Конкурс включает три этапа: учрежденческий, окружной и городской. Первый из них так или иначе затронул все педагогические коллективы, всех классных руководителей, которых в Москве насчитывается свыше 50 тысяч. В окружном этапе приняли участие 177 конкурсантов, 10 из которых стали “самыми классными” классными руководителями года в своих учебных округах и вступили в городской этап конкурса. Знакомство с ними доставило истинное наслаждение всем членам жюри и организаторам. Настоящее созвездие мастеров воспитания представляют собой наши конкурсанты! Все вместе они создают коллективный портрет современного классного руководителя.
Сергей ЕВТУШЕНКО
Золотые яблочки
Мой класс – моя семья, и мы стараемся жить по законам хорошей семьи, где все нужны друг другу. Первой моей задачей было создать дружный, сплоченный, активный коллектив. Я не боюсь слова “коллектив”. Многие считают, что он мешает развиваться личности, но для меня это не монолит, а соединение личностей.
Коллектив – это средство для достижения моей следующей цели: помочь ребенку достичь тех качеств, которые я хочу в нем видеть.
Честность и прежде всего по отношению к себе, а значит, и окружающим. Активность – стремление раскрыться. Субъективность – личное отношение ко всему происходящему вокруг. Трудолюбие – получение радости от достигнутого своим трудом. Самостоятельность – умение ориентироваться в сложных ситуациях. Патриотичность – любовь к Родине, гордость за нее. Это достигается через знакомство с историей родного города, судьбами и творчеством известных людей, народными праздниками, традициями.
В достижении этих целей мне помогает воспитательный процесс, который схематично представляет растущее дерево. Его почвой являются общечеловеческие ценности: красота, доброта, мир, нравственность, искренность, правдивость. Корни – опора на научные знания, вера в ребенка и философия. Камни, лежащие рядом с корнями, могут, с одной стороны, мешать росту, а с другой – помогать. Это жизненный опыт (мой и детей).
Необходимо восхищаться каждой идеей ребенка. Это нужно для поддержания его учебной и творческой активности. Следует создать климат доверия. Большую роль в этом играет семейное воспитание. С одной стороны, семья может помочь ребенку, развивая его и обогащая духовно, а с другой – мешать. Семьи живут в противоречивой общественной ситуации, где многие забывают истинные человеческие ценности. Как известно, ребенок подражает родителям. Значит, родители играют очень важную роль в социализации детей. Солнце, обогревающее дерево, – культура. Каждый лучик несет свою субкультуру: этническую, подростковую, семейную, культуру массовой информации. Река, дающая подпитку, – гуманизм (уважение, признание ценностей каждого человека). Ствол дерева – партнерские отношения между ребенком и учителем, где педагог и ученик равноправны. Рядом с деревом – я со своими педагогическими технологиями.
Первый созревший плод на этом дереве – коллектив. Как созрел этот плод? Во-первых, были созданы такие условия, чтобы детям было уютно и интересно находиться рядом друг с другом и со мною. Особое внимание уделялось исследовательской работе: она давала возможность самовыражаться каждому ребенку. Если ему сложно даются точные науки, это не говорит о том, что он не развит, ничего не умеет и не может быть лидером. Внеклассные мероприятия помогли сплотить ребят. Большое количество экскурсий, походов, интеллектуальных игр, викторин и классных часов обогатили духовный мир ребят и помогли мне достичь тех целей, которые я ставила перед собой.
На дереве есть созревшие яблоки – это результаты моего воспитательного процесса, то, чего мне удалось достичь. Зеленые яблоки – то, над чем я продолжаю работать. Цветы – мои задумки, которые превратятся в плоды.
Любовь КОЛЕСНИКОВА,
классный руководитель 7-го класса 1095-й школы
На буксире к музею
“Учитель создает нацию” – это древнее изречение справедливо в наши дни, как никогда раньше.
Основной целью моей работы является базовая программа “Путь к реализации главной жизненной потребности каждого ребенка – осознание себя полноценной личностью – чувствовать свою важность и значимость (чувствовать причастность к жизни школы)”. Реализацию этой программы, на мой взгляд, возможно воплотить через решение трех воспитательных задач:
Воспитание интеллектуальной состоятельности (помочь учащимся ощутить свою состоятельность в учебной деятельности).
Человек становится личностью благодаря развитию собственной индивидуальности. Это неповторимое сочетание не только характера, темперамента, но и способностей, развития интеллекта. Не секрет, что состоявшейся личностью может быть человек грамотный и образованный.
Традиционно каждый год наша школа проводит Олимпийские игры знаний. Так называемые “технари” работают в командах физиков, химиков, математиков. Каждому предоставляется возможность демонстрировать свои способности, самовыражаться в подготовке и выполнении творческих заданий. Команды литераторов и словесников традиционно показывают хорошую подготовку, компетентность и увлеченность литературой, читая стихи и отрывки из прозы, а также показывая сцены из драматических произведений.
В нашем классе создан учебный сектор, который не только подводит итоги успеваемости, рейтинг успевающих, но и помогает отстающим, поддерживает старую добрую традицию – “берет на буксир”.
Бесспорно, быть личностью и не обладать культурой невозможно. На классных часах я пытаюсь убедить ребят, что культура приходит к человеку через хорошее образование, искусство. Постоянно мы ходим в музеи, театры. Это повышает интеллектуальный и культурный уровень ребят. А краеведческий сектор самостоятельно разрабатывает маршруты последующих походов и экскурсий, подводит итоги посещения музеев и театров.
Воспитание коммуникативных навыков (учить строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками).
Я постоянно стараюсь вовлекать в участие в спектаклях, литературно-музыкальных композициях всех ребят без исключения, независимо от степени активности, эмоциональности, способностей. Планируя темы классных часов, считаю обязательным включать беседы, знакомящие с правилами человеческих взаимоотношений.
Воспитание саморегуляции личности (воспитывать желание вносить свой вклад в жизнь класса и школы, уметь самостоятельно оценить свою деятельность).
Нам удалось наладить в классе самоуправление. Каждый ученик входит в состав какого-либо сектора, занимающегося общественно полезной деятельностью. Это культмассовый сектор, краеведческий, трудовой, учебный, редколлегия. Каждый отвечает за успешную деятельность своей команды, не конкурируя, а стараясь честно и добросовестно вносить свой посильный вклад, будь то составление экранов успеваемости, занятия с отстающими, организация и проведение уборок, участие в общешкольных мероприятиях.
Елена ФЕДОТОВА,
классный руководитель 8-го класса 1874-го УВК
Бескорыстный аванс
Методы традиционной педагогики длительное время не ориентировались на психофизические особенности учащегося. Но для того чтобы правильно разобраться в причинах того или иного поступка, необходимо хорошо знать как психологию, так и физиологию каждого ребенка. Всегда нужно помнить, что перед вами уникальная личность со своими задатками, поэтому формы воспитательной работы могут быть только индивидуальными. Педагог должен знать и использовать такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Важно, чтобы воспитатель умел ставить себя на место ребенка, видеть происходящее глазами детей. Обязательно использовать принцип авансирования, т.е. подходить к воспитаннику с верой в его успехи. Чем больше взрослые поощряют самостоятельность, тем выше степень самореализации личности. Главным воспитательным результатом должно быть чувство уверенности ребенка в своих возможностях. Для этого воспитатель должен постоянно способствовать созданию ситуации успеха, причем во всем: в учебе, труде, спорте.
Цель моей работы – воспитание личности, способной строить жизнь, достойную человека, исходя из таких категорий, как добро, истина, красота. Необходимо ребенка научить делать выбор, за который он будет нести ответственность. Следует воспитывать у ребенка внимание и уважение к правам и интересам других людей, но важно постоянно заботиться и о том, чтобы дети упражнялись в проявлении этого уважения.
Воспитывать – это жить жизнью ребенка, любить его, помогать развивать свои способности. Педагог приходит к детям, чтобы проживать вместе с ними всю богатейшую палитру человеческих отношений.
Татьяна НИКАНДРОВА,
классный руководитель 11-го класса 629-й школы
Колумбы в подводной лодке
Один из великих мудрецов сказал: “Лев, родившийся львом, львом и останется, а человек, родившийся человеком, может им и не стать”. Наша задача – помочь ребенку стать человеком.
