От того насколько среда, окружающая дошкольника, будет безопасной, во многом будет зависеть не только его интеллектуальное развитие, но и физическое и психологическое здоровье. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, воспитанники, родители и педагоги должны быть готовы к адекватным действиям при возникновении угрозы. Усвоение важнейших положений, касающихся поведения человека в окружающем мире, приспособление к нормам и правилам охраны своего здоровья и благополучия должны проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В определенной мере речь идет о необходимости прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке. Эту задачу, а также задачу подготовки педагогов ДОУ к формированию культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с использованием методов активного обучения, обобщения и трансляции передового педагогического опыта в области социального развития детей призвана решить стажировочная площадка «Ребенок и мир: формирование безопасного поведения», созданная на базе детского сада №2301, детских садов №1407 и 2403.В текущем учебном году более 200 педагогов проходят стажировку у педагогов-мастеров в очной и дистантной форме, осваивают эффективные приемы активного обучения, налаживают долговременные контакты для дальнейшего сотрудничества по конкретным направлениям повышения профессиональной квалификации. Научный консультант стажировочной площадки доцент кафедры дошкольной педагогики МГПУ М.Борисова и координатор проекта старший воспитатель детского сада №2301 Г.Глушкова курируют систему методических мероприятий для формирования у стажеров практических умений обучения детей способам оценивания мира и себя в мире с точки зрения выбора оптимального способа поведения. В рамках реализации проекта педагоги знакомятся с основными видами опасностей для ребенка-дошкольника, совершенствуют свои представления о содержании работы по формированию основ безопасного поведения детей, выполняют творческие проекты и защищают их. Реализация проекта идет в четырех направлениях: формирование основ витальной безопасности дошкольников (безопасность жизни и здоровья ребенка дома и в детском саду); основы социальной безопасности (умение предвидеть и адекватно реагировать на проблемные ситуации со взрослыми и сверстниками, поощрение заботы детей друг о друге); безопасность в природе; информационная безопасность (речь идет об информации, предъявляемой в разном формате: на печатных и электронных носителях, в сети Интернет).В программу курса включены тренинги «Что мне делать при пожаре?», «Зная азбуку «Ау», я в лесу не пропаду» и деловые игры «Технология первичной экспертизы при отборе и использовании игр и пособий в ДОУ», «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе», участие стажеров в разработке методических пособий, создании электронных книг и мультимедийных пособий для реализации образовательного процесса на современном качественном уровне. Педагогические коллективы детских садов – реализаторов программы стажировочной площадки активно делятся своими профессиональными находками по обеспечению комплексной безопасности детей в ДОУ. Старший воспитатель детского сада №1403 В.Герцова ознакомила стажеров с технологией организации учебной тренировки при возникновении ЧС, организовала обмен опытом с коллегами по вопросам обеспечения социального партнерства с сотрудниками ГИБДД И МЧС. По инициативе администрации детского сада №2403 был организован мастер-класс «Методика проведения мониторинга по формированию у детей основ здорового образа жизни», в основу которого легла авторская методика доцента кафедры специальной педагогики и специальной педагогики МГГУ имени Шолохова И.Новиковой.Создание безопасной среды в ДОУ – одно из наиболее важных направлений деятельности стажировочной площадки. Наработки педагогического коллектива детского сада №2301 в этом направлении поистине уникальны, их трансляция вызывает подлинный интерес у педагогов-практиков. Сотрудники учреждения не только соавторы проектов и моделей эксклюзивного коррекционного оборудования, но и разработчики дизайн-проектов комплексного оснащения групповых помещений детского сада мебелью и игровым оборудованием.По инициативе администрации ДОУ и заместителя директора по производству СПК №21 Виктора Палагина учащиеся колледжа под руководством мастеров производственного обучения С.Щулева и А.Кузяева на безвозмездной основе оснастили групповое помещение для детей старшего дошкольного возраста нестандартным, мобильным игровым оборудованием, разработанным по проектам сотрудников детского сада.При разработке этого оборудования учитывали каждую мелочь: от высоты и глубины полочек стеллажей и тумб до педагогически целесообразной комплектации открытых и закрытых секций, от привязки оборудования к конкретному пространству в группе до возможности динамичного изменения самого пространства с помощью этого оборудования.Основные материалы мероприятий СП, представляемые вниманию слушателей, публикуют на сайтах ведущих учреждений и рассылают участникам по электронной почте. Старший воспитатель детского сада №2301 Г.Глушкова ежемесячно готовит авторские игровые мультимедийные пособия, адресованные как родителям воспитанников, так и самим ребятам. Учитель-дефектолог А.В.Шалыгина на страницах личного сайта www.imommy.ru ведет актуальный диалог о безопасности ребенка дома с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Ее сайт содержит четыре раздела: «Диагностируем», «Развиваем», «Родителям», «Инвентарь», в публикуемых материалах взрослые оперативно получают достоверную и педагогически целесообразную информацию по вопросам, связанным с обеспечением безопасности своих детей в условиях педагогики семьи.Большинство мастер-классов для участников стажировочной площадки предусматривает не показ занятий по ОБЖ, а демонстрацию возможности организации обучения в развлекательных и игровых формах. Этому же способствуют выставки игр-самоделок с правилами, выполненных педагогами для поощрения детской самостоятельности и поддержания интереса к осознанному выполнению общепринятых норм и правил.З.КИРИЛЛОВА, заведующая детским садом №2301;Г.ГЛУШКОВА, старший воспитатель ДОУ №2301
Комментарии