Как утверждал Джон Рескин, «первое условие образования – возможность получения полноценной и значимой работы», поэтому приоритетом нашей деятельности является предоставление выбора ребенку на пути его профессионального развития.
Ребенок способен определиться со своими предпочтениями и склонностями уже в самом раннем возрасте.Наши образовательные учреждения предлагают родителям и детям раннюю специализацию по различным профилям: гуманитарный, лингвистический, социально-экономический, математический, естественно-научный – начиная с 5-го класса. Таким образом, специализация в школе имеет тенденцию «опускаться» на все более ранний возраст ребенка. Например, в школах Кунцевского района профилизация по различным предметам происходит уже в начальной школе начиная с первого класса.Работа педагогического коллектива начальной школы по подготовке детей к ранней профилизации осуществляется по следующим основным направлениям: – организация профинформационной работы на всех уроках;- организация и проведение внеклассных занятий;- оформление портфолио «В мире профессий»;- организация экскурсионной работы;- организация профориентационной, проектно-исследовательской деятельности, конкурсов, фестивалей;- значительное место в данной работе занимают беседы на классных часах, которые проводят классные руководители, учителя-предметники и родители – представители различных профессий.Имеет ли явление профилизации уже в начальной школе положительный характер? Имея дело с семилетними школьниками, возрастают так называемые риски специализации, когда выбранный профиль перестает удовлетворять потребности и интересы ребенка в школе с течением времени. С другой стороны, тщательно избранный родителями и ребенком путь обучения в рамках определенного профиля гарантирует вектор на личностно ориентированное обучение и скорейшую социальную адаптацию учащегося. Стоит также отметить, что в последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и так далее. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий вуз.По статистике большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с большим интересом к профильным дисциплинам, и лишь 30 процентов – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Есть еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний, с повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.Таким образом, профилизация в современной школе рассматривается как средство индивидуализации процесса обучения. Такой путь реализации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса является одним из знаковых направлений реформирования современного российского образования.Татьяна КОРШУНОВА, школа №1440;Ольга МЯГКОВА, школа №806
Комментарии