С 2009 года ЕГЭ становится обязательным в качестве основного и вступительного. Годом раньше вводится экзамен для выпускников 9‑х классов – ОГЭ. Создаются предметные комиссии, председателями назначаются руководители кафедр МИОО.
Для проведения экзаменов нужна серьезная специальная подготовка учителей. Для этого в МИОО организуется курсовая подготовка по предметам с информационной поддержкой.
Важным направлением деятельности МИОО стало участие в международных проектах, организатором которых был факультет международного образования Московского института открытого образования (декан – Юрий Горячев, кандидат исторических наук).
С 2007 года на факультете открылась кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе».
За эти годы институтом совместно с другими организациями было проведено около 150 международных конференций, форумов, семинаров и круглых столов. Наиболее яркие из них – Форум школ русского языка дальнего и ближнего зарубежья, ежегодный сбор пушкинских школ.
2013 год – по настоящее время
В системе московского образования происходят кардинальные изменения. Изменена система финансирования образовательных организаций. Школа получила право самостоятельно определять приоритеты в расходовании средств. Формируются крупные образовательные комплексы, которые требуют новых управленческих решений. Стали проводиться обязательная независимая диагностика учеников и аттестация педагогов по результатам профессиональной деятельности по московской модели. Публичная аттестация руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций становится нормой. В рамках государственно-общественного управления во всех комплексах создаются управляющие советы и проводится их аккредитация. Все участники образовательного процесса становятся активными пользователями электронного журнала и дневника, которые являются составной частью Московской электронной школы.
Эти коренные изменения, безусловно, требовали наличия новых профессиональных качеств у школьных управленцев. Подготовить руководителей, соответствующих новым вызовам, было поручено МИОО.
В 2015 году ректором назначен доктор педагогических наук, доцент Алексей Рытов. Помимо разработки и ведения курсов повышения квалификации и переподготовки, тренингов, вебинаров, круглых столов в институте велась научно-исследовательская работа.
В 2018 году на основании распоряжения Департамента образования города Москвы от 12 февраля 2018 года №27р МИОО переименован в Московский центр развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО).
В стенах центра родилась программа переподготовки для руководителей образовательных организаций «Эффективный руководитель столичной системы образования». Инструментом оценки полученных руководителями знаний и компетенций стали управленческие проекты. Центру удалось решить задачу по подготовке действительно эффективных руководителей школ, но им должны были соответствовать управленческие команды в целом. Разрабатывались новые проекты: «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и «Классный руководитель – руководитель класса».
Большой популярностью пользовалось неформальное обучение, направленное на профессиональный рост. Например, такие проекты, как «Взаимообучение московских школ» и «Гостеприимные школы».
Еще одним инструментом, нацеленным на результат, стала аттестация руководящих кадров и педагогических работников. Организационное и методическое сопровождение этой процедуры осуществляет МЦРКПО.
Успехами Москвы в области образования заинтересовались другие регионы. И на Международном форуме «Город образования» в 2017 году прозвучало предложение о создании проекта взаимообучения городов – новой формы сотрудничества российских городов. Модератором нового проекта просили выступить Москву в лице МИОО, а позднее – МЦРКПО.
30 июня 2021 года на основании распоряжения Департамента образования и науки города Москвы №127р Московский центр развития кадрового потенциала образования переименован в Корпоративный университет московского образования, обучение в котором строится с учетом культурных кодов и ценностей системы образования города Москвы.
Лариса КУРНЕШОВА, Михаил ТИХОНОВ, советники директора Корпоративного университета московского образования
Комментарии