В Москве проходит конференция \”Федеральные профессиональные конкурсы среди педагогических работников как индикатор уровня развития региональных систем образования\”.
Петр Положевец, главный редактор \”Учительской газеты\”, заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”:
\”Всероссийский конкурс \”Учитель года России\” – это эффективная площадка для выявления и дальнейшего распространения педагогического мастерства и инновационного опыта лучших педагогов страны, именно поэтому конкурс становится важным ресурсом повышения профессионального уровня учителя.
По своей сути конкурс – это элемент системы непрерывного педагогического образования: он решает задачи, связанные с постоянным обучением и повышением уровня владения профессией.
Конкурс оперативно реагирует на изменения в образовании; он не учит, как учить, а задает тренд дальнейшего профессионального и личностного развития педагога, учит его учиться вместе со школьниками и вместе достигать успеха.
Конкурс способствует изменению представлений общества о качестве образования, формированию условий для становления инновационных образовательных сообществ и сетей.
Можно смело утверждать, что именно Всероссийский конкурс «Учитель года России» стал отправной точкой для создания концепции профессионального стандарта педагога. На протяжении многих лет его участники демонстрировали умения работать с разными категориями детей и в разных условиях, которые и легли в основу стандарта, задающего современные параметры профессионального мастерства учителя.
Конкурс ежегодно молодеет. В нем все больше принимают участие представители сельских школ, что свидетельствует о создании в нашей стране пространства равных образовательных возможностей для всех детей независимо от места проживания.
Ежегодно в конкурсе участвует и все больше молодых энергичных педагогов-мужчин. Это говорит о том, что их представительство становится все более значительным и в школьном образовании в целом\”.
Андрей Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России:
\”Сегодня мы завершаем наш марафон, связанный с конкурсом \”Учитель года России\”. Если говорить о профессиональных конкурсах, то это на самом деле здорово! Любые профессиональные состязания хороши, если это не \”угадайка\”, а возможность проявить себя, если это творческий конкурс. И \”Учитель года России\” именно таков.
Я до сих пор под впечатлением от \”Круглого стола образовательных политиков\”. Наши победители – люди высоко мотивированные, с ярко выраженной гражданской позицией. По сути, это готовая смена нам, управленцам в образовании. У них есть свое видение того, как решать ключевые проблемы в образовании, и они готовы им поделиться.
Именно такие педагоги могут вывести образование в стране на новый уровень. А такая задача сейчас перед нами и стоит. Это связано с тем, что отношение к образованию, отношение к профессии учителя, к его статусу в обществе и государстве меняется. Об этом говорит и тот факт, что такого количества поручений президента, связанных с образованием, прежде никогда не было. Мы давно стремились к переменам, и сейчас для этого появились все возможности.
Важнейший приоритет на ближайшее время – разработка Национальной системы учительского роста. Это чувствительная тема, она волнует всех. Работа уже началась, она будет идти планомерно, но не форсированно\”.
Евгений Малеванов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, член оргкомитета Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”:
\”Если мы принимаем идею того, что Учитель года может быть наставником и в то же время учитываем тенденцию омоложения участников конкурса, то стоит задуматься, а правильно ли мы трактуем само слово \”наставник\”, справедливо ли увязываем его только с опытом? Ведь получается, что наставниками становятся учителя с опытом в пределах 2-4 лет\”.
Андрей Иоффе, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования МГПУ, член жюри очного тура Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”:
\”С 2014-го по 2017 год конкурс \”Учитель года России\” проходит по одной модели. Она хорошо иллюстрирует идею баланса в педагогике: в ней найдено хорошее соотношение между внешними требованиями к представлению опыта конкурсантов, но в то же время есть и пространство для творчества. Если говорить о том, нуждается ли она в корректировке в сторону увеличения числа заданий, то однозначно нет. Сами конкурсанты признают, что интенсивность мероприятия и так большая. Надо лишь несколько скорректировать акценты…
Обычно на установочном семинаре мы говорим с конкурсантами вот о чем: конечно же, от педагога сегодня требуется реализация стандартов, но в то же время нужно делать на уроке или мастер-классе именно то, что считаете важным вы. Не нужно пытаться, что называется, угодить ФГОСу.
ФГОС – это требования к учителю, который понимает, что делает, поэтому не нужно искусственной метапредметности. В уроке должна быть глубина, тогда материал сам выведет вас на метапредметность. Здесь важен подбор смыслов, а не формы. Но в погоне за насыщением урока смыслами есть те, чьи уроки становяится слишком разнообразными и потому эклектичными. Все должно быть естественным и оправданным. И конкурс хорошо выявляет эти дефициты.
Язык не поворачивается назвать конкурс \”Учитель года России\” инструментом чего бы то ни было. Конкурс – это дело или событие, и у любого конкурсного испытания и того, как оно выполнено конкурсантом, должна быть душа\”.
Конференция также предполагает работу секций. Первая из них носит название \”Модель Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”: реалии и перспективы\”. Ее модератором является Ирина Димова.
Вторая секция посвящена Всероссийскому конкурсу \”Воспитатель года\”.
В рамках третьей секции будет представлен опыт организации конкурсного и послеконкурсного движения. Так, Марина Мирошник, замдиректора школы №5 Ростова-на-Дону, лауреат Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2000, расскажет о \”педагогических мастерских\” клуба \”Учитель года Дона\”, заместителем председателя которого она является.
Владимир Головнер, учитель химии московской школы №1259, руководитель программы \”Межрегиональная школа \”Учитель года\”, расскажет, какое развитие и продолжение получил профессиональный конкурс в проекту межрегиональной зимней и летней школы \”Учитель года\”.
Наконец, четвертая секция – \”Конкурсы среди педагогических работников как ресурс повышения квалификации работников образования\”. В ходе нее, в частности, Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса \”Учитель года России\”-2015, выступит с темой \”Конкурсы для учителей и национальная система учительского роста: в поисках путей взаимодействия\”. Директор Николаевской средней школы Камчасткого края Александр Давиденко посвятит свое выступление конкурсу \”Успешная школа\” и представит его как ресурс формирования корпоративной культуры и роста профессионального мастерства педагогов. К слову, в настоящее время идет прием материалов для участие во II Всероссийском конкурсе \”Успешная школа\”. До 15 октября школы могут успеть присоединиться к состязанию.
После работы секций также пройдет пленарное заседание, на котором будут подведены итоги работы конференций и принята резолюция.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии