search
main
0

В ней есть душа, но катастрофически не хватает свободных мест

Среди новейших педагогических технологий почти нет того, что не проросло бы в массовую практику здесь, в 130-й школе Академгородка. Ее коллектив десятилетиями помогал создавать гуманную педагогику и готовить кадры для Сибирского отделения Академии наук, для всей науки. Сегодня самой школе нужна помощь.

Давно вы были в 130-й? – неловко улыбаясь, спросил меня в приемной ректора немолодой профессор Новосибирского государственного университета.
– А что случилось? – я и впрямь не была там года два.
Основанная одновременно с Академгородком в девственном лесу физико-математическая школа с преподаванием ряда предметов на английском языке, 130-я всегда интересовала журналистов своими эвристическими, развивающими методами, новаторством звездных учителей, сотрудничавших с видными учеными, победами школьников в международных олимпиадах, конкурсами фантастических проектов, участники которых за эти годы стали известными учеными в самых современных отраслях науки.
Мне эта школа всегда особо была дорога своим интеллигентным стилем, духом напряженных совместных нравственных и научных исканий, демократизмом, яркими детскими праздниками, выплескивавшимися на улицы городка то карнавалом, то фестивалем искусств, то конкурсами неуемного детского творчества.
Помню свою беседу с директором школы, бывшим фронтовиком Николаем Ивановичем Тарховым, равным в общении и с ребенком, и с академиком:
– Главное – создать для учителя нормальные условия работы. Ведь все зависит от его личности, от его искусства и настроения: какие бы законы и постановления ни принимались, они бессильны, если учитель их не примет сознанием и совестью.
Но незаурядных личностей здесь с избытком. Учитель информатики Нина Садовская, кандидат наук, доцент, еще в 1972 году вместе с ребятами создала программное обеспечение для уроков русского языка. Пять ее выпускников работают теперь в “мозговом центре” компьютеризации у Билла Гейтса, а сотни их – в российской науке. В то же время учитель физики Самуил Литерат одним из первых начал разрабатывать теорию о “педагогических возможностях ЭВМ”, когда еще об информационных технологиях никто из ученых-педагогов речь не заводил. Писали мы и о феерических уроках физики молодого преподавателя Владимира Шелеста, объединявшего детский эксперимент с такими жаркими дебатами и “мозговым штурмом” в микрогруппах, что ребят из его кабинета невозможно было удалить никакими силами. Блистательный учитель русского языка Владимир Рудак, огорчивший университет тем, что не пошел в “чистую науку”, незадолго до ранней смерти своей сказал мне: “Я лишь недавно перестал стыдиться того, что я учитель: все друзья меня укоряли школой и соболезновали”. На таких людях, которые НЕ МОГУТ НЕ БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ по призванию, по сути своей, по страсти творить разумную, культурную жизнь, счастливое детство, взросла гуманная педагогика 130-й трехступенчатой школы-колледжа новой структуры, верной старой концепции развития.
В 96-м году здесь начал действовать интернет-класс, в котором учитель английского Нина Коптюг стала учить и детей, и учителей поиску друзей и партнеров по всему миру. Участие в международных образовательных проектах, конкурсах, конференциях стало массовым. Почти по всем отраслям знаний есть теперь в школе чемпионы международного класса, победители международных олимпиад, побывавшие в разных странах. Интернет освоили даже малыши, набивающиеся в кабинет по субботам. Через Всемирную паутину ребята пригласили к себе в гости австралийских студентов, решившихся путешествовать по России… на велосипедах. Через болота и горы, через тайгу и снега они прокатились от Румынии до Пекина, получив приглашение в Сибирь из 130-й школы.
– Там, в 130-й, сейчас столько нового! – убеждал меня профессор, чьи дети и внуки воспитаны в интеллектуальной и демократической среде знаменитой школы, а он, как и многие другие кандидаты и доктора наук, ведет здесь факультатив, пишет учебные пособия, участвует в научных конференциях школьников. – Впервые директором 130-й стала женщина – выпускница этой же школы, прекрасный преподаватель английского, много лет проработавшая завучем, Татьяна Дельфонцева. Там многие педагоги заняты научными исследованиями, хоть им денег за это не платят. Вместе с двумя другими учителями пришла сюда из соседней школы Светлана Коваль – заместитель директора по науке. Сама начала работать над диссертацией и других увлекает. Такое количество бесплатных для семьи кружков, студий, театров, факультативов – большинство детей в школе проводят чуть ли не весь день. Прекрасная столовая, необычный зимний сад с лианами, аквариумами во всю стену, террариумом и птицами – здесь все напряжение снимается за десять минут. И результат – победы на областных олимпиадах, ежегодно только в НГУ поступают более 70 человек – будущие научные кадры.
“Через не хочу” и “заставлю” – это не стиль 130-й. Каждый ребенок здесь чувствует себя любимым, долгожданным человеком, которого хотят обрадовать вкусным обедом, новой баскетбольной формой, веселым карнавалом, интересной книгой.
О каждом школьном дне можно писать отдельный очерк – так здесь интересно просто жить. Меня, признаюсь, особо потрясла библиотека. Огромный фонд литературы, прекрасный читальный зал на пятьдесят мест, уют и открытый доступ к любой информации (все это дополняет уникальная видеотека по любой теме урока). Тысячи томов научно-популярной и справочной литературы выстроены в читальном зале так, что по ключевому слову, по автору или по теме ребенок сам или с помощью взрослого (если вопрос туманно сформулирован) может найти любую информацию.
Организация информационного и правового пространства школы заслуживает научных обобщений и внедрения. Как отбирается информация, как красиво она подается – стоило бы поучиться управленцам всех рангов. И тут – свой стиль, свой компьютерный дизайн. На каждом этаже – свой блок информации и указатель, где что искать. На одном стенде – информация о режиме работы школы, все по минутам и на год вперед. …Второй стенд рассказывает об администрации и классных руководителях: имя, отчество полностью, фамилии, телефоны, номера кабинетов, расписание работы. То же – на другом этаже – по всем 50 факультативам, с аннотацией и режимом работы каждого. Стенды для родителей – здесь и оперативная информация, и справки, и консультации, и родительский университет. Например, стенд “Десять заповедей родителей”. Как все просто и ясно изложено: “Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Люби своего ребенка любым; неталантливым, неудачливым. Умей любить чужого ребенка, не делай ему то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему”.
Единственная заповедь с восклицательным знаком – “Не унижай!”
В рекреации средних классов размещен объемный стенд “Права и обязанности учащихся” (обсуждались по классам, утверждались Советом школы, состоящим наполовину из детей). Раздел под рубрикой “НЕЛЬЗЯ” включает всего 5 пунктов и открывается главным запретом: “Нельзя унижать человеческое достоинство, применять физическую силу или психологическое давление в межличностных отношениях”. Любые конфликтные ситуации – даже с учителем или родителями – разбираются специальной комиссией Совета школы. Доносы, докладные, интриги – все это исчезает в атмосфере гласности и доверия.
Учитель истории Татьяна Лысенко блистательно реализует программы “Дебаты” и “Критическое мышление”. Радость соединения свободной мысли, смелой фантазии и поэтического образа получают дети на занятиях с другим педагогом – преподавателем литературы Верой Дерендяевой, редактором оригинального, самобытного и искреннего альманаха “Петух”, по которому целые институты могли бы изучать особенности современного школьника. Коллектив недавно прошел аккредитацию: теперь это многопрофильный лицей имени Михаила Алексеевича Лаврентьева.
Я разговаривала с десятиклассницей, которая рано стала главой немалой семьи – умерла ее мама, математик, остались еще мальчики из младших классов. Они все учатся здесь, учатся прекрасно, побеждая в олимпиадах, конкурсах проектов, спартакиадах. Девушка говорит, что родным домом для них стала школа: в свою квартиру они приходят только ночевать. И такая душевная сила, такое человеческое достоинство было в моей собеседнице, что не возникало сомнения: человек зрелый, самостоятельный, ответственный.
…Чтобы культура и нравственность нации не исчезли, должны сохраниться такие чистые и мощные родники. Их надо оберегать законом – ради безопасности грядущего.

Галина ФРОЛОВА

P.S.

Да, 130-я, снова убедилась я, и сегодня на коне. Но вот беда: из-за своей популярности среди педагогов и детей школа переполнена. Теперь еще начали работать по программе 1-4, набрали шестилеток по приказу, хотя условий для них нет – начальная школа размещена на 4-м этаже, общая рекреация, общие звонки. В этом же здании расположена музыкальная школа! Начальные классы необходимо отселить в другое здание – санэпидстанция должна бы этого потребовать еще в прошлом году. По соседству есть бывший детский сад – проблему решить несложно. Но есть люди, которые считают, что от школы все равно нет сиюминутной прибыли, пусть терпит. А терпят дети – шестилетки в этом году все часто болели. Да и опасно им карабкаться на 4-й этаж, сидеть в переполненных кабинетах, где занятия плотно идут в две смены. Поговорите с директором. Ей в самом деле нужно помочь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте