Гостей в музее школы №1216 собралось немало. Юные экскурсоводы немного волнуются. Ведь они будут представлять экспозицию музея «Французский авиаполк «Нормандия – Неман» одному из ее участников. Волнуется и Юрий Филиппович Федорин, бывший авиамеханик полка. Он прибыл на эту встречу с ребятами из Мелитополя. Сопровождает в поездке 88-летнего ветерана войны внук Дмитрий.
Директор музея, заместитель директора школы Юрий Янович Ковальский, подбадривает гидов: «Не волнуйтесь, здесь все свои». Конечно свои: активисты музея, посланцы из других школ, где есть подобные экспозиции, учителя…
В школе №1216 музей, посвященный знаменитому полку, появился в 1965 году. Первый в столице музей подобного рода сумел собрать немало ценных экспонатов. Здесь хранится штандарт полка. Его подарила школе делегация французских летчиков. И еще особая гордость музея – уникальные занавеси на окнах. На них обозначен героический маршрут авиаполка «Нормандия – Неман» (1942-1945 годы). 18 художественных панно отражают основные этапы боевого пути славных летчиков. 1 сентября 1942 года в Раяке (Ливан) была сформирована 3-я истребительная группа «Нормандия» из 15 пилотов. Решение о ее создании принял генерал де Голль.
Юные экскурсоводы, сменяя друг друга, рассказывают со знанием дела о боевом пути авиаполка, его летчиках, механиках. Экскурсовод Лия Котолашвили наизусть цитирует слова генерала де Голля, сказанные в 44-м: «На русской земле, измученной так же, как и французская земля, тем же врагом, полк «Нормандия – Неман» поддерживает, показывает и приумножает славу Франции».
Отважно сражались и русские, и французские пилоты, многие из них награждены высокими наградами обеих стран.
На груди ветерана войны, бывшего авиамеханика полка Юрия Филипповича Федорина французские военные кресты соседствуют с орденами и медалями нашей страны. У панно «Советские механики» Юрий Филиппович задерживается, рассматривает фотографии коллег.
Первая русская зима уже показала, что французским техникам трудно обеспечивать постоянную готовность самолетов к вылетам. И их заменили нашими авиамеханиками.
– А вам трудно было? – спрашивает кто-то из ребят ветерана.
– А как вы думаете, в чем была главная трудность?
Юрий Филиппович держится бодро, ему не откажешь в чувстве юмора. И он сам отвечает на свой вопрос:
– Главная трудность была в незнании языка. Мой французский летчик знал два слова «хорошо» и «нехорошо». После вылета спросишь: «Ну как», – если ответит «хорошо», радуешься, а если нет – ищи, где оно, это «нехорошо». Ведь самолет не автомобиль, не свернешь на обочину, не исправишь. Малейшая неисправность в воздухе, тем более в бою, приведет к гибели самолета и летчика. Уже за столом в классе Юрий Филиппович рассказал об одном эпизоде, характеризующем отношения в полку.
При перелете с одного аэродрома на другой на малой высоте (было это над территорией Литвы) группа гитлеровцев обстреляла самолет. Была повреждена топливная система. Летчик де Сейн передал: «Мотор работает с перебоями, дышать нечем, пары бензина режут глаза». Командир полка передал команду на французском языке: «Бросай самолет, прыгай». Летчик ответил: «Не могу, в фюзеляжном отсеке механик Володя Белозуб без парашюта».
Де Сейн пытался посадить самолет, но безрезультатно. Оба друга погибли и похоронены в одной могиле. Ребята слушают внимательно. Лица их серьезны.
– А что вам запомнилось больше всего? – интересуется гид Лия.
– Конечно, же День Победы, – улыбается ветеран. – Это не передать словами.
Дорогой ценой далась Победа. 43 летчика погибли. Советское правительство, оценивая подвиги пилотов, подарило французским ВВС 40 самолетов, по числу летчиков, оставшихся в живых. И 15 июня 40 самолетов Як-3 с аэродрома Эльбинг, что в Пруссии, вылетели в Париж. А с ними на транспортных самолетах 30 советских механиков для обслуживания. Перелет Эльбинг – Париж прошел успешно. И 20 июня 1945 года 40 самолетов, выстроенные в струнку, пролетели над крышами Парижа.
Много дают такие встречи ребятам. Верно заметил Юрий Янович Ковальский, что музей – это прежде всего вот такие нужные всем встречи-подарки.
А Юрий Филиппович снова удивил всех, прочитав на прощание пронзительные строки: «В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых. Ну, а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить». Очень точные слова.
Комментарии