Ценностное воспитание, развитие навыков будущего, потенциал исследовательской деятельности в развитии учеников – эти вопросы были обсуждены на сессии \”Инновационный потенциал географического образования: детский сад – школа – университет – обучение на протяжении всей жизни\”, состоявшейся 6 июня в рамках Международной конференции \”Практическая география и вызовы XXI века\”, посвященной 100-летию Института географии РАН.
Масштабное событие было организовано Институтом географии РАН совместно с корпорацией \”Российский учебник\”.Вопросы развития географического образования сегодня беспокоят не только отечественных экспертов, но и участников мирового профессионального сообщества. Какие задачи стоят перед современным учителем? Какие знания и навыки нужны ученику XXI века? Как повысить мотивацию к обучению? Известные специалисты из Германии, Китая, Монголии, России, Хорватии и других стран поделились с учителями и руководителями образовательных организаций собственной экспертизой.\”Мы, как преподаватели географии, должны создавать такую картину мира, в которой география является способом его устойчивого развития. Очень важно, чтобы цели достигали не только разума, но и сердец учеников. Для этого нужно \”зацепить\”. Если учеников \”трогает\” то, что они изучают, они с большим увлечением начинают заниматься этим. Сегодня мир очень сложен, и мы должны преподавать не только факты, но и факты для размышления, – отметила в своем выступлении Кристиан Мейер из Ганноверского университета им. Лейбница, Институт научного образования, Ганновер, Германия. – В рамках конференции развернулась дискуссия о школьных учебниках. Это как раз то, о чем спорят в Германии. У нас есть электронные учебники, но не весь их потенциал используется. Другая сторона проблемы – издательство школьных учебников в Германии. Это дорогое удовольствие: покупка прав, редактура, печать, продвижение. Больше всего меня заинтересовал доклад о создании международных учебников. Опыт российских педагогов я обязательно буду использовать в своей работе\”.Особое внимание в учебном процессе необходимо уделять проблемам изменения климата, отметила Батчулуун Ембуу из Монгольского национального университета образования, кафедры географии, Улан-Батор, Монголия.\”Образование, касающееся вопросов изменения климата, должно носить масштабный характер, охватывать множество аспектов, – уверена эксперт. – Разумеется, для этого необходимо разработать методы оценки такого образования и соответствующие программы обучения преподавателей, работать над учебным планом. Мы должны расширять инструментарий в школах, давать знания, основываясь на реальном опыте, мотивировать учеников к самообучению, исследовательской деятельности\”.Большой интерес к предмету вызывают задачи, построенные на реальных примерах. Александра Парфенова из Российского государственного педагогического университет имени А. И. Герцена Санкт-Петербурга рассказала учителям, почему так важно использовать технику обучения, опирающуюся на рассмотрение конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни. Ведь цель таких заданий – не только в повышении мотивации к обучению у школьников:\”В нашем обществе образование играет ключевую роль. Технологии, геополитика заставляют нас адаптироваться к переменам. Мир так сильно изменился, что было бы неправильно обучать нынешних детей так, как учили 20 лет назад. В этой связи важными становятся универсальные учебные действия, которые были определены Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Развитие этих компетенций позволит школьнику в будущем обучаться на протяжении всей жизни. География серьезно привязана к повседневной жизни человека и позволяет достаточно эффективно развивать эти навыки и умения\”.Главные идеи, озвученные на мероприятии, были отражены в Международной хартии географического образования, разработанной Комиссией Международного географического союза и специально изданной на русском языке к конференции \”Практическая география и вызовы XXI века\” в 2018 году корпорацией \”Российский учебник\”. Эта хартия является своего рода конституцией для учителей географии, преподавателей вузов и ученых-географов. В ней изложены основные принципы географического образования, которые в настоящее время необходимы всем участникам образовательного процесса. Документ был одобрен Генеральной Ассамблеей Международного географического союза на Международном географическом конгрессе в Пекине в августе 2016 года.\”Международная хартия географического образования – это очень важный документ не только для понимания того, как развивается мировая географическая наука, но и для определения места и роли географии в нашем обществе\”, – подчеркнула директор центра картографии и географии корпорации \”Российский учебник\”, заместитель главного редактора журнала \”География в школе\” Лора Царёва.Посмотреть все выступления сессии \”Инновационный потенциал географического образования\” можно на официальном сайте корпорации \”Российский учебник\”.
Комментарии