В своей деятельности я обращаюсь и к истокам славянской культуры, и к использованию возможностей клубной работы в “Школе выживания и приключений”, которой руковожу в течение 5 лет, и театральной педагогике (через постановку спектаклей и съемку художественных видеофильмов), и к литературному творчеству (выпуск классной молодежной газеты), и к великой силе искусства через посещение театров, музеев, выставок. Особое внимание уделяю пропаганде здорового образа жизни.
Все найденное и открытое психологией может быть успешно применено в воспитательной деятельности классного руководителя.
На первом этапе моей работы с классом было достаточно трудно установить взаимопонимание с детьми, организовать учащихся на мероприятия в силу их пассивности и низкого уровня потребностей (например, на “классные огоньки”, на экскурсии, в театры, музеи приходили 5-6 человек). Сейчас же класс представляет настоящий коллектив, где каждый ребенок чувствует себя личностью, способной влиять на выбор коллективной и индивидуальной цели, овладевшей опытом коллективной творческой деятельности, имеющей навыки общения со сверстниками и взрослыми.
На первом этапе воспитательной работы проводилась диагностика с целью выявления потенциальных способностей, психологических свойств и состояний личности, межличностных отношений. Анализ результатов позволил составить психолого-педагогический портрет каждого ребенка, разработать многолетний перспективный план воспитательной деятельности, а впоследствии и программу воспитания учащихся “Колумбы собственного Я”. Дальнейшие изменения в работе классного руководителя отслеживались с помощью различных диагностических методик, отражались в графиках, таблицах, позволяющих оценивать динамику роста и развития личности и коллектива. На основании выводов корректировались планы, определялся выбор нестандартных приемов работы. Так, одной из форм организации классного часа стал социально-психологический тренинг. Само согласие педагога “играть на равных” со своими учениками предполагает определенную готовность к диалогу, и взамен он сможет приобрести эмоциональный контакт с детьми, доверие, взаимопонимание. Базовыми методами тренинга являются коллективная дискуссия, ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Так, в классе проводились классный час “Глаза в глаза”, тренинг “Подводная лодка”, ролевая игра “Мафия”, упражнения “Войди в круг”, “Спасибо, нет!”, “Давайте знакомиться” и др. В основе любой тренинговой группы должны лежать доверительный стиль общения, персонификация высказываний, искренность, конфиденциальность. Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, и в руках педагога они могут стать действенным средством сплочения коллектива. Упражнения построены так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всех. Совместно решая конкретную задачу, участники постоянно стремятся к взаимопониманию и согласованию действий.
Сергей КИСЕЛЕВ,
классный руководитель 11-го класса 146-й школы
33 помощника
Не навреди! Это основной лозунг воспитателя и педагога. Его роль – фасилитатор, помощник. Основная цель – ребенок, его личность, развитие, нравственное, душевное и физическое здоровье.
Основные направления воспитательной деятельности:
изучение ребенка;
создание условий его саморазвития, самореализации, самовоспитания;
организация активной жизни детей;
обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Содержание воспитательной деятельности – диалог. Ее характеристика – эмпатия, принятие, конгруэнтность (полное соответствие) педагога самому себе, креативность – способность к творчеству, суггестивность, способность к рефлексии. Основной показатель успешности воспитательного процесса – комфортность для ребенка данной среды, его открытость и “незашоренность”. Способы достижения цели – создание коллектива-социума, в котором это становится нормой, коллектива, в котором создана комфортная (на мой взгляд, она должна быть домашней) атмосфера.
Формы реализации воспитательной деятельности:
– традиционные, общие для всех – классный час, беседа, экскурсии, постановка спектаклей, выпуск газет;
– индивидуальные, особенные для каждого воспитателя – семейные вечера, формирование традиций коллектива (выпускные пикники, праздники, день рождения класса, классная форма и эмблема, книга рекордов нашего класса, весенние поездки по Золотому кольцу, походы, предполагающие совместное проживание детей, родителей и учителей, фильмотека и фотоальбомы о классе, кондуит (анкеты, сочинения, фотографии, собранные в отдельную папку), классный альманах, классные папы, мамы, братья и сестры).
Норма и необходимое условие успешной воспитательной деятельности – тесные связи с семьей ребенка, вплоть до дружеских. Работа строится по принципу: “Узнать – понять – принять – жить вместе”. Решение всех вопросов у нас проходит коллегиально: воспитатель, дети, родители.
Ну а итогом работы (мечты педагога) должен стать класс – большая семья, где каждый был бы самим собой и знал, что рядом есть 33 надежных друга и помощника.
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ,
классный руководитель 8-го класса 1260-й школы
Есть национальная идея!
Ориентиром сегодняшнего образования и воспитания, на мой взгляд, должна быть та цель, ради которой и существует сама система образования, а именно – сформировать личность, которая может не только жить, но и реализовать себя в сложном социальном, экономическом и политическом пространстве.
Начнем с качеств, которые помогут ребенку адаптироваться в рыночном экономическом пространстве: высокая требовательность к себе и другим, уверенность в своих силах, предприимчивость, опора на свои силы, умение справляться с трудностями, умение видеть перспективу и прогнозировать ситуацию, способность к смене деятельности и самообразованию, трудолюбие, умение правильно организовать работу, развитие правосознания, хорошее образование, внешняя и внутренняя культура.
Качества, которые должны вырабатываться в демократическом обществе: потребность политической и демократической свободы, требовательность к власти и государству, активная жизненная позиция, политическая грамотность, законопослушность, компромиссность, уважительное отношение к окружающим, чувство собственного достоинства, патриотизм, уважение к представителям иных национальностей, разумный индивидуализм, гуманизм.
Качества, необходимые для создания благоприятного психологического климата в семье: уважение друг к другу, ответственность за свои слова и поступки, взаимопомощь и взаимоподдержка, деликатность, терпение и компромиссность, оптимизм, здоровый образ жизни.
Качества, которые помогут в общении со сверстниками, позволят удовлетворить духовные потребности: диалогичность, умение слушать другого, умение противостоять группе, уважение к другой личности, ее позиции, требовательность к себе и другим, ответственность, высокая нравственность, стремление к творчеству и самосовершенствованию.
Естественно, школа не может и не должна в одиночестве решать такие масштабные и сложные задачи. Они приобретают государственный, национальный характер. А отсюда, видимо, и вырисовывается национальная идея, которой так не хватает нашей власти и ее чиновникам и которая так хорошо видна нам – педагогам: воспитание здоровой нации, способной к прогрессивным переменам (реформам), к упорному и благотворному труду для себя и в интересах Отечества, нации, обладающей высокой нравственностью, культивирующей общечеловеческие ценности.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, постоянном взаимодействии управляемого и стихийного, осознанного и интуитивного. Это непрерывный процесс, в отличие от педагогического воздействия, которое протекает в определенных временных рамках. Успех воспитания во многом зависит от педагогической позиции и целевой установки учителя. В наши дни, когда задача состоит в том, чтобы хорошо обучать и воспитывать каждого ученика, главным объектом педагогической заботы становится личность ребенка. Современный ученик таков, каким его видит воспитатель. Ребенок как бы поворачивается к нам то одной, то другой стороной своей личности, активно реагируя на отношение к нему взрослого. Если воспитатель подходит к воспитаннику с оптимистической гипотезой, то чаще всего ребенок поворачивается своей лучшей стороной. Если же взрослый заранее предполагает в ребенке нерадивость, разболтанность, строптивость, воспитанник “выдает” то, чего от него ждут.
Спланировать воспитательную работу с классом – значит прежде всего продумать и спроектировать развитие коллектива. “Мероприятия” здесь играют служебную роль, одной деятельностью человека не воспитаешь. Необходимо организовать триединство: деятельность, общение, отношения. Тот коллектив совершеннее, где наряду с разумной деятельностью созданы гуманные, высоконравственные внутриколлективные отношения, где каждый ребенок занимает благоприятное положение в системе этих отношений.
Лариса КАРАКОВСКАЯ,
классный руководитель 7-го класса 624-й школы
И “об этом”, и о том
Мой класс – мои помощники. У нас работает актив, который следит за успеваемостью, оказывает помощь в учебе. Мы участвуем в трудовых рейдах – озеленении города. Быть вместе – значит лучше знать и понимать друг друга. Как классному руководителю мне нужно все знать о ребенке: его интересы, отношения с товарищами и родителями. Чтобы найти ответы на вопросы моих учеников, приходится консультироваться со школьным психологом. Огромную помощь в работе оказывает кафедра социальной работы РАО. Часто приглашаю в класс специалистов, которые, например, для девочек провели беседы на тему “Об этом”, где в непринужденной обстановке они не только слушали, но и задавали вопросы, получали советы и рекомендации.
За время работы в классе я заметила, что мои ученики стали доброжелательнее относиться друг к другу, научились радоваться за себя и других, понимать чужую боль. Я смело могу сказать, что мой 11-й “А” стал коллективом.
С каждым годом, прожитым в школе, с каждым новым учеником я все больше и больше понимаю, что процесс воспитания сложный, динамичный, требующий постоянного самоанализа. С этими ребятами у меня все сложилось, чувствую, что сумела завоевать авторитет, доверие и любовь, а это и есть высшая оценка работы классного руководителя.
Татьяна ЗАРЕЦКАЯ,
классный руководитель 11-го класса 605-й школы
Песчаная россыпь или Алый парус?
Вот три кита, на которых строится структура коллектива – уровень его сформированности, состояние взаимоотношений и положение каждого в системе этих отношений.
Какие же существуют методы изучения уровня сформированности коллектива? Мы предлагаем методики “Что важнее” и “Сколько голов, столько умов”. Они позволят выяснить единство общих ценностей в классе.
“Что важнее”
Ребятам предлагается 35 качеств, показывающих отношение к учебе, стиль работы и поведения, организационные навыки, отношение к себе и сверстникам. Каждый выбирает 5 качеств, наиболее, по его мнению, важных. Затем в списке класса против фамилии каждого отмечаются выбранные качества, и учителю становится ясно, какие ценности в классе преобладают и как велико количество общих ценностей.
“Сколько голов, столько умов”
Ребятам предлагается ряд известных пословиц и поговорок, они должны отметить плюсом те, с которыми согласны. По количеству наиболее предпочитаемых или отвергаемых пословиц можно судить о преобладающем настроении, стиле группы, составить прогноз того, что будет определять развитие взаимоотношений, спланировать направления воспитательной работы. Мы сообщаем ребятам результаты, просим высказать свое мнение о тех пословицах, оценки которых у большинства совпали. Затем постараемся “столкнуть” в обсуждении тех ребят, у которых оценки противоположны. А через несколько недель вновь раздаем детям список пословиц, но напротив наиболее предпочтительных ставим минусы. Ребятам сообщаем, что многие после обсуждения пересмотрели свою точку зрения, и просим вновь оценить пословицы. Так можно увидеть, насколько подвижна оценка ребят под влиянием “подставной группы” и насколько они следуют идеалам коллектива.
Удовлетворенность своей группой изучается при помощи анкет “Идеальный класс”, “Образ коллектива”. В первом случае ребятам дается 30 качеств идеального класса, и они должны расставить их по приоритетным местам. Затем по тем же качествам они оценивают свой класс.
Для определения образа коллектива ребятам предлагается сравнить свой класс с пятью известными образами – Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус и Горящий факел – и написать сочинение о том, с каким из образов они связывают свой класс и к чему их коллектив должен стремиться.
Для изучения личных отношений в классе используются различные формы социометрии.
Затем, обобщив данные нескольких методик (ведь один метод сам по себе может не дать объективной картины), мы можем судить о степени сформированности коллектива.
Галина АФАНАСЬЕВА,
классный руководитель 11-го класса 887-й школы
Как вам помочь?
Добиться желаемого результата в организации воспитательного процесса очень сложно, необходимо иметь совокупность идей, на которые можно опереться.
1. Уважение личности. Я стараюсь каждому ребенку показать, что он необходим коллективу, в котором все находятся на равных правах. Своей основной задачей считаю распознание и развитие того лучшего, что заложила в ребенке природа. Для этого провожу анкетирования, индивидуальные беседы с ребятами и их родителями, советуюсь с психологом.
2. Ребенок и общество. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь ребенку разобраться в проблемах времени, найти и понять себя, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром. В этом мне помогают деловые игры, уроки-диспуты, классные часы (“Кто я в этом мире?”, “Умеем ли мы дружить?”, “Этикет в повседневной жизни” и др.).
3. Культурные и духовные ценности. Поднятие культурного уровня учащихся – одна из основных составляющих воспитательного процесса. С этой проблемой я столкнулась как только пришла в этот класс. За два года мне удалось изменить ситуацию. Причем особое внимание в этой работе я уделяла традициям нашего народа, изучению исторического прошлого. К каждой нашей поездке, будь то посещение театра или выставки, мы готовимся заранее: подбираем материал по теме экскурсии, читаем произведения, а после делимся впечатлениями об увиденном.
4. Ребенок и его семья. Именно в ней закладываются основы личности, поэтому очень важно сотрудничество школы и родителей. Знакомство с бытом, традициями, проблемами, уровнем культуры и образованности семей помогает мне находить правильный индивидуальный подход к каждому ученику. Я стараюсь привлечь родителей к жизни класса. Таким образом, у них появляется возможность наблюдать за своими детьми в другой обстановке.
5. Любовь и милосердие. Мир жесток, поэтому классный руководитель должен прививать детям любовь к ближнему, умение сострадать и сопереживать. В нашей школе есть музей боевой славы, и ребята принимают активное участие в его работе: пишут письма и поздравительные открытки ветеранам, переписываются с ребятами из других школ, где тоже есть подобные музеи.
6. Самосовершенствование, поиск новых идей, анализ и самоанализ. Работа классного руководителя требует полной отдачи. В то же время это постоянный поиск новых идей и самосовершенствование. Поэтому, прежде чем что-то требовать от детей, я задаю себе вопрос: “Как я могу помочь вам?”, “Что могу вам дать?”, “Как и чем увлечь вас?”
Ирина БЕССОНОВА,
классный руководитель 8-го класса 698-й школы
Не бойся, я с тобой
На многочисленных “круглых столах” на вопрос: “Что лежит в основе вашей воспитательной деятельности?” я всегда отвечаю: “Любовь к детям, искренняя и неподдельная, ибо дети всегда чувствуют фальшь, а кроме того, отношение к ученикам своего класса как к собственным детям”. Я решила для себя никогда не жаловаться на судьбу, стеная по поводу падения нравственности, разрушения идеалов, а просто самой следовать высоким моральным принципам, основанным на вечных ценностях, имеющих общечеловеческое значение, и учить этому детей. Человечество погибнет, если не сумеет воспитать в молодежи отношение к человеку как высшей ценности. Только очень недалекие люди не понимают, что воспитание молодого поколения – это та область, где каждая вложенная копейка принесет небывалую прибыль в будущем.
Не буду оригинальной, если скажу, что в деле воспитания нет мелочей, воспитывает абсолютно все. Моим ученикам посчастливилось приходить в школу, где всегда чисто, уютно и тепло, где дети окружены заботой и вниманием. И ребята готовы отвечать тем же. Мне же остается только не забывать ежедневно давать им возможность проявлять свои лучшие качества. Любой общественно полезный труд на благо всех рождает у детей чувство сопричастности к созданию достойных условий проживания в нашем общем доме. А главное – у ребят появляется стимул сделать эту общую жизнь более насыщенной, разнообразной, интересной и радостной. Добиться этого не так просто, но можно. Надо лишь очень захотеть, не жалеть ни сил, ни времени, ни души, быть соучастником всех дел, вместе с ребятами мечтать, творить, созидать.
Свою работу с детьми в начале каждого учебного года я начинаю с небольшой анкеты: кто чем увлекается, чем бы каждый хотел заняться, куда сходить, что узнать и увидеть. Становится понятно, в чем каждый из моих ребят сможет себя проявить наиболее полно. Так рождаются планы индивидуальной работы с учениками. Ведь в каждом ребенке есть то единственное, яркое, присущее только ему, за что можно уважать, чем восхищаться. Найти в каждом ребенке это зернышко, помочь раскрыться – одна из важнейших моих задач. Я понимаю, что, только создавая ребенку атмосферу и ситуацию успеха, можно дать ему почувствовать собственную значимость, уверенность в своих силах. Большой помощницей в этом стала для меня простая школьная сцена. Ведь это она воспитывает такие качества, как ответственность, добросовестность, внимание, память, чувство меры и уважение к товарищам. Сцена обязывает нести радость своего творчества, свой талант другим людям, доставлять им удовольствие. Я уверена, что только благодаря участию в самодеятельных спектаклях, инсценировках, капустниках мои дети стали более раскованны. Многим это помогло в учебе, научило безбоязненно выходить к доске, преодолев в себе барьер неуверенности.
Ирина КОЛЕСНИКОВА,
классный руководитель 9-го класса 1508-й гимназии
Комментарии