search
main
0

В ногу со временем

Педагогическое образование

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П.Семенова-Тян-Шанского – старейшее высшее учебное заведение региона, которое в этом году отмечает свое 70‑летие. Известность всесоюзного масштаба вуз получил благодаря липецкой педагогической школе – уникальному явлению, появившемуся в отечественном образовании в ХХ веке и связанному с именем К.А.Москаленко. В конце 50‑х годов прошлого века вуз фактически стал педагогической столицей СССР, куда приезжали учителя со всей страны, из государств Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Не менее значимыми для вуза стали имена выдающихся педагогов Сталя Шмакова, Николая Кузьмина, Олега Казанского.

– Сегодня у нас обучаются около 4,5тысячи студентов, ведется подготовка по 26 направлениям и 270 программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, – рассказывает ректор кандидат педагогических наук, доцент Нина Федина. – Мы постоянно обновляем портфель программ, чтобы удовлетворить запросы абитуриентов, учесть потребности региона и работодателей. В этом году новинками стали такие направления и профили, как «Математика и дополнительное образование в области цифровой экономики», «Физика и астрономия», «Публичная политика и социальные науки», «Зарубежное регионоведение», университетская «История» и другие. По-прежнему востребованным среди выпускников является гуманитарное направление: иностранные языки, социология, начальное и дошкольное образование, история и право, дизайн. Заметно вырос спрос на физическую культуру.

– Нина Владимировна, на сегодняшний день существует определенный дефицит педагогов отдельных специальностей. Что мешает ликвидировать его, расширив прием на соответствующие факультеты?

– Университет предлагает весь спектр профилей подготовки, в которых нуждается школа, и бюджетных мест у нас вполне достаточно. Проблема дефицита педагогов обусловлена другими факторами. Это, прямо скажем, невысокий престиж этой профессии, который связан с низкой зарплатой учителей, и отношение к ним в обществе. Смещение акцентов образовательного процесса от учителя в сторону ученика дало побочный эффект – исчезло безусловное уважение к педагогу. Наш труд нелегок и помимо работы с детьми связан с большим количеством бумаг и отчетов. Молодых педагогов пугают трудности становления, особенно на селе, большой процент учителей пенсионного возраста и обреченность работать на 1,5‑2 ставки.

– Способен ли педвуз повлиять на повышение статуса учителя в нашем обществе, и если да, то как?

– Мир быстро меняется, меняются дети, соответственно появляются и новые требования к квалификации педагога. Но специфика профессии такова, что главенствующую роль играет здесь личность учителя. Педагог находится рядом с ребенком все 11лет, зачастую проводя в сутки больше времени рядом, чем родители. Какими бы цифровыми технологиями мы ни обеспечили образование, он всегда останется носителем культуры, системы человеческих ценностей. И будущнго педагога мы ориентируем на то, что ему предстоит быть не транслятором знаний, а прежде всего личностью, умеющей создать для ребенка ситуацию развития. В тренде снова профильные классы, вот и наш вуз примет активное участие в создании и сопровождении педагогических классов, учащиеся которых уже сегодня выбирают профессию учителя.

– В последнее время многие говорят о программе «Земский учитель». Изменится ли каким-то образом система подготовки педагога в контексте реализации этой программы?

– Программа предусматривает социально-экономические меры поддержки, включая единовременные выплаты, которые, безусловно, заинтересуют многих выпускников вуза вернуться в свой район, может, и в свою родную школу. Это должно помочь решить кадровую проблему, а в перспективе повысить уровень образования на селе. Здесь мы тесно работаем с районными отделами образования, у нас учатся студенты по целевым направлениям с мест, они же и должны вернуться домой. Целевой прием гарантирует трудоустройство, а программа поможет обустроить жилье. Вуз в свою очередь обеспечит село квалифицированными специалистами, которые могут работать по нескольким профилям и в дополнительном образовании.

– Как в целом повлияло на работу вуза объявление новых нацпроектов?

– Нацпроекты, несомненно, станут мощным драйвером положительных изменений в науке и образовании. Правда, мы пока не ощутили эффекта, так как процесс только начинается. Но справедливости ради надо сказать, что роль гуманитарных вузов в них невелика. Нацпроект «Учитель будущего» предусматривает беспрецедентное оснащение школ современным оборудованием, внедрение новых систем, методов и технологий, модернизацию практически всех процессов, при этом учитель будущего – это выпускник педагогического вуза. А педагогические вузы работают со студентами зачастую на музейном оборудовании прошлого века. Уверена, что не должно быть технологического разрыва между вузом и школой.
 

– Каким вы видите будущее вашего вуза через год, 10, 20 лет?
– Трудно представить. Еще три года назад мы и не мечтали о том, что имеем сегодня. Многого удалось достигнуть, вуз сильно изменился. Сегодня у нас новое министерство. Мы просто должны идти в ногу со временем, быть внимательными к запросам общества, экономики, государства. Однозначно, мы будем стремиться к тому, чтобы закрепиться в пуле ведущих вузов в сфере педагогического образования, стать важным субъектом развития кадрового и научного потенциала региона. Конечно, видим себя в будущем современным, оснащенным, подросшим и востребованным вузом. Но самая большая мечта, чтобы учеба в региональном вузе стала престижной, чтобы все больше выпускников оставалось в родном регионе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте