search
main
0

В Москве прошел международный конгресс “Молодые профессионалы”

В октябре этого года отечественной  системе профессионально-технического образования исполнилось 80 лет. За эти годы был пройден большой путь: от курсов и школ ФЗУ до современных образовательных учреждений. А если посмотреть вглубь нашей истории, то можно увидеть, что зачатки современной системы профессионального образования были заложены еще при Петре I  более трехсот лет назад. И на каждом этапе  развития профессионального образования стояли свои задачи, которые диктовала растущая  экономика страны.

Фото: edu.gov.ru

В настоящее время две трети занятого  населения России составляют рабочие кадры и потребность в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена с каждым годом  только возрастает. При этом многократно повышается уровень требований к квалификации работников, поскольку экономика страны стремительно меняется и выходит на новый цифровой уровень. Какой должна быть система СПО  ХХI века и как она должна реагировать на новые запросы экономики – обо всем этом шла речь на международном конгрессе “Молодые профессионалы”, который прошел 17-18 декабря  в Москве под эгидой Министерства просвещения.

Центральным мероприятием конгресса стала пленарная сессия “Стратегия развития среднего профессионального образования до 2030 года”. Участники говорили о том, что очень важно  понимать, как живут и развиваются образовательные организации СПО в нашей стране. И для этого необходимо   каждый год встречаться ведущим экспертам, преподавателям, специалистам профильных министерств и ведомств, подводить итоги и ставить новые задачи.

Первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко отметил, что эффективное развитие системы профессионального  образования  подтверждается ростом его популярности и повышением престижа рабочих профессий среди молодежи. Сегодня в России функционирует 3642 организации, реализующие программы СПО, в которых обучается более трех миллионов человек.

“Мы уделяем особое внимание улучшению инфраструктуры, повышению уровня материально-технической оснащённости колледжей и техникумов, созданию мастерских, соответствующих современным международным стандартам. В соответствии с федеральным проектом “Молодые профессионалы” нацпроекта “Образование” всего до 2024 года должны быть обустроены 5000 современных мастерских”, – сказал Дмитрий Глушко и сомневаться в этом не приходится: ежегодно из федерального бюджета выделяется 4.5 млрд на создание профессиональных мастерских, оборудованных по последнему слову техники.  Не отстают в этом вопросе и регионы вместе с работодателями, внося свою посильную лепту.

Технический директор Союза “Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)” Алексей Тымчиков в своем выступлении  отметил, что колледжам важно чётко ориентироваться в том, какие кадры сегодня востребованы: “Все обучение должно завершаться демонстрационным экзаменом с обязательной выдачей цифрового паспорта и созданием цифрового портфолио, которое объединяет все успехи человека и включает описание квалификаций, которые человек получил”, – резюмировал он.

Директор московской школы №1155 Татьяна Морикова отметила, что для более тщательного выбора будущей профессии очень важна ранняя профориентация.  “Обучение в школе это то время, когда ребятам  можно экспериментировать  во всем, что связано с их  будущей профессией,  с правом на ошибку и при этом без серьезных последствий, – сказала Т.Морикова, – Поэтому мы начинаем  профориентационные мероприятия с дошкольного уровня в рамках программ дополнительного  образования. В этом году мы стали участниками чемпионата профессионального мастерства для младших школьников “KidSkills”. Чемпионат вызвал большой интерес как у детей,  так и у родителей. Так же наши дети принимают участие в таких познавательных проектах, как: “Суббота московского  школьника”, “Профессиональная  среда”. Очень ценно, что в рамках этих проектов ребята могут посещать вузы и колледжи,  знакомиться с преподавателями и оценивать уровень  технической базы, посещать кружки и мастер-классы. Как итог – устойчивое  повышение интереса к организациям среднего профессионального образования”.

Лучше всего о росте популярности профтехобразования говорят следующие цифры: в 2020 году количество молодых людей, решивших обучаться в колледжах, увеличилось на 150 000 в сравнении с прошлым годом. Причин этому несколько. Во-первых, средне-технические образовательные учреждения постоянно мониторят рынок труда и  вносят в учебные программы самые востребованные компетенции. Популяризации рабочих специальностей способствуют и  проведения различных профессиональных  чемпионатов и соревнований.

В 2012 году Россия присоединилась к международному движению WorldSkills и стала принимать участие в мировых первенствах по профессиональному мастерству. И если наш первый опыт оказался не совсем удачным – в 2015 году сборная России в Сан-Пауло заняла лишь 14-е место, то в 2017 году в Абу-Даби наша команда  заняла уже более почетное 5-е место. А еще через два года в Казани состоялся триумф наших ребят, уступивших в ходе напряженной борьбы только сборной Китая. По результатам чемпионата российской сборной удалось завоевать 22 медали, из них: 14 золотых, 4 серебряные и 4 бронзовые медали, а также 25 медальонов за профессионализм.

Нелишним будет напомнить, что золотые медали за первое место получили участники нашей  сборной  по компетенциям: “Администрирование отеля”, “Визуальный мерчандайзинг”, “Изготовление прототипов”, “Изготовление изделий из полимерных материалов”, “Информационная безопасность”, “Лабораторный химический анализ”, “Печатные технологии в прессе”, “Поварское дело”, “Ремонт и обслуживание легковых автомобилей”, “Сварочные технологии”, “Сухое строительство и штукатурные работы”, “Флористика”, “Холодильная техника и системы кондиционирования” и “Ювелирное дело”.  Вторые места и серебряные медали завоевали конкурсанты по компетенциям: “Информационные кабельные сети”, “Обслуживание авиационной техники”, “Парикмахерское искусство” и “Электромонтаж”. Бронзовыми медалями наградили за третье место участников сборной России по компетенциям: “3D-моделирование для компьютерных игр”, “Мобильная робототехника”, “Облицовка плиткой” и “Экспедирование грузов”. И Россия уверенно идет к новым победам, о чем говорят результаты двух крупных турниров, прошедших в этом году внутри страны: чемпионата “Молодые профессионалы” по стандартам WorldSkills и чемпионат для лиц с инвалидностью и ОВЗ Абилимпикс.

Фото: edu.gov.ru

Можно с уверенностью  говорить о том, что в нашей стране  сегодня на достаточно высоком уровне идет подготовка квалифицированных специалистов по самому широкому спектру профессий – от информационной безопасности до строительных специализаций  и парикмахерского искусства, и Министерство просвещения постоянно вносит новые коррективы в эту работу, с целью сделать профессиональную  подготовку более качественной и адресной.

Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального  образования и профессионального обучения Виктор Неумывакин особо остановился на вопросе синхронизации подготовки рабочих  кадров в субъектах федерации. “Десять  регионов уже  участвуют в пилотном проекте по учету потребностей  предприятий  малого и среднего бизнеса в формировании контрольных цифр приёма по тем или иным специальностям, – отметил В.Неумывакин, – В дальнейшем планируется распространить этот опыт на всю страну. Так же будет продолжен проект реализации регионального  стандарта кадрового обеспечения промышленного роста”.   

Первый заместитель директора Московского филиала Института развития профессионального образования Игорь Грибанов отметил,  что Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) на сегодняшний день это одно  из самых перспективных звеньев работы по развитию СПО и  они должны стать площадкой международного сотрудничества.

Во второй день конгресса проходили тематические сессии. На сессии «ЦОПП как интегратор ресурсов СПО» директор Академии WorldSkills Russia Светлана Крайчинская рассказала, что в программе обучения ЦОПП в этом году приняли участие  110 тысяч человек, пострадавших из-за сложившейся эпидемиологической ситуации. А министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова поделилась региональным опытом деятельности ЦОПП: «Наш регион один из числа немногих, кто выступил инициатором записи для поступления во все техникумы и колледжи области  в формате онлайн через платформу ЦОПП. Так поступили 98% абитуриентов», – сказала она.

Директор ЦОПП Московской области Ирина Киселёва рассказала о том, как  во время самоизоляции она получала предложения организовать обучение граждан СНГ. По словам Ирины Киселёвой, в международном сотрудничестве сегодня  заинтересованы как колледжи, так и работодатели.

Но, как говорится, работодатель работодателю рознь и здесь надо в каждом конкретном случае давать свою оценку. Конгресс “Молодые профессионалы” проходил на площадке Московского городского образовательного комплекса (МГОК), которая находится на территории особой экономической зоны Технополис “Москва”. Здесь же рядом расположены  корпуса завода “Автофрамос”, на котором производятся наиболее популярные в России автомобили марки “Рено”. На заводе работает более двух тысяч человек, большинство из которых прошли  краткосрочную  подготовку непосредственно на предприятии, поскольку сборка готовых узлов на конвейере не требует высокой квалификации.

Такая подготовка не представляет интереса для современной образовательной организации СПО.  Так,  образовательные программы МГОК нацелены на подготовку высококвалифицированных  специалистов, способных принимать участие в изготовлении сложных и  единичных экземпляров механизмов и узлов, применяющихся при производстве авиационной и космической техники, для нужд оборонной промышленности и т.д.

МГОК на сегодняшний день одна из лучших площадок Москвы по профессиональной подготовке, в которой  реализуется  целый ряд самых разных направлений по программам  колледжей, а также есть производственные мастерские с возможностью подготовки специалистов высокого уровня по самым востребованным на сегодняшний день специальностям в ЦФО: технология машиностроения, токари и фрезеровщики высокой квалификации, оператор станков с ЧПУ, технологи по металлообработке, специалисты по работе с композитными материалами. В образовательном комплексе так же есть  кафедры промышленной фармацевтики, информационных технологий и робототехники, промышленного графического дизайна, социально-гуманитарных дисциплин и земельно-имущественных отношений.

Заведующий кафедры промышленной фармацевтики МГОК Сергей Гомзин отмечает, что столь широкий спектр компетенций объясняется принципом формирования образовательного контента: “Мы постоянно мониторим рынок труда на перспективу, то есть определяем – какие специалисты в ближайшее время понадобятся в ту или иную отрасль, – делится опытом своей работы С.Гомзин, – И стараемся за счет существующих образовательных  стандартов сформировать таким образом образовательную технологию,  чтобы на выходе получился качественный специалист, который будет востребован на рынке труда”.

В качестве показательного примера можно рассмотреть сотрудничество МГОК с одной из ведущих отечественных  фармацевтических компаний “Р-Фарм”. Буквально осенью в СМИ и в социальных сетях активно обсуждалась скандальная тема, что в России нет заводов, способных наладить выпуск в достаточном количестве вакцины от коронавируса и поэтому Правительство ведет активные переговоры с зарубежными компаниями. Но на поверку дня все оказалось несколько иначе: есть действующие предприятия, готовые приступить к выпуску вакцины, но их мощности недостаточно,  поэтому запускаются  новые заводы с самым современным оборудованием, работать на котором будут специально подготовленные операторы биотехнологий, которых в том числе готовят и на базе МГОКа. 

“Для подготовки таких специалистов  мы сформировали  всю необходимую образовательную среду, начиная от учебного плана основных образовательных программ и полного  комплекта учебно-методического комплекса до формирования  учебно-производственных мастерских, в которых ребята будут получать практические навыки, – говорит Сергей Гомзин, – Наши ребята, которые подали заявки на участие в данном проекте, прошли квалификационный отбор по нескольким этапам: профессиональные  компетенции, теоретические   знания. Так же,  они  прошли программу подготовки от компании “Р-Фарм”, заключили отложенные трудовые договора и получают повышенную стипендию от этой компании.  Съездили на стажировку на одно из предприятий компании и  прошли практическое обучение на технологической линии. Соответственно,  в эти дни они уже знакомятся со своими будущими начальниками, которые  распределяют  их  по рабочим местам. Уже в конце  декабря ребята уже начнут работать  на крупнейшем в России заводе по  производству вакцины от Covid-19».

Производственный комплекс будет изготавливать флагманскую отечественную вакцину “Спутник V”, разработанную Центром эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Согласно проекту, при выходе завода на полную мощность он будет производить до 20 млн. доз вакцины ежемесячно – этого хватит для того, чтобы привить всех  жителей Москвы и области, а также обеспечить защиту от Covid-19 жителям целого ряда регионов страны. Первые упаковки  вакцины “Спутник V” планируется произвести в технополисе “Москва” в январе 2021 года. 

Производственный процесс полного цикла будет включать в себя:  культивирование клеток, выращивание вирусных частиц, фильтрацию, выделение (хроматографию) субстанции вакцины, очистку, розлив, лиофильную сушку, а также вторичную упаковка флаконов в пачку. На территории комплекса создается свыше 500 рабочих мест для инженеров биотехнологов  и молодых специалистов, которые в том числе займут выпускники совместной программы компании “Р-Фарм” и Московского государственного образовательного комплекса (МГОК).   

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте