Окончание. Начало в N16
В процессе обучения хоровому пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных слуховых соотношений. Другие органы чувств – зрение, мышечное чувство – дополняют, усиливают слуховое восприятие.
Так, сочетание слухового и зрительного восприятия осуществляется в том случае, когда во время пения я показываю высоту звуков, поднимаю руку вверх на высоких звуках и опускаю ее вниз на низких.
Первое, что должны понять дети, – это значение дирижерского жеста. Вместе с рассказом об этих жестах и их показом следует добиваться в пении выполнения того, что показывает жест дирижера. Для этого я использую, например, игру “Большие и маленькие шарики”. Когда игра освоена, через несколько уроков ввожу игровой прием “Сами собой управляем”, где предлагаю детям самим показывать рукой жесты дирижера.
С детьми среднего звена играем в игру “Рука рисует мелодию” – дети разучивают песню по фразам, показываю звуковысотность, направление движения звуков: постепенно, с поворотами, скачком.
Основной прием наглядности на уроках хора – это образец исполнения песни педагогом по принципу “Делай, как я”. Некоторые образцы, которые встречаются в песнях, можно предварительно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Немаловажное значение имеет мимика хористов, которую мы упражняем в игре “Угощение”.
Наглядность в обучении пению, использование игр повышают интерес детей к уроку, способствуют развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен. Чем многообразнее будет проводиться такая работа, тем лучшие результаты она даст.
Принцип сознательности тесно связан с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью. Знания и умения считаю усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и школьники могут их передать словами.
Для развития у школьников активности мысли на уроках хора рекомендую использовать прием, когда одна подгруппа детей поет, а другая слушает и следит за тем, правильно ли исполняется песня, кто спел неправильно, то при таком приеме дети не только смотрят и слушают, но и думают, анализируют, оценивают исполнение своих одноклассников.
На своих уроках стараюсь воспитывать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети не только знают, но и понимают, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направляют соответственно свой голос; как надо открывать рот во время пения, почему необходимо соблюдать осанку, сидеть прямо, не сутулясь; зачем нужны те или иные упражнения.
Принцип прочности, закрепления. Выученные на уроках хора песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять.
Закрепление песенного репертуара – не просто механическое повторение, а сознательное его воспроизведение. При повторении подвожу детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. В работе с детьми в начальной школе необходима частая смена заданий, поэтому я использую метод “быстрого ведения урока”, потому что на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. Не следует очень долго задерживаться на ее разучивании, полезно взять другую и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми познакомились дети на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии нужно вернуться к первой песне, но уже на более высоком музыкальном уровне доучить ее.
Обучение на уроках проводится с группой детей. Но при этом мною осуществляется индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда хормейстер работает с одним ребенком, оставляя других пассивными наблюдателями.
Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слаборазвитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительной, к другим, наоборот, более требовательной, но к каждому стараюсь найти свой путь воздействия.
Для повышения художественно-технического уровня хористов с ярко выраженными способностями необходимо индивидуальное обучение пению.
Формирование вокальных навыков
Певческая установка
Прежде чем начинать хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, так как от этого зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата.
Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, руки опущены. В положении стоя дыхательные мышцы работают естественно, эффективно, и звучность пения улучшается.
Разучивать песни рекомендуется, сидя на краю стула, спина прямая, руки свободно лежат на бедрах, ближе к туловищу. Ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок – это ведет к неправильной манере пения.
Дыхание
В пении оно имеет исключительное значение: от него зависят сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным и бесшумным, чтобы работали мышцы живота и нижних отделов грудной клетки.
Вдох – короткий, энергичный с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и служит предпосылкой одновременного вступления хора.
Выдох – постепенный, равномерный, продолжительный.
Оттачивать технику дыхания следует на музыкальном материале на всем протяжении деятельности хора.
Интонирование и звуковедение
Развивая музыкальные способности детей, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование – фундамент хорового пения.
Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, таким образом представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшивя, спеть. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, “слушать тишину” (неумение сосредоточиться на звучании – одна из причин фальшивого пения).
В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом; встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога приблизительно в течение одного года. Бывают и такие дети, у которых координация появляется лишь через 2-3 года регулярных планомерных занятий.
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс “пиано” можно использовать в хоре как метод работы над трудными интонационными местами в песне. Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Полезно детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения.
Другая причина фальшивого пения и даже “гудения” объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – си- и ми- бемоль. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Педагог своими пояснениями, путем создания образных ассоциаций, должен помочь детям (надо спеть высоко, как птичка; пропищать, как мышка, и т.п.)
Используя в распевках, упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться при регулярных хоровых занятиях прекрасных результатов.
Дикция и артикуляция
Большое значение имеют артикуляция и дикция, которые в пении отличаются от речевого произношения. Согласные выговариваются быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Пение гласных должно происходить в единой манере звучания, быть протяжным и напевным. У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат пассивен и вял. Развитие четкой работы нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком имеет огромное значение для воспитания правильного пения.
Ольга РАЗИНА,
преподаватель музыки и хора
Вышний Волочек
Комментарии